Подобрать философские фильмы — задачка не из лёгких! Почти каждый фильм можно назвать философским, выискивая в нём смыслы, которые даже автор не закладывал — что вполне в духе эпохи постмодернизма, какой её охарактеризовал Умберто Эко. С чего начать?
Остроумные сатиры Вуди Аллена, трагические притчи братьев Макдона, готовность к неизбежности Джима Джармуша, и более ранние — экзистенциализм Антониони и концептуальность Тарковского, а то и вовсе философия у истоков кинематографа в лице Луиса Бунюэля — выбрать практически невозможно! Но я попробовала остановить этот вращающийся калейдоскоп цветных картинок. И выпало четыре из них: самые яркие, первые пришедшие на ум, удивительно совпавшие в вечных темах любви и смерти.
«Облачный атлас», 2012. Создатели ещё одной философской культовой ленты, «Матрицы», тогда уже Лана и ещё Эндрю Вачовски написали сценарий этого фильма совместно с Томом Тыквером на основе романа Дэвида Митчелла. Шесть историй, произошедших в разное время, связаны между собой не только философскими темами, но и героями, которые перерождаются в разных ипостасях. В «Облачном атласе» достигает пика основная мысль, которую Вачовски несут через всё своё творчество: не важно, как выглядит человек, важно, каков он внутри. Это особенно ярко прослеживается благодаря тому, что одни и те же актёры играют разные реинкарнации своей сущности в разных новеллах. Философские темы внутри каждой истории сплетаются в общее полотно с глобальными этическими проблемами, вопросом о месте человека в мире и последствиях его выбора.
«Куда приводят мечты», 1998. В список философских фильмов можно внести сразу несколько картин с Робином Уильямсом, от «Общества мёртвых поэтов» до «Этим утром в нью-Йорке». Но эта фантастическая мелодрама режиссёра Винсента Уорда заслуживает особенного места: не зря же она получила свой «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Казалось бы, понятное начало: знакомство и влюблённость мужчины и женщины. Но их история будет развиваться перед нами в потрясающе красивом загробном мире, куда оба они попали после смерти детей: он в рай, в результате автокатастрофы, она в ад — после самоубийства. Герой Уильямса не захочет верить в «пока смерть не разлучит нас», и отправится на поиски возлюбленной — по пути давая нам пищу для размышлений о жизни, смерти, самоопределении и вере. В завораживающем визуальном ряде кроются пласты глубинных смыслов, приводящие нас к философии материальности мысли: наш мир, как в земной, так и в загробной жизни, является тем, что мы о нём думаем.
«Знакомьтесь, Джо Блэк», 1998. Режиссёр Мартин Брест создал жизнеутверждающую картину о Смерти с потрясающим тандемом: возрастным Энтони Хопкинсом и чарующе молодым Брэдом Питтом. Смерть решает устроить себе каникулы, выбрав в проводники по миру человеческих удовольствий магната Уильяма Пэрриша, накануне его шестидесятипятилетия. В изначальном соглашении чем дольше держится интерес загробной сущности, тем дольше живёт Пэрриш, однако, как и в простой человеческой жизни, всё идёт не по плану. Смерть в образе приятного молодого человека, который иногда предстаёт наивным и трепетным, — кто же ожидал такое увидеть? В результате мы получаем не только философское переосмысление сиюминутности жизни, но и подачу таких простых обыденных вещей, как вкусная еда, хорошая одежда, мягкая постель, прикосновения, поцелуи — как ежедневного дара, удивительного и глубокого. Благодаря столкновению таких разных фигур главных героев — Смерти, которая познаёт любовь и человеческие чувства, и Билла Пэрриша, который мужественно реагирует на близость своего финала — фильм раскрывает нам истинный смысл человеческой жизни.
«Герой», 2002. Однажды увидев эту потрясающе красивую китайскую ленту, её невозможно забыть. Снятый Чжан Имоу, фильм характеризуется как исторический, но за счёт множества сцен боевых искусств в духе уся смотрится фантастично. История состоит из трёх новелл, связанных обрамляющим повествованием: некий Безымянный появляется перед правителем провинции Цинь (будущим императором Цинь Ши-хуанди), чтобы получить награды за убийство трёх его главных врагов. Первая новелла показывает нам рассказ Безымянного: как он победил убийц и попал к правителю. Вторая новелла даёт нам опровержение: будущий император не верит пришельцу и излагает свою версию предшествовавших событий. Третья новелла познакомит нас с реальной версией, и тогда все кусочки мозаики сойдутся — хотя до последней минуты мы не узнаем окончательного решения правителя. Философия боя и философия каллиграфии, темы любви, предательства, верности, долга, возмездия вышиты на канве конфуцианства, и в третьей части повествования подводят нас к более глубинным проблемам выбора.
Вы заметили, что все эти фильмы не новые? Самому новому из них — десять лет, остальным — двадцать и больше двадцати. Найти среди новейших и современных фильмов картины равные этим по красоте реализации и красоте внутреннего наполнения было так же невероятно трудно, как выбрать все четыре философских фильма из таковых прошедших лет. Время режиссёрского кино уступило место студийным лентам, часто созданным для бездумного просмотра «карусели» в кинотеатре. Это сейчас, когда в условиях пандемии в игру вступают стриминговые сервисы, мы можем снова надеяться на качественное режиссёрское кино: ведь на стриминге важнее не касса, а количество пересмотров. А хороший философский фильм можно пересматривать десятки раз! Конечно же, я не утверждаю, что философских картин сейчас совсем нет. Но в период 1990-х и 2000-х годов они были ярче, и потому при вопросе о хороших фильмах память отправляет именно к этому периоду.
Быть может, вы ждали других представителей философского кино — тогда предлагаю продолжить список в комментариях
Алёна Минакова для Оринго
Maryna
Ср, 19/01/2022 - 12:12
Anna Pavlova
Ср, 19/01/2022 - 13:44
Tata_Od
Ср, 19/01/2022 - 14:34
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 15:14
olenabuglova
Ср, 19/01/2022 - 15:15
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 15:39
КоТэ
Ср, 19/01/2022 - 15:58
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 16:31
Minakova
Ср, 19/01/2022 - 16:32
Maryna
Ср, 19/01/2022 - 17:06