Прекрасные, редкие, долговечные – вот три составляющих очарования драгоценных камней, той магии, которая веками влечет к себе человека. И если с редкостью и долговечностью все понятно, то понятие красоты у каждого свое. Поговорим о совершенстве и несовершенстве, выходящем из рук самого искусного ювелира – Природы.
Пятнышки и прожилки, ямочки, сколы и трещинки, неоднородность цвета и необычные переливы… Признайтесь, каждый, кому посчастливилось иметь украшение с натуральным камнем, хотя бы раз крутил его в руках, пристально разглядывая под всеми ракурсами и пытаясь отыскать какие-нибудь изъяны. И, разумеется, облегченно выдыхал, обнаружив, что его личный камушек – идеален!
На фото: серьги "Чистой воды" со Swarovski Zirconia White
Мы в Оринго хотим поделиться с вами страшной тайной. На самом деле, идеальны и неповторимы все драгоценные камни. Каждый из них формировался на протяжении тысячи лет, затвердевал вместе с магмой, изменялся под высоким давлением и температурой, в нем смешивались разные породы, окиси, наслоения... И все это ради того, чтобы после его извлекли на поверхность и вставили в украшение!
Неудивительно, что в древние времена, когда драгоценным камням практически не пытались придавать форму, и вся обработка сводилась к шлифовке и полировке природных граней, они пользовались не меньшей популярностью. Даже необработанный камень способен завораживать своим цветом и блеском, которые, наверное, нигде больше так не сохраняется, как в глубине минералов. Чудесным примером такого рода драгоценностей, вставленных в украшения и дошедших до наших дней необработанными, являются «Рубин Черного Принца» и «Рубин Тимура». Они считаются самыми интересными сокровищами Британской короны.
Корона Британской империи с рубином Черного принца
Рубин Тимура
Время шло, и люди учились огранять драгоценные камни, еще больше раскрывая и подчеркивая их красоту. При этом основной задачей огранки являлось все же не полностью видоизменить камень. Скорее, раскрыть его оптические свойства и подготовить к вставлению в оправу. Форма оправы иногда диктовала форму, которую требовалось придать драгоценному камню. Однако бывает и наоборот: ориентируясь на особенности камня, ювелиры придумывают для него необычную оправу, создавая настоящую каменную поэму.
На фото: эксклюзивный подвес "Воспомнинание о снеге" с дендроагатом
Изначально для придания драгоценным камням определенной формы использовались крайне простые в своей основе приспособления. Например, сверловка долгое время выполнялась при помощи устройства, похожего на детский игрушечный лук. Понятно, что подобное занятие требовало невероятной усидчивости, терпения и осторожности. Так называемые «несовершенства» камней здесь иногда играли на руку огранщикам. Например, спайность – способность минерала легко раскалываться в одном или нескольких определенных направлениях – обычно считается недостатком. Минералы с хорошей спайностью легко раскалываются, поэтому обычно не используются для вставок в кольца (чтобы избежать случайного раскалывания при ударе). Однако пока не изобрели алмазную пилу, исключительно спайность помогала раскалывать алмаз на части – так, например, обработали знаменитый алмаз «Куллинан».
На сегодняшний день ситуация изменилась не сильно. Оборудование для огранки драгоценных камней улучшили в деталях, на смену ручному труду кое-где пришла механическая энергия… но многие действия все еще выполняются руками и требуют огромной тщательности.
Алмаз "Куллинан", "Звезда Африки". До огранки...
... после огранки и в украшении. Согласитесь, разница потрясающая!
Как же огранка драгоценных камней и разновидности сырья влияют на итоговый результат? Расспросим нашу заведующую литотекой, Татьяну.
Первое, на что Татьяна советует обратить внимание, это на то, что практически все делается руками. Разумеется, мы тщательно изучаем каждую партию и отбраковываем даже то, что обычно не считается изъяном. Например, поставщики не привыкли к тому, что мы проверяем тыльную сторону. Оринго смотрит на это, поскольку мы привыкли к совершенству, в других же местах изъяны на тыльной стороне не являются препятствием для установки камня.
Ручная обработка приводит еще и к тому, что разные партии камней могут быть разными по высоте. Какие-то более плоские, какие-то более высокие… Поэтому некоторые камушки не получается закрепить, из других не собирается пара. Предугадать, какой приедет следующая партия, нельзя.
Нельзя предсказать и цвет камней в разных партиях. Натуральные камни бывают с переходами цвета, все они состоят из разных включений. Природа, создававшая их, не спрашивает, в каком порядке положить слои, и не мастерит минералы «под линейку». Так что добиться идеального цвета тут невозможно. Из этого следует, что, например, яшма прекрасна вся, но из партии в партию она идет с разным рисунком. А поскольку в цельном куске, который закупают поставщики, она одного цвета, а в распиле становится другого, заранее понять, как будет выглядеть следующая партия, нельзя.
На фото: серьги "Лесные секреты" с яшмой
Еще один «бич» яшмы – в ее пористости. Опять же, не распилив сырье, которое идет в породе, не предугадаешь, будут ли внутри поры, которые затем при шлифовке создают ямочки. Более того – никто не считает эти ямочки браком, это воспринимается как природные особенности, своего рода «изюминка», напоминающая нам об истории камня. Яшма образовывалась много веков назад, когда по всей Земле были активны вулканы. Вулканический пепел смешивался с цветным илом, туда же вмешивались голубые силикаты, бурые, красные, черные и зеленые хлористые соли – так рождался необычный многообразный минерал. Прикоснувшись к небольшой впадинке, можно мысленно отправиться назад, вглубь истории, когда наша Земля была еще невероятно юной…
Подвес "Возрождение Феникса" с яшмой
Таким же пористым идет порой и амазонит, и моховый агат. Пугаться этих пор не нужно – они никак не влияют на долговечность украшения с камнем, трещины или расколы невозможны. Единственное, на что стоит обращать внимание – это на правила ухода за украшением, пористые камни могут легко потянуть в себя всякую химию и жиры. Поэтому при косметических процедурах, мытье рук или готовке важно снимать кольца.
Возникает с натуральными камнями и другая сложность: подбор идеальной пары, например, в сережки. Тут следует помнить о том, что природа – любящий уникальность мастер, одинаковые рисунки, оттенки и переходы цвета она повторяет крайне редко… От раза к разу отличаются, например лабрадоры: они могут быть с зеленоватым или синеватым отливом. Забавно, но когда приходит "зеленая" партия, возрастает спрос на "синюю" и наоборот. Если же душа просит совершенства, то советуем стараться максимально быстро догарнитуривать украшения: в следующей партии камней, как вы уже поняли, ничего даже примерно похожего может не оказаться…
На фото: серьги "Плавное течение" с лабрадором
Мы благодарим Татьяну за содержательную и интересную беседу и предлагаем вам, дорогие оринговцы, подключиться к дискуссии. Стремитесь ли вы к перфекционизму, или придерживаетесь современных тенденций в ювелирном искусстве, при которых драгоценный камень с привлекательными изъянами ценится иногда даже выше, чем бездефектный?
Мы же напоследок вспомним старую китайскую историю, в которой несовершенства в яшме помогли приобрести за нее пятнадцать городов.
«В эпоху Воюющих царств (475–221 гг. до н. э.) царство Цинь нередко нападало на другие княжества. Однажды к князю Чжао попала драгоценная яшма (нефритовый диск хэ)*. Узнав об этом, правитель царства Цинь прислал чжаоскому князю письмо, в котором предлагал в обмен на драгоценную яшму отдать ему пятнадцать городов. Князь Чжао изначально посчитал это обманом. Но при этом он очень боялся, что его отказ приведет к войне. В непростой и затруднительной ситуации один нечиновный человек по имени Линь Сянжу предложил: "Я могу отправиться в царство Цинь с яшмой. Если правитель и вправду готов обменять на нее 15 городов, то я отдам ему яшмовый диск. Но если он лукавит, я обязательно верну вам яшму, и у него не будет повода начать войну".
Князь Чжао послал Линь Сянжу с яшмой в царство Цинь. Прибыв к правителю, Линь Сянжу преподнес ему нефритовый диск. Держа драгоценную яшму в руках, повелитель без умолку нахваливал ее красоту. Линь хорошо чувствовал неискренность правителя Цинь и вскоре разгадал его уловку с обменом, он сказал: "У этой яшмы есть маленькие изъяны, давайте я вам их покажу". Правитель Цинь поверил и вернул ему яшму. Однако, Линь, отступив на несколько шагов и встав за каменной колонной, сказал: "Я не вижу ваших намерений отдать 15 городов. Сейчас яшма в моих руках, и если вы захотите отобрать ее силой, я разобью и ее, и свою голову об эту каменную колонну. Князь, испугавшись такого поворота, предложил немедленно договариваться. Он отправил слугу за картой и затем указал на ней 15 городов».
* Китайский термин яшма (юи) относился к нескольким видам минералов, среди которых наибольшее значение имели нефрит и жадеит.
Что же, проверить, были ли несовершенства в той яшме, уже не получится – след ее потерялся в истории. Однако давайте будем мягче относиться к особенностям, созданным самой природой, и тогда, возможно, и камни из наших украшений некогда попадут в легенды. В конце концов, комар в янтаре делает янтарь не браком, а чудом, разве не так?
Для статьи использованы материалы:
Банк Г. В мире самоцветов. М., 1979
Немец Ф. Ключ к определению минералов и пород, М. 1982
Смит Г. Драгоценные камни. М., 1984
Филимонова Е. Н. Образ камня в традиционных представлениях некоторых народов Дальнего Востока.
Ольга Оринго
Кармелита2008
Чт, 16/01/2020 - 18:05
ВОЛНУШКА
Чт, 16/01/2020 - 18:52
olenabuglova
Чт, 16/01/2020 - 19:24
ВОЛНУШКА
Чт, 16/01/2020 - 19:33
Nifli
Чт, 16/01/2020 - 19:35
Kell
Чт, 16/01/2020 - 20:26
Cvetochnayafeya
Чт, 16/01/2020 - 22:54
Maryna
Пт, 17/01/2020 - 00:27
Наталия Николаевна
Пт, 17/01/2020 - 10:42
galina_К
Пт, 17/01/2020 - 12:24