Ювелирные стили – параллельные миры или пересекающиеся прямые, в точке соединения которых и возникают новые ювелирные образы? Я бы сравнила многообразие стилей с ожерельем из множества цепочек, которые соединяются и вновь расходятся, образуя немыслимые узоры.
Ведь пути моды неисповедимы – сегодня в фаворе минимализм, а завтра ювелирный хай-тек. Где-то рядом бессменно присутствует классика. А под настроение хорошо носится этника и готика.
Ювелирное искусство, как и любое другое, неотделимо от истории и культуры в каждом временном отрезке своего существования. Любые значимые явления - войны, новые религиозные течения и даже политические браки правителей - так или иначе влияли на эстетическую составляющую жизни людей. Первыми ветер модных перемен улавливали цирюльники, портные, сапожники, парфюмеры, в культуре – художники и музыканты. Ювелирам и скульпторам приходилось тяжелее всех – время на создание очередного шедевра исчислялось месяцами, но даже в таких жестких рамках им удавалось поспевать за остальными, а иногда даже диктовать моду в числе первых.
Учитывая сложную связь ювелирного мастерства с историей человечества, затронуть важные вехи в становлении ювелирных стилей и ничего при этом не пропустить невозможно, но короткое и увлекательное путешествие я вам обещаю.
Ювелирная классика есть, пожалуй, в каждой шкатулке. Даже если вы не покупали себе таких украшений сами, то наверняка получали в подарок, как наиболее универсальный вариант презента среди украшений. Если при взгляде на черепушку или хамелеона дрогнет не каждое женское сердце , то классика выстреливает точно в цель.
Кольцо "Сказка 2"
Прародителями классических украшений можно назвать драгоценности периода классицизма и ампира. Классицизм пришел к нам во второй половине 18 века в виде спокойной уравновешенности форм, гармоничности пропорций, сдержанности и упорядоченности декора. К тому времени все насытились придворной роскошью, а еще буржуазия уверенно теснила дворянство, насаждая свои представления о прекрасном. Рококо изживал себя, не радуя ни творцов, ни зрителей. Ветер перемен подул из Греции, там в 1750-1760 гг. велись раскопки Геркуланума и Помпеи, погубленных Везувием.
Греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие античные мотивы были вмиг вплетены в канву искусства.
Ампир, как завершающая фаза классицизма, в прикладном смысле оказался практически калькой с декоративных элементов Римской Империи. Флористика почти не претерпела изменений, когда-то навеянных античностью. Лавровые и дубовые листья по-прежнему украшали своих владельцев, в ювелирный букет новой эпохи добавили лишь колосья и снопы.
Зато фауна в период ампира не переставала удивлять разнообразием обликов - львиные маски, грифоны, сфинксы, орлы поселились на аграфах, эгретах, корсажных брошах и ожерельях.
Эти безупречные и застывшие в своей мифологичности мотивы ювелиры используют и сейчас, сохраняя в приоритете уравновешенность, гармоничность и симметрию.
Chanel
Boucheron
Buccellati
Если вы нашли какие-то из этих признаков в своих классических украшениях, знайте, это связь времен и преемственность традиций.
Серьги "Гнездо"
Сет "Меандр"
Знаете отличительную черту импрессионизма? Картины, написанные в этом жанре, отличаются размытостью очертаний. Вблизи кроме цветных пятен ничего не разглядеть. Стоит отойти и расфокусировать взгляд – уже видно фигуры и силуэты.
Если вы на минутку представите себя импрессионистом и посмотрите на свою ювелирную коллекцию, то за символами, скрытыми посылами, великолепной огранкой камней и полетом фантазии ювелира увидите простые линии и формы. Цепочка с любимым подвесом – по факту две прямые и овал. Кольцо превращается в круг, а запонки в квадрат. Геометрия присутствовала в ювелирном искусстве всегда - люди пользовались круглыми фибулами, различными пряжками и застежками. На изготовление таких утилитарных вещей не тратили ни время, ни ресурсы, обходясь простыми геометрическими формами. Областей для проявления фантазии у ювелиров и так хватало.
«Геометризм» как ювелирный замысел появился в период авангардизма и ар-деко.
Raymond Templier
Промышленный бум вознес машины на пьедестал почета, а эстетизация механизмов ввела в моду вызывающе-геометрические, порой асимметричные украшения. Возник спрос на новые формы, способные выразить настроение новой эпохи.
Если при взгляде на украшение, вы в первую очередь замечаете геометрические фигуры, и лишь потом начинаете считывать образ в целом и задумку ювелира в частности, скорее всего перед вами стиль геометрический.
В рамках этого стиля ювелирам легко украшать мужчин – на лекала геометрических фигур очертания запонок, зажимов и колец ложатся как по наитию. Женская ветвь геометризма не столь прямолинейна и может варьироваться от многоуровневых ожерелий до скромного минимализма.
Niessing
Украшения в минималистичном стиле тесно переплетаются с трендом на ювелирный геометризм. Очень часто они имеют геометрические формы — треугольники, круги или кубы, но заявляют о себе уже не столь громко (ведь в генетическом коде геометризма еще читается его авангардное прошлое).
Кольца "Кнопка ☐"
Ювелирный примитивизм также можно считать «родственником» минимализма.
Cartier
Авторитетные «родственные» связи напророчили минимализму успех. Простые небольшие украшения притягивают взгляды окружающих ничуть не меньше, чем крупные и броские. Они несут в себе характер, красоту и утонченность. Именно в числе минималистичных украшений прячутся наши «любимчики». Выйдешь из дома без такого кольца и весь день чувствуешь себя не в своей тарелке.
Каждый раз выбирая украшение в ином стиле, мы не просто делаем свою коллекцию разноплановой и вариативной. Мы реконструируем в миниатюре историю развития ювелирного искусства в целом. Ведь ничто не возникает из ниоткуда.
Наталья Оринго
Nifli
Пт, 27/03/2020 - 22:13
Cvetochnayafeya
Втр, 31/03/2020 - 18:14