Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Магический реализм на книжных страницах

Выражение «магический реализм» уже само по себе похоже на оксюморон. Если термин «реализм» должен быть знаком со школьных уроков литературы, то в сочетании со словом «магический» он из простого и понятного превращается во что-то решительно странное. Что же это такое? Как это понимать? Давайте разбираться!

Магический реализм – это целое направление в творчестве: в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе и так далее. Если говорить совсем-совсем просто, то суть магического реализма – в сочетании обыденного и фантастического. Например, выходите вы утром за хлебом, а над городом парит девушка в свадебном платье и с букетом, или идёт дождь из маленьких серьёзных джентльменов в котелках. Это не фантазии с потолка, это сюжеты картин Марка Шагала и Рене Магритта, творчество которых относят к магическому реализму.

 

cd3f38605b63e5182c3bac01e31fc855.md.jpg

Рене Магритт «Голконда»

 

Впрочем, начался магический реализм с литературы. И не с простой, а с латиноамериканской. Почему именно с неё? Хороший вопрос… Возможно, потому, что у латиноамериканской литературы XX века были очень необычные предки – мифы коренных народов и их пересказы испанскими монахами, фантастические летописи и истории, в которых реальность густо смешивалась с индейскими легендами, и полевые записки миссионеров, не глядя сваливавшие в кучу факты и досужие байки... «Чилам-Балам» и «Пополь-Вух», «История государства инков» и легенда об Эльдорадо – с такой традицией смешивания реальности и мифа магическому реализму просто грех было не появиться!

Первые ростки новый жанр пустил ещё в 1930-е годы, к началу 50-х окреп и усилился, а в 1967 расцвёл буйным цветом – именно в этом году мир был сражён наповал романом Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Этот роман и по сей день считается самым известным в своём жанре, его популярность огромна, он переведён на 35 языков мира, а суммарный тираж и вовсе не поддаётся подсчётам. Учитывая то, о чём роман – наверное, это что-то говорит о читающем человечестве…

Но не Маркесом единым, как говорится – в жанре магического реализма писали такие мэтры мировой литературы, как Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Мигель Анхель Астуриас и многие-многие другие. Новый жанр недолго был достоянием одной лишь Латинской Америки – его очень быстро оценили и в других странах, особенно по вкусу он пришёлся Европе, где вскоре появились свои мэтры и мастера, такие, как Милорад Павич. Сейчас магический реализм – явление такое родное и привычное, что непонятно, как он не возник раньше… А может, и возник, кстати – некоторые исследователи вполне серьёзно относят к нему «Мастера и Маргариту» Булгакова и даже «Петербургские повести» Гоголя! Странно? С одной стороны – да, с другой – ничуть, если посмотреть на характерные признаки магического реализма.

 

3c65ae86f21e7838ca6e1fc79c20e331.md.jpg

На фото: кольцо "Иллюзия" со Swarovski White Topaz

 

Что же это за признаки? Как именно этот жанр сплавляет миф с реальностью?

Во-первых, это наличие фантастических элементов на фоне обычной, повседневной жизни. Фантастические элементы много где есть – в научной фантастике, в фэнтези, в притче, однако магический реализм отличается тем, что фантастика в нём тоже обыденна. Странные вещи никого не удивляют – ни героя, ни автора. К герою в гости приходит призрак цыгана-колдуна-реинкарнации библейского первосвященника, девушка беседует со смертью, дождь над городом идёт четыре года – всё это абсолютно нормально, обыденно и ничуть не из ряда вон – в конце концов, бывают вещи и постраннее. 

Во-вторых, это обращение к мифу в самом широком смысле этого слова. Это может быть миф об Эльдорадо или архетипическая история о становлении героя – что угодно, но почти никогда магический реализм не является чисто авторской выдумкой. Автор – условно говоря – всегда опирается на чьи-то плечи.

В-третьих, это абсолютно бесцеремонное обращение с пространством и (особенно) временем. И то, и другое всячески искажается, растягивается и перекручивается. Города повисают «между небом и землёй» или отражаются в некой параллельной реальности (опять-таки, никого это не удивляет), век сжимается до дня, а день растягивается до века, время замыкается в цикл, и будущее повторяет прошлое (а то и наоборот).

 

96b4c669b15ba436bf638a910c100ed9.md.jpg

На фото: серьги "Биомеханика фантазий 2"

 

Про «Сто лет одиночества» все так или иначе наслышаны, а какие же ещё книги в жанре магического реализма заслуживают внимания? Стоит сказать, что их немало, и перечислить все вряд ли удастся, но самые интересные – стоит попробовать.

Начать погружение в магическо-реальный мир предлагаю с романа чилийской писательницы Исабель Альенде «Дом духов». На первый взгляд, магического реализма там немного – роман преимущественно о политике, революции и свержении диктатора. На второй взгляд… тоже. Может возникнуть справедливый вопрос – за что же эту книгу считают классикой магического реализма, если его там почти нет? Очевидно, за то, что добавленный небольшой порцией, он оказывается очень уместен и позволяет не мгновение оторваться от земли в те моменты, когда находиться на ней становится особенно трудно.

Цитата из книги: "Бланка считала, что следует ограничивать чтение, ведь существуют вещи, которые девочке читать еще не по возрасту, но Хайме думал, что люди не читают того, что им неинтересно, а если книга захватывает, значит, человек созрел для этого".

657d6e6501a5a67c65265cc5290bf7bb.jpg

 

Вторая книга списка, «Голодная дорога», принадлежит британскому автору нигерийского происхождения Бену Окри. «Голодную дорогу» называют романом взросления… что ж, в определённом смысле так и есть, если, конечно, героем такого романа может быть дух. Да, главный герой – дух, воплощённый в теле маленького мальчика. Его глазами читатель видит мир и всё, что есть в этом мире (точнее, мирах) – трёхглавых духов и фантастических чудищ, соседские драки и нетрезвого полуграмотного отца, пытающегося читать книги… Все эти вещи в Африке реальны примерно в равной степени. Повествование очень пёстрое, странное, безумное и захватывающее – порой даже против воли читателя.

Цитата из книги: "И не было среди нас тех, кто хотел рождаться вновь. Нам не нравились суровость бытия, неутоленные вожделения, вопиющие несправедливости мира, лабиринты любви, равнодушие родителей, сам факт существования смерти, и особенно — удивительная слепота Живущих: они не видели, что живут среди прекрасных созданий Вселенной. Мы страшились бессердечности этих слепых от рождения людей, ведь лишь немногие из них только еще учились видеть".

4a1cdc230722e0a6d25ad3eb8250af5f.jpg

 

Третья книга – «Тень ветра» испанского писателя Карлоса Руиса Сафона. Эту книгу бесполезно даже пытаться пересказать – настолько плотна и запутанна ткань повествования. Множество героев, множество историй сплетаются плотно, точно нити в гобелене, складываясь в единую картину, героем которой является мальчик, которому в один прекрасный момент суждено было найти книгу всей своей жизни… Язык и атмосфера, густые и обволакивающие, под стать сюжету – эту книгу нельзя проглотить разом, её необходимо пробовать и смаковать. Кстати, а любите ли вы книги, от страниц которых явственно сквозит чертовщинкой? Если да - романы Сафона определенно стоит включить в список к прочтению.

Цитата из книги: "Тот, кого звали Исааком, кивком пригласил нас войти. Во дворце царил голубоватый полумрак, в котором едва угадывалась мраморная лестница и галерея, расписанная некогда фресками, изображавшими ангелов и химер. Мы проследовали за нашим провожатым по дворцовому коридору и вошли в круглую залу, где царил церковный полумрак, из-под купола которой в окна били снопы солнечного света. От пола до самого верха вздымался лабиринт полок, забитых книгами; их расположение напоминало расположение сот в улье, с проходами, ступенями, плитами и мостиками; это было нечто вроде огромной библиотеки с хаотическим нагромождением книжных полок. Разинув рот, я посмотрел на отца. Он улыбнулся и подмигнул мне:

— Добро пожаловать на Кладбище Забытых Книг".

dd872c0b275bb58ab2b0af66ec290661.jpg

 

Список будет неполным и несправедливым без Милорада Павича – европейского классика магического реализма и автора самых странных книг, которые только можно вообразить. Представьте себе книгу, у которой два начала, а конец находится в середине, и чтоб понять, её нужно прочитать полтора раза. Не можете? А она существует. «Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре» – это именно оно и есть. Роман состоит из истории Леандра и истории Геро, начинающихся в разных концах книги и сходящихся ровно на середине – причём сам автор рекомендует ответственно отнестись к выбору истории, с которой вы начнёте, ведь от этого зависит понимание романа в целом. Если вы неравнодушны к подобным головоломкам – то именно вас этот роман и ждал.

Цитата из книги: "– Умереть не бойся, умереть – значит просто перестать быть чьим-то сыном. Только это, и только так. Но я тебя не зарублю. Твоя шея будто специально создана для Исайи. И я дарю ее Исайе. Пусть порадуется Исайя. Не уйдешь, найдет тебя Исайя. А может, уже и ищет тебя Исайя. Отправляйся к нему! – И человек с саблей весело ускакал, собрав в мешок свою кровавую добычу".

445173a762028c35c141342fd2e3d1ff.md.jpg

 

И завершу сегодняшний список классиком жанра, который, между прочим, был таковым ещё до Маркеса – Хорхе Луисом Борхесом и его «Книгой вымышленных существ». «Книга…» была написана в 1954 году и по замыслу представляла собой бестиарий. А по факту… Казалось бы, какое отношение к магическому реализму имеет книга, где уже в заглавии понятно, что она про вымысел? Тем не менее Борхесу удалось создать, если так можно выразиться, вымысел второго порядка – настоящие легенды и мифы переплетаются с фантазиями самого автора, а за ними всеми сквозит внимательное наблюдение за мифологическим мышлением как таковым.

Цитата из книги: "У меня есть забавная зверушка - полукошка, полуовечка. Она досталась мне в наследство от моего отца. Но по-настоящему развилась только у меня - прежде это была больше овечка, чем кошка. Теперь она почти в равной мере и то и другое. От кошки у нее голова и когти, от овечки - размеры и форма; от обеих - ее глаза, диковатые и меняющиеся, ее шерсть, мягкая и плотно прилегающая, ее движения, то прыгучие, то крадущиеся. Лежа на освещенном солнцем подоконнике, она свертывается клубком и мурлычет; на лугу мчится как сумасшедшая, не поймаешь. Она убегает от кошек и пробует нападать на овечек. В лунные ночи ее любимое место прогулок - черепичная кровля. Мяукать она не умеет и ненавидит крыс. Может часами лежать в засаде возле курятника, но ни разу не воспользовалась возможностью совершить убийство".
 

4a4b7e9c49005849d99ba6fa791af0ad.jpg

Диковинный зверь Яцека Йерки

 

А числятся ли у вас в любимчиках книги магического реализма? Если да - делитесь в комментариях!

Ольга Оринго

Yano4ka23
Пнд, 14/12/2020 - 14:13

Я обожнюю книги Сафона з циклу ''Цвинтар забутих книжок'', прочитала всі 4 книги з величезним задоволенням і дуже швидко) Цікаво, що ці книги мені подарувала подруга, за що їй дуже вдячна, адже сама б не ризикнула, напевно, почати читати в такому цікавому містичному жанрі). Автор неймовірний майстер слова, дуже рекомендую!
Loana
Пнд, 14/12/2020 - 15:51

А как же не упомянуть мои любимые рассказы Хулио Кортасара! Когда-то давно буквально зачитывалась его произведениями. Сейчас навскидку вспоминаются "Другое небо", "Непрерывность парков", "Захваченный дом", "Остров в полдень"... - стиль магия слов, смешение снов и вымыслов с реальностью - настоятельно рекомендую всем любителям этого жанра! А у Исабель Альенде, упомянутой выше, тоже есть прекрасный сборник рассказов, недавно вышедший в украинском переводе-"Оповідки Еви Луни", где не отличить фантасмагорию от реальности.
galady
Пнд, 14/12/2020 - 16:15

Обожаю Сто лет одиночества. Читала в период, когда было сыро на улице и на душе, может поэтому мы с книгой так совпали
Cleona
Пнд, 14/12/2020 - 19:34

Харуки Мураками и Пауло Коэльо - мистика, символизм и настройка на глубинные человеческие эмоции сделала их по праву популярными в тот период, когда чтение книг шло на спад.
Lina2018
Пнд, 14/12/2020 - 20:29

Как раз сейчас перечитываю Бруно Шульца "Цинамонові крамниці" в переводе Юрия Андруховича.
Cleona
Пнд, 14/12/2020 - 22:02

Кстати о парящей девушке - это же Мери Поппинс, образ Памелы Трэверс, книга была написана относительно недавно, но благодаря жанру мюзикла, ставшую любимой и популярной.
Людмила Алексеева
Втр, 15/12/2020 - 01:21

Аня Сокол и Ольга Громыко - обе молодые и, с моей т.зр., очень перспективные писательницы. Сочетание хорошего литературного языка, неуемной фантазии и чувства юмора, - превратит чтиво на вечер в захватывающее и запоминающееся приключение. Рекомендую, не пожалеете.