Умеете ли вы слушать? Хороший собеседник – это не тот, кто умеет увлекательно рассказывать, а скорее тот, кто может выслушать. Разбираемся сегодня с современным и полезным навыком активного слушания.
Потребность быть понятым заложена в человеке природой. И эта важная потребность редко оказывается удовлетворённой. Мы часто ведём разговор, будучи уставшими, на эмоциях или просто не уделяя этому должного внимания. А ведь приятную беседу во все века считали величайшим удовольствием, этому искусству учились и в нём совершенствовались. Если цель вашего разговора не просто обменяться информацией, а достичь взаимопонимания, решить проблему, изложить аргументы или действительно интеллектуально провести время – вам нужно стать не только хорошим рассказчиком, но и слушателем.
Активное слушание часто ещё называют эмпатическим. Так гораздо понятнее, что скрывается за термином. Эмпатия – это осознанное сопереживание чувств другого человека, при этом понимая, чем эти чувства вызваны. То есть, когда в разговоре вы даёте себе труд задуматься, что и зачем человек вам говорит, и беседуете скорее исходя из этого, чем из словесных формулировок – вы слушаете активно. Однако у эмпатии и активного слушания есть разница: у эмпата нет цели, а вот слушатель может её преследовать. Такие техники применяют и психологи, и продавцы, и врачи, и журналисты… Ещё один аргумент в пользу нужности навыка – скорее всего, вы сможете применять его в своей работе.
Кстати, приёмами активного слушания советуют пользоваться с маленькими детьми. Во-первых, так можно помочь ребёнку лучше осознать свои чувства, дать им название и впоследствии научиться распознавать. Ведь психологи утверждают: наш эмоциональный словарь беднеет с каждым десятилетием, мы разучились отличать злость от обиды, а радость от удовлетворения. А во-вторых, это на самом деле правильный способ стать малышу другом – если взрослый относится к тебе ласково и может понять тебя, даже когда ты сам не очень хорошо себя понимаешь, значит, на этого взрослого можно положиться. Благодаря активному слушанию детско-родительские связи укрепляются, а доверие в семье растёт.
Фото: Оксана Александровна (slivka178) с семьёй.
Важные приёмы активного слушания – наблюдение за языком тела, мимикой, поведением собеседника. Чтобы развить навык распознавания сигналов тела, можно попробовать посмотреть кино с выключенным звуком, а потом сравнить, правильно ли вы поняли происходящее. Только выбирайте те, где снимались действительно хорошие актёры
Кроме этого, вам нужно время от времени дать понять человеку, что он услышан и понят вами. Переспросите: «То есть ты хочешь сказать, что…?», «Ты почувствовала себя …, да?», или перефразируйте сказанное: «Я правильно понимаю, что ты…». Можно применить отзеркаливание, просто повторив за собеседником положительную фразу. Важна и невербальная поддержка: иногда лучше просто молчать, но покачать головой или взять за руку, отозваться взглядом, улыбкой.
С маленьким ребёнком полезно вообще проговаривать его вероятный внутренний монолог. Например, малыш, который с истерикой не хочет надевать любимую футболку с Человеком-пауком, на самом деле может бояться идти к врачу - и если вы почти что в этом уверены, то можете сказать: «Я понимаю, что ты боишься прививки, но я буду с тобой рядом. Я обязательно буду держать тебя за руку. Давай я помогу тебе одеться?» Такой разговор гораздо продуктивнее требования немедленно перестать реветь, «иначе мы везде опоздаем», хоть и требует от вас большей осознанности и концентрации.
Конечно, активным слушателем сложно быть постоянно. Да и не нужно, на самом деле. Однако овладеть его приёмами и применять по делу будет очень полезно. Кстати, если ваши друзья часто обращаются к вам за советом или просят выслушать, а семья ценит время, проведённое за беседой с вами, вполне возможно, что вы уже и так владеете ими – от природы или благодаря жизненному опыту.
А в вашей жизни встречался человек, рядом с которым вы чувствовали себя понятым, казалось бы, без слов?
Анастасия Оринго
ВОЛНУШКА
Пнд, 28/09/2020 - 14:57
slivka178
Пнд, 28/09/2020 - 15:06
olenabuglova
Пнд, 28/09/2020 - 15:21