Сегодня для многих из нас пастораль - что-то далёкое и малопонятное, дела давно минувших дней из искусствоведческих энциклопедий. Однако в период своего расцвета пастораль была совсем другой…
Пастораль – это целая философия, особый стиль взгляда на мир, отразившийся в литературе, музыке и, конечно же, живописи. Сегодня предлагаю поговорить о том, как видели идеальный мир художники пасторального жанра и разобраться, что вообще интересного в рисовании овец с пастухами.
На фото: комплект "Аркадия"
Вы наверняка уже знаете, что пастораль - это про природу, деревню и обязательно пастухов с овцами, которые по обстоятельствам могут заменяться охотниками или рыбаками. Зародился этот жанр ещё в античной Греции - правда, не потому, что греки очень уж природу любили. Дело в том, что ко временам хорошей, развитой античности огромное количество людей жило в городах и давно успело позабыть, как эта самая природа вообще выглядит. Для горожанина, утомлённого вечной суетой, толпами и многочисленными общественными повинностями она превратилась в своего рода идеальное место, где ничего этого не было, где царили свобода и естественность. Греческий горожанин с удовольствием переносился мыслями к зелёным полянам, прохладным рощам и прозрачным озёрам, где было тихо и спокойно, а среди лесов и гор гуляли со своими стадами счастливые пастушки и пастухи - разумеется, счастливые, как может быть иначе среди такой красоты. Пасторальные стихи и картины были для человека античности своеобразным средством эскапизма - как для нас сейчас фэнтези, например.
Античное изображение на пасторальную тему
В Средние века пастораль на какое-то время была забыта - прервалась связь с античной культурой, да и городов стало меньше. Однако с началом эпохи Возрождения всё изменилось - люди снова открыли для себя Грецию и Рим, каноны красоты стали другими, а городская культура вновь обрела влияние и размах. И тут пастораль оказалась очень кстати - с одной стороны, она была данью античным традициям, с другой - возможностью помечтать о прекрасном, идеальном мире, и не где-то на небесах, а совсем рядом, за городскими стенами. Пасторальные мотивы стали появляться повсюду - в литературе, в музыке и, разумеется, в живописи.
Считается, что начало пасторальной живописи положила картина "Сельский концерт" работы знаменитого мастера Джорджоне, написавшего множество картин и воспитавшего целую плеяду учеников. Впрочем, немало исследователей склоняется к тому, что "Сельский концерт" был написан как раз-таки одним из учеников Джорджоне - Тицианом. Это ни что иное, как изображение идеального мира как он есть, земного рая прямо в окрестностях Венеции. Двое юношей, явно аристократов, судя по богатым одеждам, музицируют на лоне природы - а вдохновляют их прекрасные нимфы. Да-да, это не простые девушки, а именно нимфы - привет античности. Об этом говорят и их атрибуты - флейта и кувшин со льющейся водой, символы творчества. На заднем плане виден пастух со стадом - куда же без него, пастораль всё-таки.
Джорджоне-Тициан, "Сельский концерт"
Новый живописный стиль не обошёл и северные страны, равно далёкие и от южной природы, и от корней античной традиции. Самые известные примеры - это портреты работы Рембрандта, на которых он изобразил свою супругу, Саскию, в образе Флоры. Рембрандт обожал свою жену и постоянно рисовал её в образах античных богинь - Артемиды, Минервы и даже Беллоны, покровительницы войны. А в образе Флоры, богини весны, цветов и обновления природы, он изобразил её целых четыре раза! На самой первой такой картине, написанной в год свадьбы Рембрандта и Саскии - 1634, супруга живописца выглядит по-настоящему величественно - в узорном, вышитом платье, украшенном жемчугами, с пышным венком на голове и посохом, увитым плющом и цветами.
Рембрандт ван Рейн, "Саския в образе Флоры"
На второй картине, "Саския в аркадском костюме", художник изначально хотел изобразить... Юдифь с головой Олоферна! Но то ли супруга возмутилась, то ли сам Рембрандт передумал, но в итоге Юдифь была перерисована во Флору, а голова Олоферна была "закрыта" цветочной гирляндой. Вот такая вот специфика северных пасторалей...
Рембрандт ван Рейн, "Саския в аркадском костюме"
Кстати, про Аркадию. Аркадия на протяжении многих сотен лет была главным местом действия для разнообразных пасторалей, как литературных, так и живописных, таким своего рода идеальным, блаженным краем, населённом пастухами. Вообще-то Аркадия - вполне себе реальная местность в Греции, и на свой пасторальный вариант она совсем не похожа - это суровый, гористый и неприветливый край. Пастухов там, впрочем, действительно много - потому что заниматься земледелием на сплошных скалах невозможно. Почему именно Аркадия стала синонимом земного рая - загадка... Как бы то ни было, именно туда авторы пасторалей традиционно помещали своих героев - пастухов и пастушек, и именно в "аркадский" костюм Рембрандт нарядил на картине свою жену.
Если не знать про Аркадию, то совсем загадочной станет ещё одна знаковая картина пасторального жанра - "Аркадские пастухи" Никола Пуссена, написанная в 1638 году, всего через четыре года после первой рембрандтовской "Флоры". Внешне она вполне вписывается в пасторальный канон - тут и спокойная, безмятежная природа, и пастухи в роли главных героев... Но что же тут происходит? Все персонажи композиции стоят перед каменным надгробием, а бородатый пастух указывает на страную надпись - Et in Arcadia ego, "И я (тоже) в Аркадии". Странный сюжет для пасторали, не так ли? Что означает эта надпись? И откуда в райском краю надгробия? Большинство искусствоведов считают, что "я" в надписи - это сама Смерть, напоминающая счастливым аркадцам о своём существовании, а смысл картины в целом - в намеренном нарушении пасторального канона, введении в идеальный мир элемента "неидеальности", сближении его с реальным, земным миром. Художник словно говорит: смерть - тоже часть жизни, не стоит бояться и убегать от неё.
Никола Пуссен, "Аркадские пастухи"
Однако несмотря на такую, говоря современным языком, деконструкцию жанра, пастораль не думала терять популярность. К XVIII веку жанр достиг своего пика - чему поспособствовало то, что художники стали вводить в картины элементы куртуазности и порой даже откровенного эротизма. Чувственность и утончённость новых пасторальных сцен пришлись по вкусу в галантную эпоху - и в полной мере воплотились в картинах Франсуа Буше, признанного мастера пасторали.
Трудно поверить, но милые и жизнерадостные полотна Буше, хоть и пользовались огромным успехом, но в то же время постоянно становились предметами скандала. С одной стороны, их критиковали за излишнюю откровенность и нескромность, с другой - за бессюжетность и "мещанство". Современники были твёрдо уверены, что Буше - художник одного дня, и помнить о нём будут недолго. По счастью, они ошибались - сейчас Буше считается классическим мастером эпохи рококо. Впрочем, даже не это важно - куда важнее то, что людям любой эпохи важно не только совершать (и изображать) подвиги и великие свершения, но и просто радоваться жизни и писать об этом картины.
Франсуа Буше, "Летняя пастораль"
Франсуа Буше, "Сельская идиллия"
А есть ли у вас любимые картины в этом жанре?
Ольга Оринго
ВикторияВ
Пнд, 22/03/2021 - 17:29
Кексеныш
Втр, 23/03/2021 - 07:16
Кексеныш
Втр, 23/03/2021 - 07:19
Oksanushka
Втр, 23/03/2021 - 09:51