Неделя — всего 7 дней, а сколько символов, знаков, наблюдений и знаний вмещает в себе она. Как и в случае с коллекцией WEEK, за кажущейся простотой модного шоу Fashion Week скрывается немало удивительных историй.
Сегодня грандиозные показы модных новинок проводятся в каждой стране. Не существует каких-то требований, которые мешали бы даже маленькому, затерянному на карте мира государству, предлагать своему народу собственный взгляд на моду. Но каждый дизайнер в душе лелеет мечту оказаться в числе участников Fashion Week в городах «большой четверки»: в Нью-Йорке с его любовью к динамичным образам, в авангардном Лондоне, нарочито роскошном Милане или романтичном и изысканном Париже.
Всего дважды в год кутюрье предоставляется возможность заполучить свою порцию восхищения, приправленную долей критики. С января по март дизайнеры представляют свои коллекции сезона осень/зима, и с сентября по ноябрь – модную одежду на весну/лето. Шоу всегда начинается в Нью-Йорке, далее в Лондоне и Милане, и завершается событием Недели моды в Париже.
Когда и кому удалось приручить капризную моду, заковав полет творческой мысли в рамки календаря? Ведь еще в 19 веке модницы сами диктовали портным, как должен выглядеть их наряд. Изменить расстановку сил и вывести талантливых мастеров из тени удалось англичанину Чарльзу Фредерику Уорту, обосновавшемся в Париже. Будучи увлеченным конструированием одежды и дважды став призером Всемирной выставки в номинации «Лучший дизайн», он обратил на себя внимание влиятельных клиентов со всего мира. Надо отдать должное мистеру Уорту, он не испугался ответственности и со всей учтивостью, на которую способен джентльмен, стал предлагал новым клиентам — аристократам и даже королевам — свой дизайн. Именно он ввёл термин «кутюрье», подчёркивая то, что он творец, а не ремесленник, коими считали портных.
Также Уорт изменил практику работы с клиентами. Если раньше портные посещали заказчиков для консультаций и примерок, то теперь клиенты сами приезжали в ателье кутюрье в доме №7 на rue de la Paix.
Ко всему прочему, в 1868 году Чарльз Фредерик Уорт основал в Париже синдикат высокой моды (The Chambre Syndicale De La Confection Et De La Couture Pour Dames Et Fillettes). Основной задачей Синдиката была защита интеллектуальной собственности его участников от копирования как коллегами по цеху, так и фабриками.
На этом реформы в мире моды не заканчиваются. Чарльз Уорт вводит понятие сезонности, задав таким образом бесчисленным модным течениям первые очертания коллекций. И впервые за историю отказывается от услуг безучастных деревянных манекенов, примерив новинки на живых людей - манекенщиц. Ведь в движении любой наряд раскрывается иначе, демонстрируя изящный крой и легкость ткани.
Но при этом задумкам англичанина, видимо, не хватало французского шика, так как вскоре новый формат модных показов обрел еще более яркое звучание. Настоящие шоу из показов начал страивать французский кутюрье Поль Пуаре. Его демонстрации превращались в роскошные балы и самым известным таким балом является вечер «Тысяча и вторая ночь», прошедшая 24 июня 1911 года. Пуаре пригласил около 300 гостей, указав в приглашении, что они обязаны явиться в персидских костюмах, иначе им придётся покинуть мероприятие. Но тактичный француз также предлагал гостям выход — переодеться в его новые восточные модели. Гости приняли экстравагантные правила игры и с удовольствием сами стали частью шоу, как и было задумано Полем Пуаре. А какая женщина, проведя праздничный вечер в роскошном наряде от кутюр, откажется затем уйти в нем домой?
В 1918 году весьма размытое понятие сезонной моды обретает четкие черты и координаты во времени. Из-за растущего числа байеров, приезжающих в Европу из США, и для удобства заграничных гостей парижские дома моды были вынуждены установить график демонстраций коллекций. Отныне показы членов Синдиката высокой моды проходят раз в сезон, то есть два раза в год, в ограниченный период времени. Так и появился фиксированный календарь показов.
Он оказался чуть ли не главным изобретением, от которого зависело будущее всей модной индустрии даже в отдельно взятой стране. Например, в середине 20 века в США развернулась нешуточная борьба между дизайнерами за место под солнцем. Конкуренция достигла такого уровня, что от накала эмоций воздух был буквально наэлектризован. Когда же соперники перестали даже разговаривать друг с другом, появилось разрушительное для отрасли нововведение — проводить каждое шоу отдельно, в разных локациях. Помимо того, что стало невероятно сложно заключить контракт с определенными моделями и стилистами, началась борьба за влиятельных гостей, которые физически не могли быть одновременно на двух показах в разных частях города. Да и сами локации порой были неподходящим и даже опасным местом для участников и гостей шоу. Яркий пример - показ Майкла Корса в 1991 году, когда потолок помещения, которое он снял для шоу, начал сыпаться на моделей и зрителей.
В итоге в 1962 году был основан Совет Модельеров Америки (CFDA), целью создания которого была поддержка и популяризация американских дизайнеров, а также налаживание связей внутри индустрии.
Помимо удобства передвижения, упорядоченный календарь показов давал фору во времени. Журналистам нужно время для того, чтобы подготовить релизы и выпустить журналы о трендах и коллекциях в нужный месяц. Байерам — чтобы успеть выбрать, закупить и доставить вещи для своих магазинов, чтобы они появились в нужный срок. А модным домам — чтобы выполнить заказы. Хотя с нынешними темпами производства и современными технологиями это скорее дань традиции, чем острая необходимость.
Зрелищность модных показов и непреходящее желание публики приобщиться к миру высокой моды делают Fashion Week оплотом портновского искусства. Все больше модных домов и брендов представляют не только сезонные, но и межсезонные коллекции: предосеннюю (pre-fall), круизную (resort/cruise), свадебную и пр. А еще недели мужской моды, что диктуют последние тренды современным денди в сентябре и с середины июня по середину июля.
Даже в сложных реалиях современного мира Fashion Week — это не только важное событие, демонстрирующее дальнейшие веяния и тенденции в fashion-индустрии, но и великолепное светское мероприятие c масштабными концертами, презентациями и вечеринками. И, хотя в рамках безопасности на пятки реальных моделей уже наступают виртуальные, мы все с тем же нетерпением ждем дня, когда над длинным подиумом засияет стройный ряд софитов.
Наталья Оринго
Sunshine
Пт, 18/06/2021 - 14:15
Cleona
Пт, 18/06/2021 - 21:27