Кинопроизводство – эффектное и зрелищное искусство, захватывающее внимание посредством визуальных образов. К их созданию причастны десятки людей – гримеры, декораторы, актеры, операторы и режиссеры. Но рейтинги фильма с миллионным бюджетом и звездами первого эшелона могут не оправдать ожиданий, если не уделили должного внимания звуку.
Сегодня я расскажу о двух современных профессиях, благодаря которым оживают маленькие рекламные ролики и масштабные кинопроекты. Sound-дизайнер и foley-артист – какова их роль в создании качественной картинки? И почему зритель при просмотре фильма скорее откажется от диалогов, чем от фоновых шумов и звуков? Или что общего у Терминатора и собачьего корма и зачем Годзилле барабан.
При помощи простого эксперимента дизайнер звука Роберт Дудзич показывает важность аудио-наполнения в видеопроизводстве. Если у вас дома есть система объемного звучания, запустите фильм, выключив центральный динамик. Диалоги исчезнут, но звуки, которые окружают нас повсеместно останутся. Такой способ просмотра покажется странным, но не вызовет отторжения. Но если сделать с точностью до наоборот – включить центральный динамик и выключить все остальные - картинка с чистыми, рафинированными диалогами вызывает смешанные чувства. Декорации, даже если съемки проходили на натуре, становятся безжизненными, словно действие фильма разворачивается в вакууме.
Термин sound-designer ввел в обиход Бен Бертт - один из самых авторитетных американских дизайнеров звука, звукорежиссер, продюсер, сценарист, четырехкратный обладатель премии «Оскар». В 1977 году он взялся за озвучку фильма «Звездные войны». Тогда большинство звуков создавались и записывались вручную. Так 85% звуков в первых «Звездных Войнах» были созданы с нуля. Например, звук двух осциллирующих кинопроектов и электронно-лучевой трубки телевизора превратился на экране в звук светового меча и вскоре стал каноническим для всей саги. Затем Бертт и его последователи начали целенаправленно собирать каталоги звуков и звуковых эффектов и применять их в самых разных проектах (видео, мультипликация, мультимедиа, реклама на телевидении и радио, театр и современные жанры музыки).
Дизайн звука может рассматриваться как составная часть профессии звукорежиссера, но с некоторыми оговорками. Большое количество технологически сложных фильмов, в том числе фантастических, звуковые треки которых особенно насыщены шумовыми эффектами, сделало мастерство звукового дизайна уникальным.
Дизайнер, используя библиотеки звуков, записывает, обрабатывает и монтирует звукошумовые эффекты, экспериментируя и добиваясь наилучшего сочетания визуальной и звуковой выразительности в проекте. Многослойность звуковых пластов – один из отличительных признаков звукового дизайна.
Если мы говорим об интересных решениях, спецэффектах, то в одном звуке, в одной фактуре, может быть до пяти совмещенных звуков. Например, для 30-секундного видеоролика может использоваться до 130 звуковых дорожек. Голоса гигантских рептилий из известного фильма “Парк Юрского Периода” состояли из целого набора голосов современных птиц и зверей - тревожного крика лебедя, клёкота ястреба, шипения гремучей змеи и криков обезьяны-ревуна, а жутковатый рев велоцирапторов скомбинирован из звуков, издаваемых дельфинами и моржами.
Для озвучивания голоса Годзиллы использовали скрип кроссовка по барабану и хруст вешалки для одежды.
Иногда дизайнеры пользуются общедоступными библиотеками звуков, прикипая всем сердцем к определенным записям и даже создавая из них аудиомемы. Так на протяжении 60 лет зритель слышал в ряде картин один и тот же истошный вопль. Знаменитый «Крик Вильгельма», представляющий собой крик со специфической интонацией, был впервые использован в голливудском кинофильме «Далекие барабаны» в 1951 году, а к 2010 году успел прозвучать более чем в двухстах кинофильмах, анимационных лентах, видеоиграх. Его можно услышать в «Крепком орешке 2», «Истории игрушек», «Пятом элементе», «Звёздных войнах» и даже во «Властелине колец».
Foley-артисты, более известные в отечественном кинопроизводстве как звукооформители или шумовики, пренебрегают библиотеками звуков и не гонятся за их количеством. Задача шумовика - сделать озвучку полностью похожей на реальные звуки, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Почему бы не использовать запись со съемочной площадки? Дело в том, что звук во время съемки получается невыразительным и заглушается лишними шумами. А на поиск и адаптацию трека из библиотеки понадобится больше времени, чем на создание аудиозаписи «с нуля». Такие обыденные звуки, как шаги или шуршание одежды, удобнее записывать по старинке.
Для простых задач используются те же действия и предметы, что и в кадре. Выстрелы записываются на полигоне, для звука поцелуя шумовик целует свою же собственную руку. Чтобы войти в профессию (работая на себя, а не в студии), новичку стоит задуматься над реквизитом. Дома профессиональных фоли похожи на жилье старьевщиков. Здесь можно найти что угодно – от детской ванночки с водой и накладных пластиковых ногтей до оружия.
Одной только обуви для начала потребуется не менее 15 пар и не всегда это будет привычный фасон.
Самое интересное начинается, когда нужно записать нетривиальный звук. Треск огня передаст дуэт веника и тряпки, с характерным хрустом снега под ногами справится мешочек крахмала, «сломать шею» герою можно, зажав капустный лист в пружинах эспандера, а острый нож и дыня отлично имитируют ножевое ранение. Страничка канадского foley-артиста Стефана Фратичелли – настоящий источник позитива. После просмотра некоторых аудиотрюков даже самые жуткие фильмы ужасов вызывают улыбку. Разве можно всерьез бояться, когда ты знаешь, что ради кадра с зомби шумовику пришлось впиться зубами в кочан капусты и провести рукопашный бой с курицей-гриль?
Яркий пример находчивости шумовиков – фильм про Терминатора. Когда Терминатор Т-1000 проходит через металлическую решётку, слышится странный звук. Звукорежиссёр Гэри Рёдстром, получивший премию «Оскар» за эту картину, признался, что для его записи потребовалась банка собачьих консервов и обыкновенная соломинка. Пришлось приложить некоторые усилия, чтобы втянуть через соломинку густое желе, но результат того стоил.
Главная же задача воинов звука – оставаться невидимыми. Ведь если зритель успевает уловить ту или иную звуковую конструкцию, значит, иллюзия в его сознании будет разрушена. Вы придаете значение звуковому наполнению фильмов? Лично я начинаю зарываться под одеяло при леденящих кровь хоррор-мелодиях, а отлично подобранный звуковой ряд в драмах и романтических фильмах потом становится любимым треком в mp3-плеере.
Кольца «Звук» и «Акустика»
Наталья Оринго
MariaTR
Пнд, 28/09/2020 - 14:03
Malyshenko Olya
Пнд, 28/09/2020 - 14:46
AnnEllen
Пнд, 28/09/2020 - 19:48
Наталья Оринго
Пнд, 28/09/2020 - 20:02
Cvetochnayafeya
Ср, 30/09/2020 - 16:01
Наталья Оринго
Ср, 30/09/2020 - 18:07