Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Паранормальная мифология: по следу Дикой Охоты

Представьте на минутку, что вы не образованный житель XXI столетия, уютно устроившийся у ноутбука. Вообразите, что вы – малограмотный фермер прошлых веков, живущий где-нибудь в британской или скандинавской глубинке, сидите у себя в хлипком домишке, а на улице царит непроглядная ночь и бушует непогода...

Ночи на севере длинны и холодны, даже весной, в дверь и окна то и дело стучат тяжелые капли дождя (ой, а дождь ли это?..), а верный пес на улице охрип от лая и вдруг трусливо замолк. Тишина. В доме горят свечи, в косяк воткнута игла или вбит гвоздь, призванный отвести беду, и все же в этой тишине вы вдруг начинаете слышать хриплый лай совсем иных Псов – ступающих по воздуху, с кожей, белой, как молоко, и ушами, алыми, как кровь, с пылающими глазами или же вовсе безглазых. Это предвестники. А за ними вихрем, вздымая прах, скачет кавалькада жутких всадников с древним Владыкой во главе.

Так накануне Самайна приходит Дикая Охота… 

6d0c5fc5ae5ce5100ef82f85892e1f75.md.jpg

На фото: подвес "Волки" с соколиным глазом

 

И все же, по счастью, мы с вами – дети вполне себе просвещенного времени. А раз так, то давайте попробуем разобраться, откуда взялся миф о Дикой Охоте и как он постепенно трансформировался.

Прежде всего оговорюсь, что миф этот очень популярен, Охота скакала по самым разным землям и носила самые разные имена: Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, Cwn Annwn (псы Аннона), Охота Вотана, Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила, Асгардрейя (Аскерейя), Дандо и его псы и т.д.

Точное происхождение мифа неизвестно, но истоки его, судя по всему, лежат в скандинавской мифологии. Изначально, Дикая Охота - свора собак белого цвета с красными ушами (характерные цвета животных потустороннего мира, вспомним, например, белых красноухих коров, дающих очень густое и пенное молоко). По скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носился по земле, собирая души людей. Встречавшиеся с Охотой попадали в другую страну – такой себе аналог телепорта, а заговорившие – гибли.

0a3e6f229ea3d026a456e7f8085da684.md.jpg

Петер Николай Арбо "Дикая охота Одина"

 

Далее Дикая Охота, как считается, скакала «по стопам христианства». Изначальной целью рассказа о ней, судя по всему, было попугать грешников, но дохристианская версия все равно торчала из этой истории, как хвост из штанов, и вместо классической страшилки получалась жутковатая и очень древняя легенда. Плюс, разумеется, в каждой местности миф трансформировался под влиянием своих верований и особенностей, порой очень причудливым образом.

«...В том или ином виде Дикая Охота известна по всей германской и кельтской Европе - как сонм злых духов, появляющийся на небе в бурные ночи. Встреча с Охотой сулит людям несчастья и беды, болезни и смерти. Прибытие Охоты всегда ужасно и сопровождается яростным шумом ветра и сверканием молний, треском ломающихся деревьев и звоном обрывающихся с подвесок колоколов. Появляется в окружении мертвых воинов сам Охотник, которого легенды и предания описывают по-разному: с рогами на голове, с черепом вместо лица или без лица вообще. И повсюду Охоту сопровождает свора адских псов, чей лай наводит ужас на людей и животных».

6e6874e517e26c5f38ebadb15e6ce94f.md.jpg

Иоганн Вильгельм Кордес "Дикая Охота"

 

В Средние века наиболее популярен миф был в Германии. Встречался он также в Ирландии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии. Отголоски легенды были зафиксированы в Англии в 1950-х годах, как вариант о «Роге Дикой Охоты».

Заглядывала Дикая Охота и в другие страны, от Франции до Украины (Карпаты), Беларуси и даже Америки. Да-да, в Америке тоже слышали топот коней Дикой Охоты, а точнее – Призрачных Всадников. Истоки истории о них лежат во вполне себе реальной истории, произошедшей в 1889 г. в штате Техас, когда два пастуха-ковбоя чего-то там не поделили. Решили они спор вполне традиционным для ковбоев образом – схватившись за кольт. Правда, стрелять один из них начал не в противника, а в.. его коров! И перебил всю несчастную животинку, чего его противник, ясное дело, не стерпел и застрелил уже самого не в меру меткого стрелка. С тех пор в американских небесах стали видеть ужасных ковбоев-призраков, которые на жутких, изрыгающих пламя конях гонят стадо ужасных красноглазых коров… Об этом даже есть соответствующая песня - Ghost Riders In The Sky!

 

Встречи с Дикой Охотой зафиксированы не только в откровениях поклонников горячительных напитков, но и, например, в Англо-Саксонской Хронике, например, под 1127 годом.

«Немало людей видели и слышали то: многих скачущих охотников. Черны были охотники, и огромны, и отвратительны; и гончие их были черны, широкоглазы и отвратительны; и скакали они на черных лошадях и черных козлах. Видели сие в самом оленьем парке в городе Петерборо, и по всем лесам от сего же города до Стамфорда, и монахи слышали гуд рога, звучавший тою ночью. Правдивые люди, что бодрствовали тою ночью, говорили, что двадцать или тридцать раз прозвучал тогда рог».

Встреча с Дикой Охотой чаще всего сулила человеку смерть, а местности, в которой она появлялась – разрушения; дом, над котором проносились всадники, поражался мором или огнем. Отсюда и страх перед встречей с ней. Однако тут есть важный момент: Охота не трогала тех, кто на нее не смотрел и не заговаривал с ней. Посему, услышав топот коней и лай адских собак, нужно отвернуться, закрыть глаза или лицо руками, упасть на землю – и останетесь невредимы. Разумеется, если Всадники не ищут именно вас – но это уже совсем другая история…

a0586ab18fc02816d1a48859054cfcd2.md.jpg

Эдвин Ландсир "Олень и гончая"

 

Итак, миф о Дикой Охоте разделяется на две основные части: языческую и христианскую.

Разобраться, где какая, очень просто. Наносной христианский пласт достаточно предсказуем и имеет ряд четких маркеров. Если Охота представляет собой безусловное зло, и псы поднимают из могил души и гонят их, как дичь; если умирает на месте тот, кто видит охоту и душе его уж впредь заказан рай (извините, вам не повезло!), или если Охотник – человек, не принятый ни адом, ни раем; или если на охоту можно глядеть, но она отступает перед молитвой – значит, перед вами более поздняя версия мифа.

Архаичный пласт куда интереснее и делится на несколько подвариантов. Об Охоте, как о свите Одина, мы уже говорили. Есть еще и кельтская разновидность Дикой Охоты, более похожая на кавалькаду сидов. Вот она как раз чаще всего появляется во время Самайна, что вполне понятно: это время разделения года на половину, принадлежащую людям и их земным делам – обработке земли и снятию урожая – и на половину, во время которой властвуют сиды. Кельтской охотой управляет любой из королей Аннуина – мира не только мертвых, скорее потустороннего мира как такового. Вслед за такой Охотой можно попасть в холмы, и тут самое главное – не засидеться.

253104bedae29cef3ef81bc1d04aee83.md.jpg

На фото: кольцо "Паттерн" с кубическим цирконием

 

Ну и, разумеется, Охота не является причиной тех неприятностей, которые могут произойти, скорее – всего лишь предвестником. У островных кельтов, например, были распространены убеждения о ши-хранителях семьи или местности, и о том, что если должно произойти что-то дурное, то дева-хранительница обязательно явится и предупредит: либо одним своим появлением, либо плачем, либо, для совсем уж непонятливых, озвучит прямым текстом. Так же, думаю, и с Охотой – увидев ее, как и любое знамение, можно было попытаться что-нибудь предпринять.

О самом мифе и его истоках мы поговорили, теперь давайте о деталях. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой впереди кавалькады? Кто предводительствует охотой? 

3b8902b39af34cfdce39175725ed0a2f.md.jpg

На фото: подвес "Быстрее ветра 2"

 

Собственно, сколько преданий, столько и вариантов. Условно их можно подразделить на несколько групп:

1. Во главе Охоты – бог. Вотан (Один), Гвин-ап-Нууд (сын бога мертвых), Мананнан мак Ллир (владыка моря) или Араун (как раз король Аннуна). 

2. Во главе Охоты – прекрасная леди – кельтская Ниав, дочь Мананнана, Маллт-и-Нос, Ночная Матильда или германская Холле-Хель, Госпожа Метелица.

3. Во главе Охоты – нечистая сила.

4. Во главе Охоты – известный в народе герой или король, полу-мифический, полу-исторический, но всегда имеющий отношение одновременно и к миру живых, и к миру мертвых. Как король Артур, например (да-да, и он тоже). А еще – король Херла, Эдрик Дикий, Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (XVII век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту.

 

А в Корнуолле, например, Дикой Охотой заправляет… священник!

«Корнуоллский вариант Дикой Охоты - Дандо и его псы. Дандо был священником, но его занимали лишь плотские удовольствия да охота. Будни и воскресенья были для него едины, он выезжал на охоту даже в святые праздники. Как-то раз в один прекрасный воскресный день Дандо с приятелями охотились в поместье под названием Земля, им везло, и они успели настрелять много дичи. Тут Дандо обнаружил, что ни у него, ни у его спутников во флягах не осталось ни капли влаги. «Если не найти вина на Земле, так идите за ним хоть в преисподнюю!» — возмущенно выкрикнул Дандо. И тут к нему подъехал незнакомец, незаметно присоединившийся к охоте, он протянул флягу, сказав, что это самый лучший напиток из того места, которое он только что помянул. Дандо с удовольствием осушил флягу. «Если такое пьют в аду, то я не откажусь провести там вечность». В это время незнакомец потихоньку собрал всю дичь. Дандо потребовал вернуть добычу, разразившись страшными проклятиями. Незнакомец только сказал на это: «Своего я не отдам». Дандо соскочил с лошади и бросился на незнакомца, который поднял его за шиворот. «Я буду преследовать тебя за это и в аду!» — кричал Дандо. На что незнакомец ответил: «Ты отправишься туда со мной». С этими словами он посадил Дандо перед собой, пришпорил коня, и тот одним прыжком оказался на середине ручья и исчез вместе с седоками. Но не навсегда: потому что с того дня люди время от времени слышат, как Дандо со своими собаками проносится по тем местам».

Вывод: с незнакомцами лучше никогда не только не разговаривать, но и не пить…

9d47d4aa4d2a27c46db278d2323bc32a.md.jpg

На фото: кольцо "Волк"

 

След Дикой Охоты змеится все дальше и дальше, периодически становясь менее заметным, но никогда не теряясь полностью. Совсем недавно благодаря игре «Ведьмак 3: Дикая Охота» о ней узнали даже те, кто был далек от мифологии. 

Как вы думаете, зачем люди из века в век рассказывают подобные истории? Знаете ли сами что-то похожее?

___

Для написания статьи использовалась книга "Дикая охота королей Севера" А. Платова

Ольга Оринго

AnNo4kA
Втр, 27/10/2020 - 14:01

Мифы были,есть и будут,хоть и технологии идут вперед,но любимое "а поговорить))" никто не отменит, пока человечество существует)),читала с удовольствием,спасибо!
Loana
Втр, 27/10/2020 - 15:37

А мне сразу вспомнилась прекрасная историческая (можно даже сказать, готическая) повесть В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", которая подтверждает, что этот миф был известен и в славянских землях. Спасибо, очень интересная подборка получилась!
celenitty
Втр, 27/10/2020 - 15:54

Античная мифология тоже иногда демонизировала собак. Например,псы Гекаты. Или вот такой урывок нашла: «Земля загудела, Псов завыванье из тьмы донеслось, приближенье богини Им возвещая» Энеида, Книга VI, Вергилий.
Minakova
Втр, 27/10/2020 - 16:30

Как раз когда читала, вспомнила Ведьмака))) впервые прочла его недавно, после выхода сериала, при чём перечитала три раза подряд. Как я поняла, Дикая охота там это не просто Дикая охота, а те самые лесные эльфы, путешествовавшие по мирам и гнавшиеся за Цири через измерения (прошу прощения за спойлеры, если что). Картина действительно жутковатая.
Vikiviki
Втр, 27/10/2020 - 17:26

Как интересно, этот и другие Кельтские мифы, обыграны в фантастическом цикле Джулиан Мэй " Изгнанники в Плиоцен"! И мой любимый Паттерн,который ношу с Трикельтом!
Оля-Оринго
Втр, 27/10/2020 - 18:35

Анна Витальевна, спасибо за отклик surprise
Оля-Оринго
Втр, 27/10/2020 - 18:40

Юлия Анатолиевна, эту совершенно замечательную повесть мне пересказывали в детстве как сказку - с нее и началась любовь к этим мифам. А насчет известности Охоты в славянских землях - согласно "Славянской мифологии" Афанасьева, она заглядывала даже в Карпатские горы, причем предводительницей там была юная и прекрасная богиня охоты 
Madra Rua
Втр, 27/10/2020 - 19:54

Я иногда думаю, что у таких мифов есть корни вполне бытового характера. Фольклор рождается "ближе к земле", среди простого народа. Возможно, когда-то давно страшная история о жутких всадниках и злобных псах родилась из страха перед аристократией, которая в пылу и угаре охоты могла затоптать, затравить собаками не слишком расторопного крестьянина. Может, так пугали детей: мол, слышишь звуки рога, лай собак и конское ржание - убегай, прячься. А потом эти пугалки обрели свою жизнь, пошли в народ. Но это только домыслы. Потому что мне больше нравится думать, что люди по всему миру так подробно и похоже описывали какое-то явление не просто так, а потому что действительно видели это, потому что это было реально.
Cvetochnayafeya
Ср, 28/10/2020 - 17:30

Касательно собак вспомнился вполне археологический факт.Древние скифы очень активно использовали крупных собак в охотничьих и ездовых целях.Можно предположить,что мифы о "дикой охоте" имеют ещё более древние корни)))
Оля-Оринго
Ср, 28/10/2020 - 17:45

Светлана Викторовна, как интересно! Особенно в свете того, что миф о Дикой Охоте встречается исключительно у оседлых племен, у кочевых его нет. Возможно, скифы со своими лошадьми и собаками и стояли у истока этой легенды...