Некоторые окна проливают свет в комнаты, а некоторые — прямо в душу. Такие божественные окна завораживают своей красотой и духовностью — и притягивают наш взгляд на фасадах готических европейских храмов.
Окно-роза — большое круглое окно в готической архитектуре, разделённое фигурным переплётом на множество частей в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Такие окна можно увидеть в церквях романского и готического стилей, например, над входом большинства французских соборов. Как правило, окно-роза располагается на фасаде главного, продольного нефа, высоко над входом в церковь. Но есть варианты, когда круглые окна присутствуют и на обоих фасадах трансепта. Считается, что изначально такие окна должны были обеспечивать хорошее освещение здания, но если вам удалось хоть однажды побывать внутри готического собора, вы согласитесь, что дело тут отнюдь не только в освещении.
Архитектура Средневековья, наверное, более, чем любого другого периода, наполнена символами. Церкви и соборы того времени были настоящими энциклопедиями не только самой жизни, но и представления людей об устройстве мира, рая и ада, о Боге и об отношениях человека с ним. ни создавались как место для встречи человека с Богом и с самим собой. Даже сейчас, стоит войти под свод готического собора — и в груди появляется благоговейный трепет, а дыхание становится тише. Величественная красота здесь пропитана духовностью, желанием приблизиться к божественному или хотя бы создать место, где будет ощущаться присутствие Бога. И эта особенная атмосфера сохраняется в готических соборах до сих пор, среди прочего, благодаря утончённой красоте оформления.
Невозможно представить сейчас готическую церковь без огромных витражных окон, которые наполняют её почти магическим разноцветным светом. Окно-роза также всегда выполнялось с витражами. Само название «окно-роза» закрепилось за круглыми окнами только в XVII веке. До этого их звали розами, розетками и даже колёсами. Последнее не так удивительно, если узнать, что в Средние века окно называлось Rota — колесо, что символизировало цикличность времени, вечное движение материи и её трансформация под действием божественного огня.
Есть также идея, что Rota — это алхимический символ времени, необходимого для выплавки материи философского камня и символ самой плавки. При этом сама готическая роза — символ божественной красоты, где разрозненные элементы мира, расходящиеся в ней лепестками, собраны воедино. Часто в оформлении окна-розы можно усмотреть множество миров, или множество картин нашего мира, от его устройства с раем и адом до знаковых событий вроде Страшного суда — это говорит об объединении множества миров, собирающихся в единый круг, идеальную форму. В этом готическая роза подобна восточной мандале — символу Вселенной. В некоторых источниках говорится, что окно-роза — это символ Богоматери, «розы без шипов», преград и границ, побеждающей смерть. При этом на фасаде окно представляет собой идеальную геометрическую фигуру, круг, а из храма оно воспринимается бесплотным светом через сотни разноцветных стёкол, озаряющим души пришедших к Богу.
С художественной точки зрения, окно-роза всегда было центром фасада собора — не главной, но именно центральной её частью, привлекающей всеобщее внимание. В начале романской эпохи роза была более простой: чаще всего в ней были тонкие колонки, идущие от внешнего очертания круга к его середине, и образующие подобие стрельчатых арок по всей окружности окна. С развитием стиля и переходом к эпохе готики рисунок усложнялся, а в ряде соборов, которые относятся к периоду пламенеющей готики, окно-роза получает сложный и затейливый орнамент.
Базовый декоративный орнамент готики называется «масверк» — это те переплетения, которые мы привыкли видеть в той или иной степени на всех окнах готических церквей. Орнамент строится на пересечении сегментов окружностей разного радиуса, и разновидностей у него очень много. Орнаменты роз можно выделять и по симметричности или асимметрии внутри круга; наличии чётких геометрических фигур (квадрат или звезда), каждая такая фигура что-то символизирует; по явным прямым линиям, расходящимся в стороны и напоминающим спицы колеса. Практически все витражи окон-роз тематические и символические.
Хотя при упоминании о витражах и оформлении окно-роз чаще всего вы можете встретить упоминание о легендарном Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари), невозможно не вспомнить церковь Сен-Дени, поскольку это была одна из первых крупных готических построек, заложившая многие тенденции в оформлении.
Потрясающее по красоте окно-роза на западном портале собора в Реймсе выполнил знаменитый архитектор Средневековья Бернар де Суассон. Это тоже вариаций Северной розы, но в узорах лучистых лепестков уже чувствуется влияние традиционных кельтских орнаментов Юга Франции.
Большая роза капеллы Сент-Шапель детализирует историю из книги «Апокалипсис» вокруг.
Северное окно-роза собора в Шартре было изготовлено по личному распоряжению короля Людовика IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской. Оконный витраж украшен гербами Франции и Кастилии. Окно вошло в историю искусства под названием «Роза Франции».
И хотя современная жизнь наполнена бесконечным бегом и суетой, каждый раз, входя под своды готического собора, ощущаешь покой, умиротворение и возвышенность, освещаемые бесконечными цветными лучами через окно-розу.
Алёна Минакова для Оринго
Янка Лекич
Пт, 02/09/2022 - 15:39