Ты слишком много требуешь, а в ответ на мои старания сыплешь критикой и замечаниями. Ты ставишь свои интересы выше и пробуешь вместить мой яркий внутренний мир в придуманные кем-то рамки. Школа, может быть, нам все же расстаться?
Пятая двойка за неделю, пропущенный из-за подготовки реферата концерт любимой группы и даже открытый конфликт с учителем – причиной разрыва таких отношений может быть что угодно. А бывает, что учиться хочешь, но возможности нет – одна школа в районе и та в соседнем селе. Тут поневоле задумываешься над тем, а нужна ли вообще эта школа? Ведь жили же как-то наши предки, пока древним грекам не пришла идея делиться своими знаниями. Но и потом долгое время образование являлось прерогативой избранных. Или же было узконаправленным, когда, например, отец обучал своему ремеслу сына, не утруждая его запоминанием столиц и деепричастных оборотов. Каждый занимался своим делом и при должном усердии становился специалистом. Можно ли стать профессионалом в какой-либо области, обойдя стороной альма-матер или не вступив на порог школы? О своем опыте рассказывают гении прошлого и современности.
Людвиг Ван Бетховен бросил учебу в школе вынужденно. Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле. Но база знаний, которую он успел получить в школе, помогла ему в самообразовании. Уже в юности Бетховен свободно читал и переводил Плутарха и Гомера, не забывая при этом о музыке.
В числе тех, кто променял уроки на рабочие будни, оказались Бенджамин Франклин, Чарльз Диккенс и Гарри Гудини. Франклин так и не окончил школу, бросив занятия в десятилетнем возрасте. Его семье из двадцати человек были нужны деньги, и дети (а Бенджамин был пятнадцатым, но не последним ребенком) помогали отцу в полиграфии. Познав ценность труда в раннем детстве, Франклин смог достичь небывалых высот - стал политиком, дипломатом, полиграфистом, издателем, ученым, основателем и соавтором Декларации Независимости.
Автор многочисленной классики, включая «Оливера Твиста», «Повести о двух городах» и «Рождественской песни», учился в начальной школе, пока его жизнь круто не изменилась. Отца Диккенса заключили в тюрьму за долги и мальчик в 12 лет покинул школу, начав работать по десять часов в день на фабрике.
Гудини, прежде чем постичь азы прикладной магии, с 12 лет работал на нескольких работах, в том числе учеником слесаря.
К компании юных тружеников примкнул и Уолт Дисней. Учиться ему было попросту некогда. Ведь восьмилетний Уолт помогал отцу разносить почту и рекламу, а все заработанные деньги отдавал родным. Постигать азы науки самостоятельно мальчику казалось скучным. А вот любимому рисованию он посвящал все свободное время, веря, что сказочные образы обязательно станут реальными.
Томас Эдисон не входил в число любимчиков учителей, так как был рассеян и вечно летал в облаках, вместо того, что грызть пресловутый гранит науки. Эдисона исключили, а в сопроводительном письме от руководства школы было сказано: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома». Дальнейшим образованием Томаса занималась его мать, никогда не терявшая веры в способности сына. И мир, в котором мы живем сейчас – во многом заслуга этого изобретателя. А его лампочка, возможно, станет символом надежды для тех, кого также не поняли и не захотели услышать.
Максим Горький и Вильгельм Конрад Рентген слыли отъявленными озорниками. О школьных перипетиях маленького Максима Пешкова можно прочесть в рассказе классика «Как я учился». Для современных хулиганов это настоящее пособие по доведению учителя до нервного тика. Кто знает, сколько бы продолжались шалости и неизменно следующие за ними наказания, если бы дед не забрал внука из школы, отдав его в ученики к чертёжнику.
А знаменитый ученый-физик развлекался на уроках рисованием карикатур на преподавателей, за что и был с позором отчислен из технической школы. В университет Вильям Рентген поступил без школьного аттестата, сдав сложные экзамены по физике. О том, во что в итоге превратились художественные способности ученого, знают все – черно-белые картины, написанные гамма-лучами, есть в медицинской карточке у каждого человека.
Если ученые умы столь легкомысленно относились к образованию, то что говорить о непостоянных и увлекающихся творческих людях? Глядя на Джонни Деппа в очередном ярком образе, прощаешь ему отсутствие не только высшего, но и среднего образования. Деппу претила сама школьная система, а еще манили лавры рок-музыканта. Помимо него, с легкостью простились с одноклассниками и учителями Киану Ривз, Джуд Лоу, Роберт Дауни-младший. Мне продолжать?
При современном уровне развития технологий школа, как способ передачи знаний, во многом проигрывает альтернативным вариантам. Хотя по-прежнему несет в себе множество других функций, а главное – является традиционной и доступной ступенькой на пути во взрослую жизнь. Но всех героев этой статьи объединяет стимул, который был заложен в них задолго до прощания со школьным двором. И, возможно, благодаря ему новые обстоятельства пошли лишь на пользу, предоставив одним большую свободу действий для развития таланта, а других приучив к усердию и труду, с которыми самые смелые мечты обретают крылья.
Наталья Оринго
Pana_anna
Сб, 10/10/2020 - 11:52
Наталья Оринго
Сб, 10/10/2020 - 12:03
Cleona
Сб, 10/10/2020 - 13:58
Cleona
Сб, 10/10/2020 - 15:00
Cleona
Сб, 10/10/2020 - 15:03
Наталья Оринго
Сб, 10/10/2020 - 15:32
Cleona
Сб, 10/10/2020 - 16:28