Сегодня сэр Ридли Скотт приглашает нас на съемочную площадку – место, где гениальному режиссеру современности удалось проложить мосты между эпохами и мирами и увлечь за собой миллионы зрителей. В День рождения режиссера вспоминаем его яркие победы.
Кельт по крови, сын английского военного – с такими исходными данными очутиться по ту сторону камеры кажется случайностью, если не чудом. Но стоит посмотреть хотя бы один фильм Ридли Скотта, как становится ясно – этот человек на своем месте. Вспомните только шедевр восьмидесятых – фильм «Чужой». Кажется, его посмотрел каждый украинец в возрасте от 6 до 100 лет и не по одному разу.
Ридли Скотт не только открыл нашему неискушенному зрителю окно в удивительный мир фантастики, но и явил всему миру очаровательную Сигурни Уивер. А ведь сам режиссер мечтал снять в главной роли Мерил Стрип. Зажигать новые звезды на небосклоне кинематографа – еще одна удивительная особенность Скотта.
Съемочная площадка манила Скотта с детства. В 1963 году Ридли снял свой первый короткометражный фильм «Мальчик и велосипед», в его кинокартине с удовольствием снялся младший брат Тони и отец.
Брелок "BMX"
Окончив Королевский колледж искусств, он решил реализовать себя как дизайнера и устроился на телеканал BBC, где отвечал за декорации к телесериалам. Этот опыт сыграл особенную роль в творчестве Скотта: «Зеленый экран - это же кошмар! Меня очень смущает давать указания актерам на фоне зеленого экрана и координировать их действия: вот приближается монстр, нападай на него. Как им адекватно реагировать на воздух? Я предпочитаю выстраивать реалистичные декорации - неважно, какой ценой».
Любовь к естественности сподвигла Скотта на строительство нового Колизея для съемок исторической драмы «Гладиатор» - в два раза большего, чем настоящий. И снова бесценный подарок для зрителей и кинематографа – малоизвестный тогда Рассел Кроу, ставший потом одним из излюбленных актеров для Скотта. Фильм получил пять премий «Оскар», в том числе в категории «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль».
Браслет "Оберег воина"
Примечательно, что во время работы над «Чужим» также пригодились художественные навыки Ридли Скотта. Изначально кинокомпания Fox выделила на съемки $4 миллиона, но когда продюсеры увидели раскадровку сценария, нарисованную лично режиссером, то увеличили бюджет на 7 миллионов. И не прогадали – кассовые сборы в 10 раз превысили бюджеты фильма.
«Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу».
«Бегущий по лезвию» - экранизация романа писателя-фантаста Ф. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» После просмотра фильма, автор книги Филип К. Дик оставил восторженный отзыв о фильме. Занимательно то, что сам Ридли Скотт так и не дочитал его книгу, создав экранизацию по своему видению, и все же оно совпало. Дело в том, что Скотт – ярый противник репетиций и сценариев и в этом случае вдохновение посетило маэстро где-то на середине книге. Однако должного внимания эта картина не привлекла – при бюджете в $28 миллионов сборы едва превысили $32. Репутацию одной из самых влиятельных картин в истории жанра «Бегущий по лезвию» обрел годы спустя.
Из всех своих фильмов Скотт выделяет «Бегущий по лезвию», называя его своей «самой полноценной и самой личной» картиной. По опросу ученых «Бегущий по лезвию» была признана лучшим научно-фантастическим фильмом всех времен. У поклонников жанра есть прекрасный повод пересмотреть любимый фильм, ведь его события разворачиваются в 2019.
«С девяти лет каждый день я выходил на улицу и рисовал. Я видел красоту там, где другие видели грязь. И это прижилось во мне — меня притягивают темные истории и темные сюжеты».
Но все же любимым жанром для Ридли Скотта всегда были вестерны. У него даже были планы экранизировать роман «Кровавый меридиан», в свое время вошедший в список «100 лучших книг на английском языке с 1923 по 2005 год» по версии журнала Time.
Чармс "Родео"
Камнем преткновения со спонсорами стала слишком кровавая история и невыразительный интерес зрителя к самому жанру. Скотт в одном из интервью сказал, что для него этот роман «является одним из тех произведений, которым лучше оставаться на бумаге». Среди несбывшихся планов гениального режиссера и экранизация книги «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
«Искусство - как акула. Ей необходимо постоянно двигаться, иначе она утонет».
«Легенда», «Тельма и Луиза», «Гангстер», «Слдат Джейн», «Ганнибал», «Чёрный ястреб» - еще не придумали жанр, в котором Ридли Скотт не поставил бы очередной рекорд.
Его «Марсианин» не только лучшая работа сэра Ридли с начала нулевых, но и самый кассовый из фильмов. Космическая тема, великолепный Мэтт Деймон, потрясающие декорации – Ридли Скотт остается верен себе. Даже переступив рубеж в 200 фильмов.
Серьги "Фарсида"
Если же современный кинематограф не в силах поставить перед сэром Скоттом необычное задание, он сделает это сам.
Так однажды появился проект «Жизнь за один день» (англ. Life in a Day) — совместный продюсерский широкомасштабный спецпроект Ридли Скотта и видеохостинга YouTube. В фильм вошли ролики обычных пользователей YouTube, лично снятые ими и характеризующие один день из их жизни.
Подвес "Мгновение"
95 минут из жизни трехсот людей остались пульсирующим витком в спирали истории кинематографа и человечества в целом.
Наталья Оринго.