Пение - отличная терапевтическая практика. Мало того, что это отличный способ сбросить напряжение и расслабиться, вибрации, которые возникают от интенсивного пения, обладают положительным влиянием на здоровье. А если вокалом заниматься регулярно и правильно, то развиваются сила и объем легких, улучшается кровообращение от постоянного притока кислорода, - ну и самооценка тоже растёт!
Голос - важный рабочий инструмент людей многих профессий. И это не только певцы. Без правильного поставленного голоса не могут работать учителя, гиды,адвокаты, преподаватели и лекторы, актёры и артисты, дикторы радио и телеведущие, сотрудники техподдержки, воспитатели в детских садах, консультанты различных горячих линий. Чтобы привлечь внимание к здоровью речевого аппарата, в 1999 году Американская академия отоларингологии выступила инициатором учреждения международного Дня голоса. Поэтому мы сегодня имеем законный повод вспомнить некоторые интересные факты о голосе, пении, вокале и живой речи.
Наверняка большинству из вас свой собственный голос в записи не нравится. А отражённым в микрофоне и колонках вы его вообще не можете узнать. Это совершенно нормально! Собственный голос мы слышим иначе, нежели окружающие. Дело в физике процесса: и речевой аппарат, и слуховой находятся в одном и том же "корпусе" нашего тела, а значит, звук резонирует в нашем теле, в полых и заполненных пазухах и искажается. Чтобы побороть неприятие своего голоса, нужна практика: чаще слушать его в записи и не пытаться отождествлять голос со своими представлениями о собственной личности. Со временем вы примете и полюбите свой голос. Дикторы радио и телевидения годами ищут тот самый тембр и высоту звука, свой голос, который будет узнаваем и характерен. Невозможно не вспомнить в этой связи знаменитого Юрия Левитана, чей голос стал настоящей приметой времени.
Как ни удивительно, но для чистого пения важен не сколько голос (голосовые связки), сколько дыхание и лёгкие. Вокалисты используют выражение "опора", которым обозначают работу дыхательного аппарата и мышц брюшного пресса. Опираясь на этот базис, дальше уже можно работать с гортанью и связками, развивая краски голоса. Правильно дышать животом - первое, чему учат студентов кино- и телефакультетов. А кроме умения правильно дышать, вокалисты и разговорники знают, как поддерживать здоровье голоса. Например, нежелательно увлекаться сухим печеньем, орехами и семечками, газировкой, шоколадом, острой пищей, а особенно перед выступлением. А вот сырые яйца пить не обязательно, хотя жир в желтке, конечно, увлажняет и смазывает связки.
Вокалисты не распеваются утром и не дают утренних концертов - говорят, что голос ещё спит. Утром связки рыхловаты, и они не дают нужного звука, да и подвержены травмам. Важно соблюдать режим молчания, чтобы связки отдыхали, а ещё следить за осанкой. Кстати, если у вас болит горло или сел голос, не надо шептать - шёпот гораздо сильнее нагружает связки, нежели тихая речь.
На фото: серьги-трансформеры "Песня плюща"
Врач, который лечит голос, называется фониатр. Именно фониатры - одни из главных людей в команде любого певца, личные фониантры ездят с ними в туры и сопровождают на важных концертах. Они диктуют подопечным режим и диету: не ложиться спать сразу после приёма пищи, чтобы не заработать отёк гортани, спать хотя бы 9 часов в день, есть много белка, ведь голосовые складки - это мышцы, и не увлекаться курением и алкоголем (хотя нередки случаи, когда исполнители специально курили и пили, чтобы изменить тембр голоса). Фониатр Большого театра Зинаида Боголепова, например, дежурит в специальном помещении во время спектаклей и слушает, как работают артисты. Особенное внимание - новым партиям и артистам, недавно имевшим проблемы со здоровьем.
Существует миф о том, что все оперные певцы - полные, и им нужно много есть, чтобы поддерживать форму. Конституция тела человека влияет на звучание голоса, но специально вес никто не набирает. Наоборот, современный шоубизнес диктует своё, и многие оперные исполнители принялись худеть. А нехватка жиров и белков в рационе отрицательно сказывается на голосе... Так что если артист склонен к полноте, худеть ему стоит аккуратно и под наблюдением специалистов.
Многие знают особую манеру пения из Тироля йодль. Для йодля характерно быстрое переключение голосовых регистров, то есть чередование фальцетных и грудных нот. А вот похожее название йойк с йодлем не имеет ничего общего, и знают о нём не все. Йойк - традиционное пение саамов, коренного народа Лапландии. У йойка есть определённый ритм и тональность, но в целом это отдельный жанр музыки вообще. У йойка нет ни начала ни конца, он начинается из ниоткуда и обрывается тогда, когда этого захочет певец. Этот распев не несёт информации, он является выражением личности и характера исполнителя, это песня, где вместо слов - эмоции. Наличие у человека своего йойка в культуре саамов очень важно и равноценно наличию у него имени. Один из моих любимых исполнителей йойка - Йон Хенрик Фьяллгрен. Он выглядит совсем не как саам - по крови он колумбиец, но в трёхмесячном возрасте его усыновила семья лапландцев и воспитала в северных традициях. Он был погонщиком оленей и пришел в певческую карьеру через шоу Talang Sverige - "Швеція має талант", как сказали бы у нас. Послушайте его исполнение йойка, который он посвятил умершему другу. В видео есть английские субтитры, но слова, на самом деле, не так важны, как эмоции и голос этого потрясающего парня.
Какую бы работу вы не поручили вашему голосу, пусть он звучит уверенно и красиво.
Поделитесь в комментариях, чей голос вызывает у вас наиболее сильные эмоции? Может быть, это ваш любимый исполнитель, а может быть, член семьи?
Анастасия Оринго
MariaTR
Чт, 16/04/2020 - 16:40
Анастасия Оринго
Чт, 16/04/2020 - 17:04
MariaTR
Чт, 16/04/2020 - 17:32
Oksanna SH
Чт, 16/04/2020 - 19:56
Cvetochnayafeya
Чт, 16/04/2020 - 20:40
Nata_Li
Чт, 16/04/2020 - 23:12