Всё странное и необъяснимое имеет свойство пугать — это известно. Однако оно же зачастую и притягивает — и вот это-то, как кажется, абсолютно нелогично. Как может привлекать то, что должно отталкивать? Однако же это факт — иначе не существовало бы такого жанра, как готический роман, он же роман ужасов.
К слову, а что это вообще такое? Почему романы о страшном и необъяснимом назвали именно готическими? На самом деле всё крайне просто. Жанр был «изобретён» писателями-романтиками и их предшественниками, которые живо интересовались двумя вещами: во-первых, фольклором и историей (особенно средневековой), а во-вторых — бурями и страстями, происходившими в человеческой душе. В один прекрасный момент им пришло в голову совместить эти два предмета и описать то, что получилось. Тёмные и тайные порывы человеческой души обрамлялись историческими декорациями — а какая декорация подходит для этого лучше, чем старинный готический замок? Да-да, действия первых романов такого рода происходили именно в готических замках, непременно тёмных и мрачных. Отсюда и пошло название жанра — готический роман.
Позже, конечно, места действия стали разнообразней, а определение жанра — более «психологическим», однако название осталось как есть. Сейчас под «готическим романом» подразумевается история, сочетающая в себе мистику, психологизм и приключения, иногда — детективную линию; отдавая дань традиции, действие таких романов обычно происходит в замкнутом или ограниченном пространстве, хотя это и не всегда обязательно.
В следующей подборке вы найдёте самые интересные, самые необычные готические романы. Впрочем, стоит помнить, что этой подборкой они отнюдь не исчерпываются — в самом деле, если попытаться описать все выдающиеся образцы жанра, не хватит никакой статьи.
Начать предлагаю с классики — с романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Роберта Метьюрина. Странная, запутанная загадочная история, в центре которой — классический сюжет о дьявольском искушении. А вокруг центра разворачивается множество историй, переплетающихся, перетекающих и вкладывающихся друг в друга. Один сюжет оказывается внутри другого, который, в свою очередь, обрамлён третьим; композиция «Мельмота Скитальца» удивительно красива и столь же сложна. Шутка ли, первое издание пришлось снабжать специальной схемой! По этой причине пересказать сюжет очень трудно. Рассказчики сменяют друг друга, события разворачиваются сразу в нескольких концах света, весь этот пёстрый калейдоскоп постоянно вертится — и лишь таинственная фигура Мельмота Скитальца стоит в его центре и остаётся неизменной. Кто он, уж не сам ли дьявол? Как знать…
Кстати, не так давно по "Мельмоту" написали рок-оперу, которую я могу посоветовать всем любителям. Начнем с арии Мельмота?
Вторая книга по сложности композиции похоже на «Мельмота», столь же сложна, странна и интригующа. Это не готический роман в чистом виде: в книге есть что-то и от плутовской новеллы, и от приключенческой повести, и от волшебной сказки. Называется она «Рукопись, найденная в Сарагосе», автор её — польский аристократ, писатель, путешественник и этнограф Ян Потоцкий. В «Рукописи…» находится место и духу приключений, и экзотическим мотивам, которые Потоцкому были явно не чужды. Готических замков и мрачных поместий вы здесь не найдёте, однако ощущение чего-то мистического, странного и необъяснимого присутствует здесь в полной мере. Потоцкий писал этот роман целых восемнадцать лет — однако закончить свою книгу ему было не суждено: мучимый неясной болезнью, которая вызывала сильные головные боли, он покончил с собой. Трагический поворот, так подходящий готическому роману — увы, случившийся в жизни… Однако незавершённость ничуть не умаляет достоинств «Рукописи», и прочесть её определённо стоит.
Титульный лист польского издания 1847 года
Автор третьей книги — признанный и прославленный мастер таинственного, истинный классик романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман. Его роман «Эликсиры Сатаны» прекрасно подходит под определение готического — уединённый монастырь-аналог замка, монах, ведущий рассказ, дьявол, искушающий монаха волшебным зельем, и любимый образ Гофмана — мрачный теневой двойник, подстрекающий главного героя на преступления. Здесь есть и мистика — много! — и таинственность, и приключения, и даже элемент психологизма: кто такой этот таинственный двойник, если не юнгианская Тень, хранящая в себе тёмные и разрушительные импульсы?
Под стать книге и ее издание в "Вита Нова" - можно даже не читать, а просто рассматривать картинки, созданные белорусским художником Романом Сустовым. Только взгляните на них...
Автор четвёртого романа «Дом о семи фронтонах» — Натаниэль Готорн, мастер американского романтизма. Создавая роман, автор вдохновлялся — если можно так сказать — собственными страхами и переживаниями. Дело в том, что Готорн родился и жил в печально знаменитом городе Салем, а среди его предков были те, кто вынес приговор салемским «ведьмам». Этот факт был причиной постоянного тяжёлого стыда, который то и дело прорывался наружу в произведениях Готорна — а в «Доме о семи фронтонах» получил наиболее яркое воплощение. Сюжет романа разворачивается вокруг потомков двух семейств: родоначальник одного из них в своё время обвинил второго в ведовстве и отправил на костёр. В «награду» он получил поместье своей жертвы — тот самый дом о семи фронтонах. Однако дом оказался проклятым: все потомки того самого обвинителя рано или поздно умирали в доме таинственной и явно не своей смертью… Готорн мастерски воссоздаёт классическую атмосферу готического романа, а заодно раскрывая тему преступления и отмщения, которая так долго не давала покоя ему самому.
Автор готического романа - совсем не обязательно "юноша бледный со взором горящим"
И, наконец, последнее произведение в подборке — небольшой рассказ, сумевший, тем не менее, стать заслуженной классикой. «Падение дом Ашеров» Эдгара Аллана По, признанного мэтра готических ужасов, считается чуть ли не образцовой историей такого рода. Сюжет у этого относительно небольшого рассказа очень прост — современники даже упрекали По в шаблонности и неоригинальности. Но мастерское выстраивание композиции и умелое подчёркивание нестрашных, на первый взгляд, деталей создаёт поистине жуткую атмосферу сродни той, что царит в обречённом поместье Ашеров…
Такие романы особенно уютно читать осенним вечером, под стук дождя, с обязательным чаем и мирно спящим неподалеку котом. А есть ли у вас любимые книги в этом жанре? Делитесь - составим подборку!
Ольга Оринго
NataRIDNA
Пт, 03/09/2021 - 17:55
ВОЛНУШКА
Пт, 03/09/2021 - 18:08
Lina2018
Пт, 03/09/2021 - 18:35