Наверное, самый важный пласт истории для каждого из нас - история своей малой родины, места, где ты родился, улиц, по которым ходил ещё малышом... Особенная связь, конечно, возникает у людей, проживших в родном городе всю жизнь, вырастивших тут своих детей. А много ли мы знаем об этой истории?
Конечно, в современной школе есть "Харьковщиноведение", а горожане более взрослого поколения могут что-то знать из музейных экскурсий и рассказов старожилов. Рассказы превращаются в городские легенды и даже байки, а школьникам, будем честны, информацию преподносят скорее справочную. Поэтому я очень рада познакомить вас с людьми, которые занимаются историей Харькова. Сегодня в гостях у Оринго – Наталья Васильева, соосновательница интересного проекта о родном городе, о котором хочется рассказать любителям истории и краеведения.
Наталья Васильева на презентации альманахов
- Наталья, расскажите, пожалуйста, оринговцам о своём детище!
- «Харьков: люди, события, даты» - это уникальный проект, он построен по принципу исторического календаря. Он охватывает события от 1654 года (это первое упоминание названия города) до 1934 года (когда состоялся перенос столицы УССР из Харькова в Киев). Его основали и ведём мы с Ольгой Викторовной Чистяковой.
- Насколько мне известно, Ольга – большая энтузиастка!
- Да, проект начинался в 2015 году с небольших статей Ольги Викторовны на Facebook, посвященных знаменитым харьковчанам. Вообще по образованию Ольга Викторовна - физик, и 20 лет она была исполнительным директором крупной дистрибьюторской компании. Когда её сын уехал строить свою жизнь за границу, он оставил ей трёхтомник Дмитрия Багалея. Ольга Викторовна живёт на улице Багалея, так что любопытство узнать, что это за человек, конечно, появилось само собой. И благодаря этим книгам у неё родилась страсть изучать историю Харькова.
Ольга Чистякова
- А как из любительских статей появился такой масштабный проект?
- А к 2016 году материала собралось так много, что у Ольги Викторовны возникла идея издать серию журналов по месяцам, где в каждом номере были бы собраны статьи про тех людей, которые родились в этом месяце, и события, которые произошли в городе в этот период. Так к проекту присоединилась я, как дизайнер-верстальщик и автор статей. Уже в 2017 году у нас вышло два выпуска – «Июнь» и «Июль», «Август» был на этапе верстки.
- Это были уже полиграфические выпуски, классические «толстые журналы»?
- Да, мы попробовали печатать цветные журналы, но печать оказалась нерентабельной. Журналы получались очень дорогими, а ведь наша цель - сделать так, чтобы у них была доступная цена, это важно. Поэтому мы временно прекратили их печатать, пока не нашли в прошлом году типографию, где нам назвали такую цену, с которой мы можем продолжить печатать наши цветные выпуски.
- А как же дело обстояло в 2017-м, после пробных, дорогих выпусков?
- Какое-то время собирали материал, готовили выпуски, а с 2018 года проект перешел в формат страницы на Facebook, а я стала её администратором. С 2018 по 2020 год на страницу подписалось более 4000 человек. Обратная связь от харьковчан была просто невероятной, а главное, мы начали сотрудничать с харьковскими краеведами. Так, постепенно, начали появляться статьи Ольги и Ирины Багалей – это правнучка и пра-правнучка Дмитрия Багалея. А также Филиппа Диканя, историка Инны Можейко и многих, многих других.
- Получается, то, что журнал ушел в онлайн, пошло ему только на пользу. А как дальше развивался проект?
- Материалов у нас становилось все больше, и осенью 2019 года появился первый выпуск альманаха Ольги Юрьевны Багалей «Вулиця на вcі часи». Ольга Юрьевна всю жизнь прожила на улице Фрунзе в доме своего прадеда, этой улице только сейчас присвоили имя Дмитрия Багалея. Альманах она затеяла, чтобы населить дома на этой улице, у которой теперь такое важное харьковское имя, историями людей, которые там когда-то жили… Там, например, жила семья историка Гинце, химик Лагермарк… Уже в феврале 2020 года вышел второй выпуск этого же альманаха, а в мае вышел первый выпуск альманаха Инны Можейко «Харьков: мозаика прошлого».
- Я знаю, что кроме выпуска альманахов, Вы, Наталья, также популяризируете историю города и другими способами...
- Да, в прошлом году я прочитала несколько лекций про Наталью Дудинскую, Иду Рубинштейн и Христину Алчевскую, а в этом году в библиотеке Чехова стартовал цикл лекций про значимых людей в истории Харькова. Я успела прочитать про Льва Ландау и Василия Каразина, потом в наши планы вмешался карантин...
- Надеюсь, что когда эпидобстановка наладится, харьковчане снова смогут Вас увидеть и услышать! Наверняка сейчас что-то готовите, не остановили работу?
- Конечно! Готовятся к печати еще по одному выпуску альманахов «Вулиця на всі часи» и «Харьков: мозаика прошлого», а также дополненный «Июнь».
От себя добавлю, что альманахи очень содержательные и красивые, а за фактчекинг здесь отвечают репутацией! Полистайте, например, "Июнь" или "Июль" - как раз узнаете, чем жил и дышал летний Харьков.
Альманахи "Харьков: люди, события, даты" можно заказать, заполнив эту простую форму заявки. Кроме страницы в Facebook, проект имеет еще группу для общения краеведов и людей, интересующихся историей Харькова и канал в Telegram.
Для Оринго проект "Харьков: люди, события, даты" подготовил увлекательный рассказ об истории того самого района, где и "прописался" наш ювелирный дом. Мы искренне благодарим Наталью за возможность пообщаться и за исторический экскурс в прошлое.
250 лет назад на территории, на которой сейчас находится Центральный рынок, а также улицы Ярославская, Чеботарская, Коцарская, Полтавский шлях, Конторская до самой реки Лопань были болота, а там, где земля посуше, были хаотично разбросаны домики горожан, многие из которых занимались ремеслами. Это место звалось слобода Залопань.
Немного позже, в начале ХІХ века, слободы уже совершенно слились с городом. В Харькове жило около 15 тысяч человек, и город рос в направлении улицы Пушкинской (тогда – Немецкой), а Залопань так и оставалась тихим местом с сонными улочками, где жили ремесленники и купцы.
Согласно Генеральному плану губернского архитектора Петра Ярославского, именно в тот период началась упорядоченная застройка улиц, хорошо известных нам сейчас. Улица Ярославская получила свое название в честь самого архитектора, чей дом находился на ее пересечении с Полтавским шляхом. Чеботарской и Коцарской улицам названия дали ремесла, улица Благовещенская получила имя от церкви, которая возникла вместе с Харьковской крепостью, а Полтавский шлях был дорогой на Полтаву. Озеро, которое пересекала улица там, где сейчас находится ТЮЗ, засыпали. Дальше улицы Малиновского не было ничего, и там поставили шлагбаум и заставу. Недалеко от места, где сейчас пожарная часть, была таможня, на месте вокзала – Архиерейская левада, на месте Центрального рынка – Дунинская.
Благовещенский базар и Малый Лопанский мост
Отдельно хочется рассказать о Благовещенском базаре. Все началось с того, что в 1833 году было принято решение перенести Сенный рынок с Михайловской площади (Площадь Небесной Сотни). Город выкупил Дунинскую леваду, но тогда это был заболоченный остров, образованный двумя рукавами реки Лопань. Рынок расположился у Благовещенской церкви, там построили деревянные лавки, и несколько лет купцы все не решались начать строительство на новом месте в силу нескольких весомых причин. Тогда вдова известного купца Кузьмы Кузина, Екатерина, построила за свой счет 42 каменные лавки, которые существуют и ныне. Так начал строиться и развиваться Благовещенский рынок; а когда в начале ХХ века в Харькове пустили трамвай и возле Благовещенской церкви ему было трудно ехать из-за того, что возле старых деревянных лавок толпился люд, тогда и построили каменные Суздальские ряды.
Строительство Благовещенского собора. Слева Благовещенская церковь. Паводок реки Лопань. 1893 год. фотограф С. Иваницкий
В середине XIX века было принято одно из судьбоносных решений для города – провести через него ветку железной Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В 1869 году в Харьков прибыл первый поезд, и с тех пор Залопань преобразилась: город наводнил рабочий люд, земли вокруг вокзала застраивались и обретали совсем другую ценность. Так город разросся почти до Холодной горы, и Залопань из окраины города превратилась в его центр.
Первый поезд прибывает на харьковский вокзал, хроника
Настоящим украшением Залопани был сад «Тиволи», который размещался между Благовещенской улицей, Коцарской и Дмитриевской. С 1881 года сад стал открытым для публики. В 1882 году там была проведена грандиозная реконструкция: выкопан пруд, проведено газовое освещение, построены ротонды для двух оркестров и буфета, беседки для посетителей. Впервые в Харькове был залит каток для катания публики. Специально для детей и взрослых был даже выстроен ледяной дом, который всем так понравился, что его стали делать ежегодно, украшая иллюминацией, позднее электрической.
Но знаковым событием для сада было открытие нового двухъярусного капитального театра на 52 ложи. Сменялись арендаторы, обновлялись аттракционы, но неизменно сад «Тиволи» оставался самым известным в городе садом-театром. Проходили годы, одни арендаторы сменяли других, но театр стоял закрытым, потому что здание было неудобным для проведения массовых зрелищ: проходы слишком узкие, ложи тесные, лестницы крутые. В 1926 году было решено построить на его месте клуб для союза «Пищевкус». Сейчас в нем расположен театр Музкомедии.
Летний деревянный театр в саду «Тиволи», проект. 1906 год
Еще одна жемчужина Залопанской слободы – Дмитриевский собор, перестроенный архитектором М. Ловцовым. По отзыву современника строительства В. П. Карпова, «этот храм можно назвать лучшим храмом в Харькове: своей красотой и грациозными линиями, подбором орнаментики, куполами яйцевидной формы и шпилеобразными башенками по бокам он же может не привлекать к себе глаз наблюдателя, на нем отдыхает душа, и за него заочно благодаришь зодчего… Колокольня храма вся ажурная, украшена тоненькими колонками… увенчана зеркальным крестом с вызолоченным сиянием».
В 1930-м году храм был закрыт, потом перестроен: купол разрушен, фрески уничтожены, после войны фасад был облицован керамической плиткой. От былой красоты не осталось и следа, но сейчас в храме снова идут богослужения, а реконструкция медленно, но верно возвращает зданию его истинный вид.
В конце XIX века в Харькове уже жило 100 000 человек. Это столетие превратило город из небольшого уездного местечка в большой город с университетом, развитой медициной, вокзалом, сделавшим его значимым транспортным узлом на Юге Российской империи.
Спустя каких-нибудь 100 с небольшим лет Харьков – город-милионник, промышленный, торговый, студенческий. Для многих приезжих наш город – это Госпром, Зеркальная струя и серые сталинские дома. Но есть в нём место, где всё еще помнит давно ушедшие годы: Залопань с ее тихими улочками, с небольшими домами и рекой, спокойно несущей свои воды куда-то далеко-далеко.
Интервью: Анастасия Оринго
Текст: Наталья Васильева специально для Оринго
Елена Маслова
Чт, 09/07/2020 - 19:08
Kell
Чт, 09/07/2020 - 20:25
galina_К
Пт, 10/07/2020 - 08:38
Наталія Васильєва
Пнд, 13/07/2020 - 16:36
Анастасия Оринго
Пнд, 13/07/2020 - 17:23
Наталія Васильєва
Втр, 14/07/2020 - 11:43