Сложно понять, где во Вселенной скрывается панель управления чудесами, как и невозможно понять, отчего она то сжимается в серую овчинку тоски, то раскрывается бесконечным океаном, наполненным магической силой совпадений.
Итак, устраивайтесь поудобнее — пришло время чудесной истории, которая могла приключиться только в Оринго.
«Говорить с миром можно не только словами, но и атомами серебра. И иногда, если это необходимо, мир отвечает забавными знаками, намекая на то, что путь верный» — эту фразу я нашла в своём полузабытом эссе, когда недавно перечитывала его по одной весьма приятной причине. Действительно, мир намекнул, причём так конкретно…
В Facebook меня разыскал незнакомый (на тот момент) человек, который хотел поблагодарить.
Поблагодарить он хотел за отзыв о своём фильме.
Фильм этот был снят о невероятном Григории Сковороде.
Эссе, в которой упоминался фильм, называлось «Смесь номер пять. О жизни особенных людей и о созвучии сюжетных линий»
Посвящено эссе было разным граням песни Бориса Гребенщикова «Месть королевы Анны».
Написала я его почти год назад, и оно вполне могло бы благополучно позабыться, но вот только всё помнящий интернет сохранил мысли, чтобы выдать их в поиске тому, кто искал…
И в процессе поиска ответов на смыслы песен БГ известный харьковский журналист обнаружил и небольшое удивление для себя.
Вот скрин со странички Игоря Николаевича:
Так круг и замкнулся.
Я тоже удивилась, потом проверила заметки и ссылки к февральской статье и не смогла понять, почему и как именно нашла этот фильм. Наверное, просто он был мне очень нужен в тот момент...
Или же сердце отозвалось на название видео «Красота Слобожанщины в фильме-расследовании о жизни и приключениях Григория Сковороды»? Очень приятно понимать, что не так и давно по дорогам родной Харьковщины шёл великий человек, видел те же деревья и то же самое небо. Хотя стоит ли искать причины того, что уже приключилось?
В мае 2021 года документальный фильм Игоря Поддубного «Планета Сковороды» получил заслуженную награду, Гран-при VIII Международного фестиваля исторического кино «Поза часом». Если не смотрели раньше, а о Григории Сковороде знаете не много, то обязательно отыщите время его посмотреть. Этот фильм — лёгкий старт в бесконечный путь понимания простого и настоящего.
Мне показалось, словно сам Сковорода повёл автора за руку, чтобы не только показать совпадения и нестыковки описания своей жизни и дать возможность ещё раз полюбоваться чудесными видами родного края, но и познакомить нас с современным чудаком Михаилом Кольчаком. Люблю странных людей и странные совпадения.
Хотя поймать в себе отзвуки мыслей неуловимого философа удаётся далеко не сразу (уж слишком много житейских различий между его представлением о свободе и той предельной свободе, что допустима для меня), но зато дело моей жизни легко укладывается в его наставление из Букваря мира: «Если любишь прибыль, ищи ее приличным путем. Тысяча на то перед тобой благословенных ремесел».
Есть ли дело более прекрасное и равноудалённое от всех крайностей, чем настоящее ювелирное искусство, связанное с философией, да ещё и в наших условиях крайней умеренности? Я пока не нашла.
А на вопросы разных душевных смятений Григорий Саввич даёт ясный ответ: «Нам нехорошо от того, что мы знаем много лишнего, но не знаем самого нужного: самих себя. Не знаем того, кто живет в нас. Если бы мы знали и помнили то, что живет в каждом из нас, то жизнь наша была бы совсем другой».
Григорий Сковорода просто шёл по жизни, говоря то, что он думает о том, во что верит. Если посмотреть через его смыслы и символы на окружающий мир, становятся видны огромные разрывы внешнего и внутреннего, декларируемого и выполняемого. Может быть, его величие заметнее, потому что слишком мало настолько честных и свободных людей ходило по дорогам Слобожанщины?
Сложно мне понять, к сожалению, сколько правды в массовой подготовке к трёхсотлетию великого философа и что именно хотят создать, донести и осветить. Наверное, Григорию Сковороде было бы дико увидеть наказы, постановы и протоколы, посвященные ритуальным танцам вокруг его скромной персоны. Он ходил по этим дорогам своими ногами, ходил в любую погоду, и не ожидал, чтобы дороги для него вымостили асфальтом. Он жил в гармонии и не требовал фейерверков.
Мне кажется, что традиционный государственный праздник, как способ сливания бюджета, не вяжется с самим духом философа так же сильно, как не стыкуется то, что Сковорода делал и говорил, с тиражированием его самого и его рисунков на "пятисотке".
Простите, это был небольшой отход в сторону от сути истории. Просто о Григории Сковороде, о его философии счастья и сродности люблю поговорить, если находятся героические слушатели, и останавливаюсь далеко не сразу.
В общем, мы списались в ФБ, а после я пригласила Игоря Поддубного заглянуть к нам в гости за моей книжкой. И мы прекрасно пообщались не только о герое этого фильма, но и о других героях. Я уже с огромным удовольствием посмотрела «Назначаю тебя предателем» о Мазепе, на очереди другие фильмы: почти детективная история о поисках останков Ярослава Мудрого «Возвращение» и рассказ о годах фашистской оккупации Харькова «В августе 1943-го».
Главное, что я узнала для себя лично из общения — эти фильмы снимаются по велению души, а не по заказу государства. Видимо, поэтому они настолько авторские и живые, сделанные для всех, а не для «птички».
Да, чуть не потеряла главное совпадение, которое и послужило причиной написания статьи.
Игорь Поддубный нашёл моё эссе в тот день, когда я совсем перестала видеть причины для такого сложного пути Оринго. Сомневалась в смысле своего ювелирного и окололитературного творчества, сомневалась в принципах, не приносящих ничего, кроме всё новых испытаний… А потом пришел творческий человек, совершенно ничего о нас не знающий, и искренне восхитился вначале текстами, потом украшениями, а послушав несколько историй об Оринго, посмотрев на наш форум и магазин, на музей с тем, что присылают нам оринговцы, сказал, что благодаря таким местам из Украины не стоит уезжать. Это была крайне своевременная рука помощи в минуту слабости. Наверное, где-то на небе улыбнулся Григорий Саввич, отправив мне весточку.
…А поднимешь глаз в небо
И обмер;
Поднимешь глаз в небо:
Все ясно как один, два, три;
Всего-то нужно, чтобы кто-нибудь обнял,
Залить на мгновение водой океана
Чёрную дыру внутри...
И да, Игорь Поддубный тоже любит творчество Гребенщикова и даже хорошо знаком с ним лично. Вот такие совпадения... И, возможно, это только начальный пункт новых приключений.
С любовью, Елена Маслова
slivka178
Ср, 29/12/2021 - 20:02
Mikurianka
Ср, 29/12/2021 - 20:10
Cleona
Ср, 29/12/2021 - 20:21
Оля-Оринго
Ср, 29/12/2021 - 21:14
0672955737
Ср, 29/12/2021 - 21:22
Cvetochnayafeya
Ср, 29/12/2021 - 22:06
Loana
Чт, 30/12/2021 - 10:30
celenitty
Чт, 30/12/2021 - 12:07