Вдохновение - неотъемлемая часть творчества. Где черпали вдохновение великие? В природе, в мелодиях, в книгах, в долгих прогулках, в собственной фантазии... А иногда - в особенных персонах, даривших отрадные мгновения. Искра, из которой разгорается пламя - муза в искусстве....
Надежда Забела и Михаил Врубель
Что знала певица Надежда Забела о мужчине, который предложил ей стать его женой? Что он, конечно, художник. Любит выпить, а во хмелю - причудлив. Живёт на широкую ногу и за душой, честно говоря, не имеет ни гроша. А больше ничего и не знала. Но всё-таки ответила согласием. А кем была сама Надежда? Она получила образование в Петербургской консерватории, а до того училась в Киевском институте благородных девиц. Начальное музыкальное образование она получила как раз в институте, у самого Николая Лысенко. В сезоне 1986-87 года, кстати, Надежда Забела пела в Харькове, тогда же имела честь петь с самим Шаляпиным, а к 1911 году стала солисткой Мариинского театра.
С художником она познакомилась в Панаевском театре, где он работал оформителем. В перерыве между репетициями Врубель, очарованный её голосом - а лица в полутьме театра он почти не видел! - подбежал, чтобы осыпать Надежду комплиментами и поцеловать руку. И уже через несколько дней сделал ей предложение. Свадьбу сыграли в Женеве, во время командировки.
Так художник Врубель стал костюмером и гримёром артистки Забелы, а артистка Забела - натурщицей художника Врубеля. Да, Надежда стала последней и самой большой любовью художника. Он изобразил её на многочисленных картинах, любовь к жене держала его на плаву в последние, тяжелые годы болезни. Пять счастливых лет изменили их обоих. Михаил стал сдержаннее, серьезнее. Оба питали глубокое уважение к таланту другого, и поддерживали эту искру творчества в супруге.
"Царевна-Лебедь", 1990 г.
Мерседес Барча и Габриэль Гарсиа Маркес
Габриэль встретил Мерседес, когда она ещё и школу не окончила. И понял, что все стихи, которые он написал до этого момента, были посвящены ей одной. Мастер магического реализма и в жизни привносил в будни немного странного волшебства - что же поделаешь, раз девочка опоздала родиться вовремя и оказалась настолько младше своего жениха? Значит, нужно дать ей время повзрослеть. Габриэль ждал свою возлюбленную Мече, которой на момент знакомства было то ли девять, то ли тринадцать лет, терпеливо и спокойно, бросил писать романтические стихи, потому что для женитьбы нужны деньги, а поэзией многого не заработаешь.
Родители Мерседес сочли увлечение девочки всего лишь побочным эффектом любви к драмам Шекспира, но забеспокоились, когда она стала отказываться от женихов - одного за другим отправляла с отказом. Зато письма от Габриэля, оставившего юридический факультет и уехавшего в Париж работать журналистом, бережно хранила, и ждала его, не боясь и не беспокоясь. И была долгожданная свадьба. К рукописям мужа Мерседес относилась, словно к страницам Библии, нежно прикасаясь к бумаге. И это подкупало Габриэля, ведь никто за тридцать один год его жизни не относился к нему с такой любовью. Он закрывал глаза на то, что Мерседес не умела вести хозяйство, а она смирилась с бедностью в их доме. Со временем экономность переросла в практичность, а пиетет по отношению к смыслу рукописей перестал мешать Мече заниматься делами мужа.
Один-единственный пример расскажет всё: для того, чтобы написать роман "Сто лет одиночества" (после провалившегося в печати "Полковнику никто не пишет"), Маркес продал машину и закрылся в кабинете на 18 месяцев. Мече зарабатывала на жизнь и выпрашивала отсрочку у арендодателя. Когда роман оказался готовым, его нужно было выслать издателю, но на почтовые расходы не хватило денег. И тогда Мече без доли сомнения заложила фен и миксер, последние ценности в собственном доме.
Роман "Сто лет одиночества" сделал Габриэля Гарсиа Маркеса живым классиком и потряс мир. Надеюсь, Мерседес получила обратно свой фен. По крайней мере, за пятнадцать лет до смерти Маркес, когда-то ни словом не упомянувший жену в своей нобелевской речи, сказал: "Теперь я больше не буду писать. Теперь я только муж Мерседес".
Марина Влади и Владимир Высоцкий
"Она была в Париже! И сам Марсель Марсо ей что-то говорил", - пел о своей будущей жене Владимир. Их знакомство состоялось в Москве в 1967 году, когда дочь русского эмигранта приехала взглянуть на самого порывистого актёра Советской России - а он тем же вечером признался ей в любви. Роман вспыхнул бурно, страстно, и многие годы подпитывался этой страстью. Брак они заключили вскоре после знакомства, Марина, обескураженная напором, не могла долго сопротивляться и в конце концов уступила. Французско-советская дружба, набиравшая обороты в те годы, имела свой символ - известных супругов Высоцкого и Влади.
Конечно, жизнь на две страны утомляла их обоих: постоянные перелёты, скандалы в ОВИРе, звонки, письма - и тоска без любимого человека. Каждый час, проведённый вместе, был переживанием и чистой эмоцией. Марина рассказывала, как Владимир будил её ранним утром, чтобы исполнить только что написанную песню - в дневные часы он был занят то репетициями, то встречами, то просто не мог отвлечься от их бесед и прогулок. А ночью, после всех переживаний дня, писал и осторожно перебирал струны, чтобы не мешать любимой.
Благодаря 12-ти годам их отношений - то счастливым, то совершенно невыносимым - в русской литературе появился целый пласт новой, зрелой и яркой любовной лирики Высоцкого, положенной на музыку. Да и кроме стихов о любви, Владимир писал и пел как никогда плодотворно, а ещё смог совершить международное турне, продолжал выходить на сцену Таганки в ведущих ролях, записывал пластинки. Сколько лет жизни подарила ему забота и любовь этой русской француженки, забросившей ради него взлетающую карьеру и подарившей ему всю себя? Оценить этого не мог даже он сам, а уж биографы и подавно не в силах.
Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
(В. Г. Белинский)
Анастасия Оринго
ekos
Ср, 20/01/2021 - 21:52
Cleona
Ср, 20/01/2021 - 22:13
Cvetochnayafeya
Пт, 22/01/2021 - 09:01