Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Очень страшный книжный обзор

Всё странное и необъяснимое имеет свойство пугать — это известно. Однако оно же зачастую и притягивает — и вот это-то, как кажется, абсолютно нелогично. Как может привлекать то, что должно отталкивать? Однако же это факт — иначе не существовало бы такого жанра, как готический роман, он же роман ужасов.

К слову, а что это вообще такое? Почему романы о страшном и необъяснимом назвали именно готическими? На самом деле всё крайне просто. Жанр был «изобретён» писателями-романтиками и их предшественниками, которые живо интересовались двумя вещами: во-первых, фольклором и историей (особенно средневековой), а во-вторых — бурями и страстями, происходившими в человеческой душе. В один прекрасный момент им пришло в голову совместить эти два предмета и описать то, что получилось. Тёмные и тайные порывы человеческой души обрамлялись историческими декорациями — а какая декорация подходит для этого лучше, чем старинный готический замок? Да-да, действия первых романов такого рода происходили именно в готических замках, непременно тёмных и мрачных. Отсюда и пошло название жанра — готический роман.

e27c13a03043742abbc42ac6121bb107.md.jpg

 

Позже, конечно, места действия стали разнообразней, а определение жанра — более «психологическим», однако название осталось как есть. Сейчас под «готическим романом» подразумевается история, сочетающая в себе мистику, психологизм и приключения, иногда — детективную линию; отдавая дань традиции, действие таких романов обычно происходит в замкнутом или ограниченном пространстве, хотя это и не всегда обязательно.

В следующей подборке вы найдёте самые интересные, самые необычные готические романы. Впрочем, стоит помнить, что этой подборкой они отнюдь не исчерпываются — в самом деле, если попытаться описать все выдающиеся образцы жанра, не хватит никакой статьи. 

 

Начать предлагаю с классики — с романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Роберта Метьюрина. Странная, запутанная загадочная история, в центре которой — классический сюжет о дьявольском искушении. А вокруг центра разворачивается множество историй, переплетающихся, перетекающих и вкладывающихся друг в друга. Один сюжет оказывается внутри другого, который, в свою очередь, обрамлён третьим; композиция «Мельмота Скитальца» удивительно красива и столь же сложна. Шутка ли, первое издание пришлось снабжать специальной схемой! По этой причине пересказать сюжет очень трудно. Рассказчики сменяют друг друга, события разворачиваются сразу в нескольких концах света, весь этот пёстрый калейдоскоп постоянно вертится — и лишь таинственная фигура Мельмота Скитальца стоит в его центре и остаётся неизменной. Кто он, уж не сам ли дьявол? Как знать…

Кстати, не так давно по "Мельмоту" написали рок-оперу, которую я могу посоветовать всем любителям. Начнем с арии Мельмота

282d744f889546c9467c16a0638b41ca.md.jpg

 

Вторая книга по сложности композиции похоже на «Мельмота», столь же сложна, странна и интригующа. Это не готический роман в чистом виде: в книге есть что-то и от плутовской новеллы, и от приключенческой повести, и от волшебной сказки. Называется она «Рукопись, найденная в Сарагосе», автор её — польский аристократ, писатель, путешественник и этнограф Ян Потоцкий. В «Рукописи…» находится место и духу приключений, и экзотическим мотивам, которые Потоцкому были явно не чужды. Готических замков и мрачных поместий вы здесь не найдёте, однако ощущение чего-то мистического, странного и  необъяснимого присутствует здесь в полной мере. Потоцкий писал этот роман целых восемнадцать лет — однако закончить свою книгу ему было не суждено: мучимый неясной болезнью, которая вызывала сильные головные боли, он покончил с собой. Трагический поворот, так подходящий готическому роману — увы, случившийся в жизни… Однако незавершённость ничуть не умаляет достоинств «Рукописи», и прочесть её определённо стоит.

4295eeadd53598a94805e239c658810b.jpg

Титульный лист польского издания 1847 года

 

Автор третьей книги — признанный и прославленный мастер таинственного, истинный классик романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман. Его роман «Эликсиры Сатаны» прекрасно подходит под определение готического — уединённый монастырь-аналог замка, монах, ведущий рассказ, дьявол, искушающий монаха волшебным зельем, и любимый образ Гофмана — мрачный теневой двойник, подстрекающий главного героя на преступления. Здесь есть и мистика — много! — и таинственность, и приключения, и даже элемент психологизма: кто такой этот таинственный двойник, если не юнгианская Тень, хранящая в себе тёмные и разрушительные импульсы?

Под стать книге и ее издание в "Вита Нова" - можно даже не читать, а просто рассматривать картинки, созданные белорусским художником Романом Сустовым. Только взгляните на них...

6bdb27fad8f71af257a116f4b3eaed57.jpg

bac6897a1ee5f4137dcf04a1b9f33548.jpg

 

Автор четвёртого романа «Дом о семи фронтонах» — Натаниэль Готорн, мастер американского романтизма. Создавая роман, автор вдохновлялся — если можно так сказать — собственными страхами и переживаниями. Дело в том, что Готорн родился и жил в печально знаменитом городе Салем, а среди его предков были те, кто вынес приговор салемским «ведьмам». Этот факт был причиной постоянного тяжёлого стыда, который то и дело прорывался наружу в произведениях Готорна — а в «Доме о семи фронтонах» получил наиболее яркое воплощение. Сюжет романа разворачивается вокруг потомков двух семейств: родоначальник одного из них в своё время обвинил второго в ведовстве и отправил на костёр.  В «награду» он получил поместье своей жертвы — тот самый дом о семи фронтонах. Однако дом оказался проклятым: все потомки того самого обвинителя рано или поздно умирали в доме таинственной и явно не своей смертью… Готорн мастерски воссоздаёт классическую атмосферу готического романа, а заодно раскрывая тему преступления и отмщения, которая так долго не давала покоя ему самому.

87be1f4bac242f02b3328b07b1dee7ac.md.jpg

Автор готического романа - совсем не обязательно "юноша бледный со взором горящим" улыбка

 

И, наконец, последнее произведение в подборке — небольшой рассказ, сумевший, тем не менее, стать заслуженной классикой. «Падение дом Ашеров» Эдгара Аллана По, признанного мэтра готических ужасов, считается чуть ли не образцовой историей такого рода. Сюжет у этого относительно небольшого рассказа очень прост — современники даже упрекали По в шаблонности и неоригинальности. Но мастерское выстраивание композиции и умелое подчёркивание нестрашных, на первый взгляд, деталей создаёт поистине жуткую атмосферу сродни той, что царит в обречённом поместье Ашеров…

37f9970643bc20f853867c105a93e50d.md.jpg

 

Такие романы особенно уютно читать осенним вечером, под стук дождя, с обязательным чаем и мирно спящим неподалеку котом. А есть ли у вас любимые книги в этом жанре? Делитесь - составим подборку!

Ольга Оринго

NataRIDNA
Пт, 03/09/2021 - 17:55

Вообще конечно люблю такое чтиво... Мистику, мрак, дома с привидениями... Последнее, что проглотила буквально недавно - это был роман Дианы Сеттерфилд "Тринадцатая сказка"... Потом оказалось, что по книге даже фильм снят - пыталась смотреть, выключила на 10-й минуте, чтоб не портить впечатление от прочитанного))) Ничто не может экранизировать прочитанное художественное произведение, как собственная фантазия! Спасибо за статью, Олечка! Натолкнули меня пойти поискать еще что-то в подобном жанре. Как раз уже по-осеннему прохладно стало, благо хоть без дождя!
ВОЛНУШКА
Пт, 03/09/2021 - 18:08

Как оказалось, ничего в этом жанре, кроме "Мешок с костями" Стивена Кинга, я не читала. Даже странно... Но это легко исправить: наступила долгожданная осень, скоро отпуск - почитаю. А рядом будет мирно спать собака, которая решила, что будет у нас жить, и ранним июньским утром попросилась в квартиру.
Lina2018
Пт, 03/09/2021 - 18:35

Если хочется, чтоб было страшно, но не сильно, и при этом смешно, тогда можно прочитать Роальд Дал "Скачущий Фоксли". На украинском "Коняка Фокслі" ("А-ба-ба-га-ла-ма-га").