Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Любовь зла

Еще до появления первых титров на экране мы знаем, в любом фильме, в любом жанре будет противодействие двух сил — добра и зла. Рафинированные герои и отъявленные злодеи, скрытые добродетели и глубинная тьма— в разных пропорциях и градациях белого и черного такая растановка сил присутствует в каждой киноленте. Это же правило действует и для книг. 

По сути это не что иное как отражение реальной действительности, даже если на экране супергерои или сказочные персонажи. Зрителю легко определиться с симпатиями и выплеснуть накопившиеся чувства на персонажей. Мы радуемся и сопереживаем «хорошим» и негодуем от удавшихся пакостей «плохих». Но что, если плохиш вдруг вызывает неподдельный интерес и вот вы уже рьяно отстаиваете его точку зрения? Почему вдруг крушится наше представление о добре и зле? Из-за импровизации актера, ошибки режиссера или дело в нас самих?

Да, история кинематографа знает немало случаев, когда антигерои перетягивали на себя все одеяло зрительской любви. Коварные красавчики, харизматичные злодеи, обаятельные маньяки — каких только эпитетов не удостаивались персонажи, которым в реальной жизни светил бы немалый срок за решеткой. Я не говорю уже о многочисленных кинопремиях и наградах. При этом каждый случай уникален: где-то сыграла роль внешность актера, где-то трагическая судьба его героя. Так уж мы устроены, что легко поддаемся на провокацию, особенно если она сдобрена прекрасными декорациями и режиссерскими новациями.

Я сама идя на поводу у обманчивых чувств не раз уличала себя в симпатии к персонажам, которых в реальной жизни стоит обходить стороной. Например, образ Малефисенты: демоническая красотка, которую сыграла Анжелина Джоли, не такое уж вселенское зло, чтобы корить себя за приступ внезапной любви к героине. На экране не старая карга-колдунья, а элегантная дама в эффектных нарядах. Стоило только рассказать зрителю трагическую историю любви и предательства, как Малефисенту начали поддерживать как зрительницы, так и зрители, которых уж точно сложно упрекнуть в женской солидарности. На положительный образ злодейки играло все: выбор актрисы, сценарий, работа над костюмами, макияж. С такой подготовкой очень сложно оставаться обыкновенной злюкой, вот и Малефисента скорее похожа на обиженную женщину, нежели на безжалостного монстра.

 

c41a91d3dffa5fe568b54f01b52a3770.md.jpg

 

У героя Зака Эфрона — знаменитого американского серийного убийцы Теда Банди  — не было высоко очерченных скул, изящных рожек и испепеляющего взгляда. У него вообще не было ничего, что могло вызвать хоть какие-то подозрения на счет безупречной репутации. А вот природного обаяния этому персонажу не занимать. Непоколебимая уверенность, изящные пассажи и искорки в глазах заставили поверить в невиновность злодея если не всю Америку, то наверняка почти всех американок. В фильме "Красивый, плохой, злой", основанном на реальных событиях, вообще удивительно точно показано, насколько сильно обществом руководят стереотипы.  И как сила обаяния может годами спасать опаснейшего преступника от электрического стула. Ни в коем случае не хочу вас напугать, картина прекрасна с точки зрения психологического эффекта.  К тому же на протяжении всего фильма зритель не увидит ни капельки крови, потому смотреть можно даже самым впечатлительным. Зато поводов для раздумий фильм предоставляет более чем достаточно.

 

5a949bb73e0913712d1e1b45e6603224.jpg

 

Если этот персонаж брал эстетикой, то Ганнибал Лектер однозначно для интеллектуалов. При всем уважении к Энтони Хопкинсу, а именно с ним зрители привыкли отождествлять кровожадного злодея, внешность актера далека от образа секс-идола. Так что расчитывать на вау-эффект в этом случае не приходится. Но тем не менее зритель ловит каждую реплику актера, разбирает его роль на цитаты и аплодирует талантам злого гения. Да, зрители и критики называют Ганнибала злодеем № 1 в индустрии кино.

Талантливый психиатр, хирург, разносторонне развитый интеллектуал, ценитель искусства и по совместительству жестокий маньяк оставил свой след в четырех романах, пяти фильмах и телесериале. Такой славы не удостаивались многие положительные герои.

 

b98cb1572575edf7b208f617a9627cea.md.jpg

 

Прототипов у такой разносторонней личности было несколько — все реальные преступники с наиболее мерзкими доказанными правонарушениями. Только собрав воедино самые отвратительные эпизоды криминалистики можно было явить миру такое чудовище, зло во плоти.  Чтобы потом заполучить… безоговорочную любовь зрителя. К достоинствам  Лектера приписывают его избирательность в убийствах, роль  судьи, выносящего вердикт человеческим порокам. Как мы помним, знаменитый киногерой помимо прочего убивал опасных преступников. А когда Питер Уэббер в своей картине «Ганнибал: Восхождение» показал юность и молодость Ганнибала, открыв зрителю причины столь асоциального поведения,  шансов на ненависть и презрение у маньяка и вовсе не осталось.

Психологи называют такое сопереживание злодеям кино- и книготерапией. Зритель или читатель, отождествляя себя с приспешником зла, неосознанно проживает вместе с ним тот опыт, на который никогда бы не осмелился сам. Примеряет на себя те чувства, в которых испытывает потребность — смелость, хитрость, волю. Так что ничего преступного в таком проявлении чувств нет, если ваши симпатии не выходят за границы выдуманных миров. В реальной жизни и в отношениях с невымышленными героями цена такой терапии может быть выше, чем стоимость билета в кинозал.

 

Наталья Оринго

Cvetochnayafeya
Вс, 24/07/2022 - 13:00

Спасибо за прекрасную статью. Когда читала насчёт анти-героев, которые вызывают симпатию зрителя вспомнился советский фильм "место встречи изменить нельзя". Высоцкий играл негативного с точки зрения советской морали героя, а Кононов-правильного во всем.Но харизма Высоцкого "победила")))) А потом подумала, в скольких советских фильмах показывается негативное отношение общества к людям с предпринимательской жилкой, людям с не стандартным подходом к решению вопросов (сейчас отношение к такому типажу людей совсем иное). Получается, что "плохо и хорошо" - это условные понятия, которые кем-то сформированы в обществе (локальном социуме) -кино, книгами, политиками. Вот так подумала и захотелось, чтобы в ближайшем будущем человеческие индивидуумы стали личностями с собственным мнением!
Minakova
Пнд, 25/07/2022 - 00:51

Наталья, спасибо за такую статью! Она, кстати, также заставила меня в очередной раз убедиться в том, насколько разное восприятие у тех, кто погружён в тему с профессиональной точки зрения, или исследует тему с другого ракурса. Все, кто знаком с системой Станиславского ( а это ну вообще олдскул), и в том числе сэр Энтони Хопкинс, знают простую формулу: играешь злого -- ищи, где он добрый. Так персонаж становится живым, выпуклым, настоящим, вызывающим сопереживание) Как раз то, о чём вы говорите! Именно многогранность персонажа, правильно подсвеченная актёрской, режиссёрской работой или мастерством сценариста, вызывает в нас симпатию, душевный отклик.