Ровно 170 лет назад, в городе Миргороде, на свет появился Афанасий Рудченко - статский советник, который по ночам писал книги на запрещенном украинском языке, подписывая их псевдонимом «Панас Мирный».
Отец будущего писателя был бухгалтером и еще задолго до рождения Афанасия решил, что все его сыновья пойдут по его стопам и станут чиновниками. Ослушаться отца не было никакой возможности, поэтому уже с 14 лет мальчик работал писарем, а чуть позже – помощником бухгалтера в суде. Несмотря на то что занятие это Афанасию было совершенно не по душе, выполнял свои обязанности он очень прилежно и, по возможности, быстро, чтоб больше времени оставалось на чтение книг.
Фото: Архив Полтавского литературно-мемориального музея Панаса Мирного
Звание статского советника Афанасий Рудченко получил, уже работая в Полтаве, куда переехал по распределению. Работа по-прежнему не приносила удовольствия, но зато вечером, после нудной выдачи справок, ответственный и серьезный клерк Рудченко перевоплощался в свободолюбивого Панаса Мирного, который иногда мог просидеть с пером в руках до самого утра, описывая культуру, быт и обычаи своего народа.
К сожалению, не все произведения писатель успел закончить, поскольку времени для творчества было катастрофически мало. Но особенно автора угнетало то, что опубликовать произведения можно было только за рубежом.
Его первые произведения были изданы во Львове, под псевдонимом Панас Мирный, и даже самые близкие люди писателя не догадывались, какую несладкую двойную жизнь ему приходится вести.
Еще в юности Афанасий оставил запись в своем дневнике: "Хочется мне славы избежать в писательстве? Нет, не хочу той славы, ей Богу, не хочу. Вся моя слава — Украина, если бы я ей добра хоть на мачинку сделал, то бы мне и была слава, я большей и не хочу".
И с годами писатель не изменил своим представлениям. При жизни не зафиксировано ни одного его интервью, даже после того как карты были раскрыты. А рассекретил писатель Рудченко себя сам и, как говорят историки и библиографы, совершенно случайно. В один из вечеров на сцене полтавского театра ставили пьесу "Лимерівна", по окончании которой зрители начали требовать автора, чтобы искупать его в овациях. В этот момент присутствовавший в зале Афанасий Яковлевич не сдержался и вышел непосредственно на сцену. В зале наступило неловкое молчание – коллеги и друзья отказывались верить, что ответственный чиновник Рудченко и талантливый Мирный – один и тот же человек.
Но даже после этого события издавать произведения Панас Мирный продолжал за границей, чаще всего во львовских журналах, как и свое первое стихотворение «Україні», опубликованное в далеком 1872 году.
Немного повысить популярность писателя однажды попытался Омельян Огановский, который обратился к Мирному с просьбой раскрыть некоторые биографические данные для "Истории литературы руськой". Автор известных в то время произведений «Хіба ревуть воли, як ясла повні» та «Повія» ответил»: "О своей жизни не подаю Вам никаких вестей, потому что считаю, что не в ней вес и сила, а в тех трудах, что до сего дня появились в свете или еще когда-либо появятся".
Ничего не изменилось и перед смертью писателя. В своем письме доктору Ивану Зубковскому, который периодически занимался его лечением, Руденко пишет: "Что касается вопроса о раскрытии моего литературного псевдонима, то очень бы Вас просил этого не делать. Хотя многие мои знакомые знают, кто такой "Панас Мирный", но я за жизни своей не хотел бы рекламировать своей фамилии, серьезно считая себя недостойным тех прославлений, какие создались вокруг имени Мирного. Пускай когда я умру (а жить мне, вероятно, осталось уже недолго), люди дознаются, кто я и что доброго сделал для своей родины, если только действительно сделал что доброе"...
«Как умру, то и псевдоним раскроют, и биографию напишут», - любил повторять Афанасий Руденко-Мирный. Увековечить имя отца удалось только младшему сыну, Михаилу, который основал Музей памяти Панаса Мирного в Полтаве. Находится он в доме, где жила семья писателя, и где до сих пор сохранился его колорит.
На стенах висят картины и фотографии Панаса Мирного, редкие посетители могут увидеть документы, книги и личные вещи – всего сохранилось более тысячи памятных экспонатов. А возле дома растут огромные дубы, которые наверняка помнят этого скромного, но такого важного для украинской литературы человека.
euphoria1980
Пнд, 13/05/2019 - 19:14
Patricia
Пнд, 13/05/2019 - 19:43
Nataly Green
Пнд, 13/05/2019 - 20:18
Marina K
Пнд, 13/05/2019 - 20:31
Marina K
Пнд, 13/05/2019 - 20:36
warbler1233
Пнд, 13/05/2019 - 21:59