Что такое ничего? Странный вопрос. Ничего — оно и есть ничего (точнее, нет). Пустое место, ничего интересного… Во всяком случае, так привыкли думать большинство европейцев. А вот последователи дзен-буддизма считают, что именно ничего и есть первооснова всего на свете. И предлагаем поговорить о том, во что же верят эти загадочные люди, поклоняющиеся пустоте…
Ладно, ладно, это было небольшое художественное преувеличение. На самом деле дзен-буддисты вообще ничему не поклоняются. Ни пустоте, ни Будде, ни богам, ни философским идеям. Настоящему последователю дзен не положено. Но пустота и ничего в самом деле в учении дзен крайне важны. И раз уж у нас продолжается неделя ничего, предлагаю немного разобраться в этом понятии, так созвучном Оринго-философии. Хотя, строго говоря, «рассказывать о дзен» — уже само по себе каламбур, ведь его сущность как раз в том, что словами не выражается. Но все же давайте попробуем.
На фото: кольцо "Спокойствие Вселенной"
Итак, вместо того, чтобы пытаться ответить на вопрос «что такое дзен?», обратимся к вопросам чуть менее сложным. Кому в дзен-буддизме поклоняются? Никому. Вообще. Про буддизм принято говорить, что это «религия без бога», так вот, дзен — это буддизм в квадрате. Никаких высших существ, никаких божеств, даже никакого Будды (об этом чуть позже и подробнее). Есть только сам человек (и то «есть» весьма условно), а всё остальное даже если и есть, значения не имеет.
Что же делать? Ничего. В прямом смысле слова. Если последователь любой другой религии молится, совершает подношения, проводит ритуалы, то дзен-буддист… ну, просто живёт, и всё. (Один дзен-мастер в ответ на вопрос, в чём состоит суть дзен, ответил — пить чай, есть рис и смотреть на горы). А если он монах, то медитирует ещё, что со стороны в самом деле смотрится как ничегонеделание. Это не совсем так, конечно — медитация помогает сосредоточиться на конкретном моменте и прожить его во всей полноте, а это не так просто, как может показаться, и работа ещё та. Но в любом случае — никаких молитв и ритуалов. Дзен вообще не любит ритуалов; ему куда больше нравятся естественность и спонтанность во всём.
На фото: подвес "Отражение гор"
Кстати, о медитации. Может быть, кому-то для медитации и нужны полная тишина, спокойствие и торжественная обстановка, но точно не дзен-буддистам. Они предпочитают медитировать по время прогулок, рубки дров, приготовления чая и даже мытья посуды. В конце концов, люди и так этим каждый день занимаются, почему бы не совместить полезное с ещё более полезным? Один дзенский мастер так и говорил: «Есть два способа мыть посуду. Один — чтобы сделать её чистой. Другой — чтобы просто мыть посуду». Вот так! Интересно попробовать на досуге
А к чему же в итоге стремятся дзен-буддисты? Ни к чему. Нет, разумеется, у дзен-буддизма есть своя цель — очистить разум и достичь просветления, однако дело в том, что чем усерднее к ней стремиться, тем быстрее она будет удаляться. Дзен считает, что каждый человек — потенциальный Будда, нужно лишь очистить и освободить разум, чтобы это проявилось. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы раскрыть в себе Будду. Однако вот в чём парадокс: если стремиться к этому сознательно, ничего не выйдет. А если просто есть рис, пить чай и медитировать, то в один прекрасный момент просветление снизойдёт на человека само собой, возможно, он этого даже не заметит. Чем меньше напряжения и принуждения — тем лучше.
На фото: подвес "Круговорот"
Часто можно услышать мнение, что цель дзен — достичь состояния под названием сатори. Это интересное состояние ума, при котором сознание на мгновение вырывается за рамки слов и формальной логики и начинает жить исключительно ощущениями и интуицией. На самом деле это не совсем так — медитации и прочее такое действительно направлены на достижение сатори, однако это не цель, а, скорее, поощрительная конфета. Настоящая цель — полное освобождение разума от любых условностей, выход за пределы привычных состояний, и даже за пределы сатори.
Итак, никаких богов, никаких действий, никакой цели… Сплошной нигилизм какой-то. Но даже это ещё не всё! Дзен не признаёт никаких авторитетов — причём принципиально. Ни один учитель, ни один мастер, даже сам Будда не являются истинами в последней инстанции. Их принято уважать, однако не принято слушаться. Неудивительно, ведь познание сущности дзен возможно лишь через интуицию и чувственный опыт, а они у каждого свои, и тут даже Будда не указ.
На фото: подвес "Намасте"
Дзен не признаёт привычной формальной логики. И это, пожалуй, самое интересное. Он не против логики, не противоположен ей — логика в дзен попросту не работает, а зачастую ещё и мешает. Дзен — это сплошное чувство, мимолётное ощущение, интуиция, одним словом, всё то, что крайне трудно выразить в словах. Неудивительно поэтому, что дзен-буддисты невысоко ценят священные тексты — слова всё равно не выразят ничего так как надо. Не верят они и в возможность изучить дзен по книгам — пока сам не почувствуешь, всё равно ничего не поймёшь.
Замечательный пример того, как в дзен не работает логика — это знаменитые дзенские коаны. Наверняка вы слышали как минимум про один такой — коан про то, как должен звучать хлопок одной ладонью. Очень грубо говоря, коан — это притча-загадка, предельно абстрактная и нелогичная. Решения у неё нет и быть не может, зато могут быть красивые дзенские ответы. Так, например, правильного решения загадки «какого цвета ветер?» не существует. Но если ученик в качестве ответа подует мастеру в лицо, это будет считаться хорошим ответом! Суть коана — в том, чтобы заставить человека мыслить за пределами привычной логики.
На фото: подвес "Под другим углом"
Вот ещё один прекрасный пример дзенской антилогики из книги «101 дзенская история»:
Дзёсю начал изучать Дзен в шестидесялетнем возрасте, и учился до восьмидесяти лет, когда он реализовал Дзен.
Он учил с восьмидесяти до ста двадцати лет.
Однажды ученик спросил его: "Если у меня нет ничего в голове, что мне делать?"
Джошу ответил: "Выброси это оттуда."
"Но если у меня нет ничего, как же я могу это выбросить?"- продолжал спрашивать ученик.
"Ну,- сказал Дзёсю,- тогда вытащи это"
И не поспоришь ведь!
На фото: подвес "О. памяти"
А что же в дзен всё-таки есть? Не может же он отрицать абсолютно всё? Не может, конечно. В дзен есть красота и удивительно тонкое её понимание. Дзен уделяет красоте столько внимания, сколько не уделяет, пожалуй, ни одна философия или религия. Если медитировать — то на красивые вещи, если работать — то создавая что-то прекрасное.
Ранее уже упоминалась медитация во время работы — так вот, если не хочется рубить дрова или мыть посуду, можно заняться чем-то более красивым, например, каллиграфией или завариванием чая. Очень располагает к успокоению и сосредоточению. Если подумать, то большая часть традиционных японских занятий — каллиграфия, чайные церемонии, театр но, складывание стихов — выросла из дзенских медитативных практик!
А ещё, кстати, дзен-буддисты придумали такую очень японскую традицию, как ханами — любование цветами. Она выросла из практик медитации на красивые вещи. Как вы помните, ханами в Оринго посвящена целая одноимённая коллекция; и, думается, воздушные серебряные цветки могли бы стать достойным объектом для медитативного созерцания! Хотя носить их на себе, пожалуй, куда интереснее.
На фото: серьги "Ханами 2"
К слову, в каталоге Оринго можно найти немало украшений в дзенском духе, например, замечательный гарнитур «Чайная церемония», самый настоящий коан в серебре. Глядя на него, и не скажешь сразу, почему он так называется — однако понимаешь с первого взгляда. Или «О. памяти», неровный диск с нечёткими границами, настоящее воплощение дзенской идеи о неустойчивости и непостоянности мира и сознания. Или «Круговорот», наводящий на мысли о колесе перерождений, или об изменчивости бытия, или о том и другом одновременно.
На фото: серьги "Чайная церемония"
Или «Послезавтра» с его россыпью камней-цветов, напоминающий о Цветочной проповеди Будды… Вы слышали о Цветочной проповеди? Её невозможно ни прочесть, ни услышать, поскольку в ней нет слов. Говорят, что некогда Будда собрал своих последователей, чтобы произнести проповедь, однако, когда все собрались, он так и не начал говорить. Прошёл час, два, но Будда молчал. Когда собравшиеся начали роптать, он продемонстрировал им цветок лотоса — и ничего не сказал. И тогда один человек из толпы воскликнул «Я понял!», подошёл к Будде, и тот вручил ему цветок, назвав своим учеником. Эта странная на первый взгляд история говорит о том, что порой самые важные вещи невозможно выразить в словах — лишь передать, как говорят дзен-буддисты, «от сердца к сердцу».
На фото: кольцо "Послезавтра"
Философия дзен может показаться нелогичной и ужасно сложной — но в конце концов она говорит об очень простых вещах: красоте, добре и естественности.
А как вы относитесь к философии дзен? Близка ли она вам?
_______
Помогали разобраться в основах дзен-буддизма книги из библиотеки Елены Масловой:
П. Репс Плоть и кости дзен
Д.Т. Судзуки Основы дзен-буддизма
Железная флейта
101 дзенская история
А об еще одной необычной книге по теме, «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом», Елена Маслова рассказывала ранее.
Пыталась постигнуть дзен Ольга Оринго
Оринго
Втр, 27/07/2021 - 12:00
И ещё одна притча в тему удовольствий.
Однажды дзенский мастер Чуан Дзы шел с другом вдоль реки.
— Посмотри на этих плавающих рыб, ‒ сказал Чуан Дзы, - они получают огромное наслаждение.
— Ты ведь ‒ не рыба, и не можешь знать, что они получают наслаждение, ‒ ответил друг.
— А ты ‒ не я, и не можешь знать, знаю ли я, получают рыбы наслаждение или нет, ‒ ответил Чуан Дзы.
Lina2018
Втр, 27/07/2021 - 13:47
Cvetochnayafeya
Втр, 27/07/2021 - 14:41
gillyflower
Втр, 27/07/2021 - 14:47
Nata_Li
Втр, 27/07/2021 - 14:49
Оля-Оринго
Втр, 27/07/2021 - 15:08
Оля-Оринго
Втр, 27/07/2021 - 15:14