Нарисовать ангела? С такой задачей справится даже ребенок, ведь облик небесного охранника устоялся за последние несколько сотен лет и с тех пор не претерпевал значительных изменений. Зато поиск ангела на рисунках средневековых мастеров может обернуться неожиданными, а порою и жуткими находками. Давайте знакомиться с ангелами — такими, какими их видели творцы давно минувших дней, а также художники современности.
Слово «ангел» происходит от греческого «ангелос» («вестник»). Лингвистика опирается на религию и мифологию: почти во всех культурах мира существуют посредники, которые перемещаются между земным миром людей и божественным миром. Так как боги преимущественно обитали на небесах, а какие-либо летательные аппараты еще не смели появиться даже в фантазиях древних изобретателей, крылья были единственным способом, наделяющим ангелов необходимой скоростью и исключительностью.
Так в древнем Вавилоне роль ангелов исполняли крылатые львы и орлы с женскими головами. В Древнем Египте посланником богов, сопровождающим душу усопшего в мир иной, выступал Гор - существо с человеческим телом и головой сокола. В христианстве дела обстояли немного иначе. На раннехристианских фресках ангелы выглядели точь-в-точь как люди и только сюжет картины или фрески позволяет идентифицировать ангелов на них. К примеру, в подземелье Присциллы Гавриил, несущий благую весть Деве Марии, выглядит как мужчина с короткой стрижкой в белом платье. Три ангела в сцене гостеприимства Авраама в катакомбах на Виа Латина — обычные юноши, ничем не выделяющиеся на фоне остальных персонажей фресок.
К концу IV века для художников стало важно отличить ангелов от людей, а следовательно, возникла необходимость в особых визуальных маркерах. При этом располагая ангелов ближе к небесной обители, следовало показать их отличие от Бога и от Христа, воплощенного на земле в образе человека. Решение было простым и эффектным — дать небесным посланникам крылья, тем самым подчеркнув их функцию, а также положение между Господом и людьми, между небом и землей. С крыльями разобрались, настал черед других деталей: одеяние, черты лица и пр. Ангелы упоминаются в святых писаниях сотни раз, но без какой-либо конкретики. Оттого художники полагались на общие нормы и правила в писании православных сюжетов. Едва ли не единственное место в Библии, где ангелы описаны мало-мальски подробно, — видение Иезекииля. Поначалу пророк не указывает, что за существ он лицезрел, и говорит о странных созданиях с четырьмя головами — тельца, человека, орла и льва. Уже в раннем Средневековье церковные художники пытались изобразить ангелов, описанных пророком, максимально близко к тексту. Так как описание было довольно запутанным, воображение художников рисовало подчас невероятные образы.
Большое разнообразие в художественный облик ангела привнес богослов V–VI веков Псевдо-Дионисий Ареопагит, создав классификацию девяти ангельских чинов. В зависимости от чина ангела, художники наделяли его теми или иными атрибутами. Серафимов изображали с четырьмя или шестью огненными крыльями, а иногда вместо пламени иллюстраторы просто рисовали их оперение красным, и тогда эти персонажи напоминали экзотических птиц. Херувимов представляли так же, только без огня, и порой их ноги и руки, а иногда и лицо были полностью скрыты гигантскими крыльями.
Настоящее торжество красоты началось в эпоху Ренессанса и Барокко. Ангелы заметно помолодели, пополнели, скинули длинные тоги, обнажив пухлые ручки и ножки. Античный образ Эрота оказал огромное влияние на раннехристианское искусство. Подобными Эроту рисовали путти — крылатых младенцев с нимбами, которые в разных контекстах могли обозначать души усопших, служить аллегорией смерти и воскресения, а также выступать в роли ангелов. Эти жизнерадостные бутузы почти всегда с с мечтательным выражением лица, они играют на музыкальных инструментах или поют.
«Триумф Галатеи» и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля
Особняком стоит полотно Питера Брейгеля «Падение мятежных ангелов». В сотнях деталей, тонко прописанных в манере Босха, перед зрителем открывается все грани ангельского облика — от божественной избранности до безнравственности.
В эпоху классицизма внезапно появился новый персонаж — ангел в женском обличии: утонченный, нежный и воздушный образ.
Так продолжалось до 20 века, когда под смелыми и уверенными штрихами Дали, Пикассо, Кандинского, Шагала стали рождаться совершенно новые облики ангелов.
Фантазия современных художников наделяет ангелов новыми чертами. У героев Джеймса Кристенсена крылышки бабочек, а сами ангелы скорее похожи на волшебных эльфов.
Картины с религиозными сюжетами в исполнении украинского художника Александра Антонюка подкупают искренностью и теплотой. Александр переносит на полотно библейские сюжеты и привносит в них толику украинской культуры.
Кто знает, может именно так выглядят ангелы, закрывающие крылом Украину.
Наталья Оринго
Nifli
Пт, 01/07/2022 - 17:31
KapLena
Пт, 01/07/2022 - 22:37
Cvetochnayafeya
Вс, 03/07/2022 - 14:07