Сколько в мире разных замков, столько и уникальных ключей. От ветхих калиток и стальных дверей, музыкальных шкатулок и платяных шкафов, сундуков с сокровищами и потайных сейфов. Говорят, бывает ключ к сердцу, успеху, знаниям и прочим житейским радостям.
Неслучайно эта практичная до края хвостовика вещь имеет колоссальную смысловую нагрузку.
Во времена викингов (800-1066 гг. Н.э.) бронзовые ключи использовались в качестве символа статуса женщинам и часто были настоящими произведениями искусства, которые хозяйка дома носила на поясе вокруг талии.
Древнескандинавский ключ, найденный в кургане Хеггум, в «скифском зверином стиле», возможно служил оберегом-дома. Выйдя замуж новая хозяйка дома получала ключи от дверей и сундуков с сокровищами, как видимый знак её нового статуса, положения в доме и власти.
Римские ремесленники достигли большого мастерства в изготовлении ключей. Миниатюрные кольца-ключи красовались на пальцах знатных патрициев, став не только украшением, но и лишним свидетельством могущества и состоятельности владельца. А слесарное дело находилось на одной ступени с ювелирным. Далеко не всякий ювелир был способен изготовить сложный замок и отпирающий его ключ, но любой слесарь, сумевший сделать такое кольцо, мог считаться слесарем-ювелиром.
Славяне во второй половине XVIII века научились изготавливать силуэтные замочки-фигурки. Искусство мастеров отмечали отечественные и иностранные путешественники. Затейливый вид изделий сравнивали с восточными медными замочками – «подобные китайским, то есть в виде птиц, зверей, насекомых и прочее», подчеркивали высокое качество и искусность работы. Особым умением считалось изготовление крошечных замочков из латуни, которые чаще служили украшением, чем использовались по назначению. Иногда они были частью женских украшений, их носили в качестве подвесок к серьгам и шейным цепочкам знатные дамы. На промышленной выставке 1849 года была представлена цепочка, составленная из 240 миниатюрных замочков.
Миниатюрные ключики к замкам можно назвать предметами ювелирного искусства. У ключей была разнообразная форма головки, чаще в виде железного или латунного кольца, либо крестовидная. Если поверхность замочка серебрилась, то и латунный ключик покрывали серебром.
В разные отрезки времени ключи были статусными подарками, показателями положения в обществе и даже произведениями искусства.
Ювелирной страницей в истории ключей можно считать период существования высокого придворного чина – камергера. Слово пришло к нам из Германии (kammerherr). При испанском дворе в XVI веке существовала должность camarero, или camarlengo, её обладатель ведал личной казной короля, ключ от которой постоянно носил с собой. При европейских дворах «камериры», или «камерариусы», превратились в «камергеров», поменялась и сама суть их обязанностей - из хранителей казны стали они «комнатными дворянами». Золоченый ключ, подвешенный сзади на ленте к поясу, составлял первоначально отличительную эмблему французского придворного камергера.
У наших камергеров также были ключи, правда они утратили функциональность, зато приобрели в красоте.
На Руси ключ камергера означал, что он вправе в любое время входить в личные апартаменты монарха. Конечно, ни к одному замку в императорских резиденциях камергерские ключи, не подходили. Камергеры, как правило, дежурили по очереди при царе, во время аудиенций и приемов представляли гостей.
В XVIII веке головка камергерского ключа выполнялась в виде двуглавого орла с поднятыми крыльями, на груди которого помещался императорский вензель. Обер-камергерский ключ отличался тем, что на нём фигура орла и короны над его головами украшались бриллиантами.
При Александре ключ изготавливался из золота, и его стоимость определялась в 1802 году в 500 рублей, деньги по тем временам очень большие. Изделие было единичным и, как произведение искусств, долго не имело установленного образца. Его форма зависела от мастера.
Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.
Сейчас и ключи, и замочки – одна из востребованных тем в ювелирном искусстве. Для некоторых брендов такие украшения стали визитной карточкой.
Эти знаменитые сердечки — один из главных символов Tiffany. По легенде, на каждом изделии 1969 года была выгравирована надпись «Пожалуйста, верните в Tiffany & Co., Нью-Йорк». У каждого украшения был уникальный регистрационный номер, который гарантировал, что в случае пропажи кольцо с ключами вам вернут хозяйке в главном магазине компании на Пятой Авеню.
История современных подвесов-ключиков Tiffany & Co берет свое начало от винтажных ключей из архивов компании. Когда такими ключами открывали ювелирные и сувенирные коробки, альбомы, дневники, старинные сундуки. Некоторые были сделаны компанией в качестве дипломатических подарков главам других государств.
Прошлое ключей Tiffany нашло отражение в популярной коллекции Tiffany Keys.
В Оринго сейчас есть три ключика. Два из них бережно хранят женские секреты – в их романтичных очертаниях первая весна, шелк платья, сорванные цветы и строчки писем. О них можно почитать в новой дегустации на Форуме.
«Ключ от механизма» - современный и немногословный. И с ним так удобно открывать новый день.
Наталья Оринго
Анютины Глазки
Сб, 02/02/2019 - 12:20
Isilwen
Сб, 02/02/2019 - 22:56