Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Очень философское кино

Подобрать философские фильмы — задачка не из лёгких! Почти каждый фильм можно назвать философским, выискивая в нём смыслы, которые даже автор не закладывал — что вполне в духе эпохи постмодернизма, какой её охарактеризовал Умберто Эко. С чего начать?

Остроумные сатиры Вуди Аллена, трагические притчи братьев Макдона, готовность к неизбежности Джима Джармуша, и более ранние — экзистенциализм Антониони и концептуальность Тарковского, а то и вовсе философия у истоков кинематографа в лице Луиса Бунюэля — выбрать практически невозможно! Но я попробовала остановить этот вращающийся калейдоскоп цветных картинок. И выпало четыре из них: самые яркие, первые пришедшие на ум, удивительно совпавшие в вечных темах любви и смерти.

 

«Облачный атлас», 2012. Создатели ещё одной философской культовой ленты, «Матрицы», тогда уже Лана и ещё Эндрю Вачовски написали сценарий этого фильма совместно с Томом Тыквером на основе романа Дэвида Митчелла. Шесть историй, произошедших в разное время, связаны между собой не только философскими темами, но и героями, которые перерождаются в разных ипостасях. В «Облачном атласе» достигает пика основная мысль, которую Вачовски несут через всё своё творчество: не важно, как выглядит человек, важно, каков он внутри. Это особенно ярко прослеживается благодаря тому, что одни и те же актёры играют разные реинкарнации своей сущности в разных новеллах. Философские темы внутри каждой истории сплетаются в общее полотно с глобальными этическими проблемами, вопросом о месте человека в мире и последствиях его выбора.

442caabb45ec1d70de666e92b4c674c2.md.jpg

 

«Куда приводят мечты», 1998. В список философских фильмов можно внести сразу несколько картин с Робином Уильямсом, от «Общества мёртвых поэтов» до «Этим утром в нью-Йорке». Но эта фантастическая мелодрама режиссёра Винсента Уорда заслуживает особенного места: не зря же она получила свой «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Казалось бы, понятное начало: знакомство и влюблённость мужчины и женщины. Но их история будет развиваться перед нами в потрясающе красивом загробном мире, куда оба они попали после смерти детей: он в рай, в результате автокатастрофы, она в ад — после самоубийства. Герой Уильямса не захочет верить в «пока смерть не разлучит нас», и отправится на поиски возлюбленной — по пути давая нам пищу для размышлений о жизни, смерти, самоопределении и вере. В завораживающем визуальном ряде кроются пласты глубинных смыслов, приводящие нас к философии материальности мысли: наш мир, как в земной, так и в загробной жизни, является тем, что мы о нём думаем.

538acbebddbb572c632f9f48bf1abcbb.md.jpg

 

«Знакомьтесь, Джо Блэк», 1998. Режиссёр Мартин Брест создал жизнеутверждающую картину о Смерти с потрясающим тандемом: возрастным Энтони Хопкинсом и чарующе молодым Брэдом Питтом. Смерть решает устроить себе каникулы, выбрав в проводники по миру человеческих удовольствий магната Уильяма Пэрриша, накануне его шестидесятипятилетия. В изначальном соглашении чем дольше держится интерес загробной сущности, тем дольше живёт Пэрриш, однако, как и в простой человеческой жизни, всё идёт не по плану. Смерть в образе приятного молодого человека, который иногда предстаёт наивным и трепетным, — кто же ожидал такое увидеть? В результате мы получаем не только философское переосмысление сиюминутности жизни, но и подачу таких простых обыденных вещей, как вкусная еда, хорошая одежда, мягкая постель, прикосновения, поцелуи — как ежедневного дара, удивительного и глубокого. Благодаря столкновению таких разных фигур главных героев —  Смерти, которая познаёт любовь и человеческие чувства, и Билла Пэрриша, который мужественно реагирует на близость своего финала — фильм раскрывает нам истинный смысл человеческой жизни.

c46056b97c3c5ce7072f46238dddc873.md.jpg

 

«Герой», 2002. Однажды увидев эту потрясающе красивую китайскую ленту, её невозможно забыть. Снятый Чжан Имоу, фильм характеризуется как исторический, но за счёт множества сцен боевых искусств в духе уся смотрится фантастично. История состоит из трёх новелл, связанных обрамляющим повествованием: некий Безымянный появляется перед правителем провинции Цинь (будущим императором Цинь Ши-хуанди), чтобы получить награды за убийство трёх его главных врагов. Первая новелла показывает нам рассказ Безымянного: как он победил убийц и попал к правителю. Вторая новелла даёт нам опровержение: будущий император не верит пришельцу и излагает свою версию предшествовавших событий. Третья новелла познакомит нас с реальной версией, и тогда все кусочки мозаики сойдутся — хотя до последней минуты мы не узнаем окончательного решения правителя. Философия боя и философия каллиграфии, темы любви, предательства, верности, долга, возмездия вышиты на канве конфуцианства, и в третьей части повествования подводят нас к более глубинным проблемам выбора.

5e3280fab21753f55af7997d73e9450c.md.jpg

 

Вы заметили, что все эти фильмы не новые? Самому новому из них — десять лет, остальным — двадцать и больше двадцати. Найти среди новейших и современных фильмов картины равные этим по красоте реализации и красоте внутреннего наполнения было так же невероятно трудно, как выбрать все четыре философских фильма из таковых прошедших лет. Время режиссёрского кино уступило место студийным лентам, часто созданным для бездумного просмотра «карусели» в кинотеатре. Это сейчас, когда в условиях пандемии в игру вступают стриминговые сервисы, мы можем снова надеяться на качественное режиссёрское кино: ведь на стриминге важнее не касса, а количество пересмотров. А хороший философский фильм можно пересматривать десятки раз! Конечно же, я не утверждаю, что философских картин сейчас совсем нет. Но в период 1990-х и 2000-х годов они были ярче, и потому при вопросе о хороших фильмах память отправляет именно к этому периоду.

 

Быть может, вы ждали других представителей философского кино — тогда предлагаю продолжить список в комментариях улыбка

 

Алёна Минакова для Оринго

Maryna
Ср, 19/01/2022 - 12:12

Вечное сияние чистого разума - обожаю этот фильм и его психологические лабиринты близкие многим. я там впервые открыла Джима Керри не как комика, а как глубокого лиричного, и даже трагичного персонажа, и абсолютно непредсказуемую Кейт Уинслет.. Кстати говоря про Уинслет вспомнился ДиКаприо и его шикарнейшие роли в мозгосворачивающих драмах Начало и Острове проклятых. Трансцендентальный фильм "Господин Никто" - никто меня так не удивил, как Джаред Лето, который так умело передает странные и цепляюшие роли. Потом в Бегущем по лезвию 2049 и в Лиге, и в Отряде. Может он и правда вампир?)) Также в списке интересных философских экранизаций обязательно должны быть фильмы Даррена Аронофски. В свое время меня сильно поразил его малобюджетные психотриллер ПИ - прям до мурашек. И более уже спродюссированные дальше Фонтан, Реквием по мечте, Мама!. А еще, опять мне икнулась бабочка))) фильм на все времена - Эффект бабочки, вот уж что было засмотрено до дыр) искала ответы и что интересно - находила)
Anna Pavlova
Ср, 19/01/2022 - 13:44

Чудова підбірка улюблених фільмів, дякую, що нагадали, необхідно деякі знов передивитись і пригадати)) Останнім часом майже не маю часу на фільми, але одна коротенька анімаційна історія нещодавно просто «зачепила» і не відпускає, ніби й простенька, але про глибокий внутрішній зміст думаю вже кілька днів… Home sweet home | Cute short film about friendship Рекомендую зробити маленьку 10-хвилинну перерву і переглянути :) https://youtu.be/-gz9-I_iEbY
Tata_Od
Ср, 19/01/2022 - 14:34

Плюс ко всем фильмам, которые уже названы я бы ещё добавила "Меданхолию" Ларса фон Триера, "Патерсон" Джима Джармуша, "Осторожно, двери закрываются" Питера Хауитта, "Общество мёртвых поэтов" Питера Уира.
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 15:14

Марина, да, все эти фильмы были у меня в первом же списке вместе с указанными в тексте))) Особенно Господин Никто, конечно же. На самом деле о фильмах я могу говорить долго и много, никаких статей не хватит)
olenabuglova
Ср, 19/01/2022 - 15:15

"Мертвец" Джармуша - любовь с первого до последнего кадра. Фильмы Ким Ки Дука, особенно "Весна, лето, осень, зима… и снова весна".
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 15:39

Анна, очень рада, что напомнила что-то любимое!) Спасибо за ссылку, посмотрю)
КоТэ
Ср, 19/01/2022 - 15:58

Мне кажется сюда ещё можно добавить фильм Эмира Кустурицы "Аризонская мечта".
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 16:31

Тата, "Общество..." я немного упомянула, и про Джармуша полностью согласна, обожаю его! А вот фон Триер слишком мрачен мне, имхо, хотелось назвать более светлые фильмы)
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 16:32

Елена, да! После этого фильма познакомилась с творчеством Блейка) "Сломанные цветы" Джармуша тоже подойдут)
Maryna
Ср, 19/01/2022 - 17:06

Плюсую к фильмам Джарамуша и Ким Ки Дука ❤️