Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Пусть разделяют нас полтыщи лет...

В истории человечества появлялись личности настолько яркие, что их свет не меркнет ещё долго после ухода, как не меркнет на ночном небе свет уснувшей звезды.

Люди не могут путешествовать в собственной Вселенной без ориентиров, и поэтому появляются персональные звёздные карты, с одинокими звёздами детских симпатий, с большими созвездиями наших увлечений, с метеоритными дождями модных веяний и с кометами-удивлениями.  Меня в Созвездии искусства постоянно манит ослепительная звезда Альбрехта Дюрера.   

 

"Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей

заложено в нас от природы" (Альбрехт Дюрер)
 

Звезда Альбрехта Дюрера взошла ещё при его жизни и с тех пор не меркла. Разница между нашими эпохами – пятьсот лет, а творчество очень живое и современное, мысли интересные и биография воодушевляющая. 

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге. Он был не только одним из самых известных немецких художников. В историю он вошёл как учёный, инженер-фортификатор, механик, математик, архитектор и теоретик искусства. Дюрер был настоящим Человеком эпохи Возрождения.

К моменту его рождения Нюрнберг был спокойным, благополучным и процветающим городом на перекрёстке торговых путей, рядом с городом были интенсивно разрабатываемые серебряные рудники, в городе полно было ремесленников и богатых людей, интересующихся наукой и искусством. Развивалось книгопечатание, одна из самых больших европейских типографий была у крёстного Дюрера, Антона Кобергера. 

Семья, в которой родился будущий гений, дала ему традиционное образование, базирующееся на религии. Отец Альбрехта Дюрера был хорошим ювелиром и начал обучать сына своей профессии, как только увидел остроту глаза и твёрдость руки. Ребёнок проводил в мастерской долгие часы и не только смотрел, как работают отец и его помощники, но и учился держать инструмент, обращаться с материалами, делать рисунки. Дюрер-старший не сомневался, что талантливый сын сможет продолжить ювелирную династию, но Альбрехт почувствовал, что хочет только рисовать и не хочет быть ювелиром. Как написал Дюрер в автобиографии: «Я рисовал втайне от отца. Знал: он будет недоволен. Но рисование уже стало необходимо мне, как воздух».

 

1818eb25b6f3d238ec0ba6a6e3fa3765.md.jpg

Этот детский автопортрет создан в очень сложной технике рисунка, когда наносят линии на грунтованную бумагу серебряным стержнем, оставляющим нестираемый след. Такой рисунок не допускает никаких исправлений. 

 

Почему-то отец не стал противиться путеводной звезде мальчика и отдал Альбрехта в мастерскую Михаэля Вольгемута, известного в Нюрнберге художника и скульптора. В мастерской выполнялись большие заказы на алтари, расписные скульптуры, гравюры, образа и витражи. Подмастерья проходили все этапы подготовки мастера: от растирания красок до освоения канонов построения композиций. Помимо традиционных приёмов живописи и скульпуры, Михаэль Вольгемут живо интересовался всеми концепциями и веяниями, проникающими в Германию из других стран, и заставлял своих учеников осваивать новые приёмы ремесла. Например, он давал повторять им итальянские гравюры, что для Германии было новацией. Дюрер оказался самым восприимчивым к методам обучения, его особый дар запоминания увиденного и творческого усвоения чужих достижений помог изучить все приёмы рисования и гравирования по дереву за три года. 

Когда Альбрехту исполнилось восемнадцать, отец принял решение, что сыну пора увидеть мир — в те времена "годы странствий"  были обязательным этапом созревания мастера. Во время путешествий Дюрер побывал в городе Кольмар, где в мастерской Шонгауэров, известных ювелиров и гравёров, научился гравировать не по дереву, а по меди. Это была новая и крайне сложная техника, популярная у ювелиров и требующая очень тонкой работы, почти никто не мог её освоить. При создании резцовой гравюры на меди мастер водит не резцом, а передвигает под ним медную пластинку, в то время как кисть его руки остаётся неподвижной. У нюрнбергских ремесленных гильдий было правило: резать по дереву имели право художники, а по металлу — ювелиры, это была их монополия, за которую иногда даже велись судебные разбирательства. Вот почему в Германии в качестве книжной иллюстрации и отдельных картинок для народа процветала гравюра на дереве. В Италии, наоборот, была более популярна гравюра на меди, позволявшая создавать более тонкие и долговечные рисунки. В этой сложнейшей технике Дюрер оказался непревзойдённым, самые известные его работы были созданы именно на меди.

Известным в Германии Дюрер стал уже к двадцати годам, на тот момент в его портфолио было более двухсот пятидесяти гравюр для книг. Талантливый мастер открыл в Нюрнберге собственную гравировальную мастерскую. Серии гравюр, которые тиражировались в типографии крёстного Кобергера, жена и мать мастера продавали на ярмарках, и вскоре изображения стали так популярны, что разлетелись по всей Германии и за её пределы. Именно гравюры принесли к тридцати годам Альбрехту Дюреру всемирную славу.

Гравюры копировали, и мастер часто жаловался на недобросовестных конкурентов в Городской совет Нюрнберга и самому императору, по указу которого получил эксклюзивное право печатания своих гравюр. 

 

5fd89c5f064fc1c6d22439acb8ac6db1.jpg

 

Хитом продаж и образцом для массового подражания стала серия работ на тему Апокалипсиса, в особенности «Четыре всадника»: как обычно на рубеже веков ждали конца света. Дюрер был очень религиозным человеком, он сам видел в небе комету, предвещавшую Апокалипсис, и ему снились сны о грядущем потопе, поэтому в гравюрах было так много жизни и страха. Размышляя о конце света, Дюрер много раз перечитывал «Откровение» Иоанна Богослова, и внезапно на него снизошло некое мистическое просветление: это именно то, что он должен изображать прямо сейчас. Он видел страшный суд, четырёх всадников и Архангела, бьющегося с драконом. Дюрер работал над ними не останавливаясь, с полным ощущением, что его ведёт невидимая рука. Получилось шестнадцать гравюр на дереве, на обороте каждой был размещён текст из "Откровения". Отпечатанные в типографии листы Апокалипсиса горожане, ожидающие конца света, раскупили мгновенно.

Были у Дюрера и другие работы, вызывающие не страх, а любопытство. О гравюре Дюрера с изображением носорога говорили: «ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство». Между тем, живого носорога художнику видеть не доводилось. Его носорог покрыт листами брони, словно рыцарь. Анатомические складки кожи носорога действительно совпадают с границами «доспехов». Дюрер изображает носорога так, будто его броня скреплена заклёпками, а ноги, морда и рог — покрыты чешуйками. И хотя эти детали лишь плод его фантазии, вплоть до ХIХ века это изображение считали достоверным и даже включали в учебники. улыбка

 

53090292c8c91621b11df5987e2f7c83.md.jpg

 

 

Кстати, в коллекции западноевропейской графики Харьковского художественного музея есть листы Дюрера, которые относятся к концу XV – началу XVI века. Они были приобретены В.Н. Каразиным в Санкт-Петербурге в 1804 году у коллекционера Фридриха Аделунга, и вскоре эта коллекция стала собственностью Харьковского университета. Собрание графики, предназначавшееся для рисовальных классов университета, впоследствии и стало базой Харьковского художественного музея. К началу Второй мировой войны собрание музея насчитывало более семидесяти тысяч экспонатов. Однако оно не было включено в план эвакуации, поэтому удалось вывезти лишь самые ценные экспонаты. После войны в фондах музея осталось всего сорок восемь графических листов. 

А какая история была во Львове с Дюрером... 

-------

 

Остановлюсь пока на этом месте. Переносясь на пять веков назад, я восхищаюсь его цельностью и необычностью.

Воздействие Дюрера на развитие культуры и искусства поражает, как и его отношение к жизни и ремеслу. Он прожил хорошую честную жизнь, не предавая своих идеалов, способствовал прогрессу человечества и навсегда остался Звездой на небосклоне.

Скажу честно, дорогие друзья, у меня много книг и заметок об удивительном Альбрехте Дюрере, тянешь за одну ниточку, и разворачиваются огромные полотна, остановиться сложно... Но не знаю, будет ли вам интересно узнавать больше о влиянии его творчества на изделия из серебра, что он думал об укреплении замков и воспитании детей, каким был первый суд об авторских правах и стал ли он богатым человеком. А ещё о создании экслибрисов, о зайцах и траве и о том, как Сатурн можно заменить Юпитером. улыбка

 

Нет, всё-таки одну мистическую историю завтра я расскажу... Поговорим о Дюрере? 

 

С любовью, Елена Маслова любовь

 

Mikurianka
Чт, 02/01/2020 - 22:48

С удовольствием прочитала и хочется узнать продолжение истории★
Aksinya
Чт, 02/01/2020 - 23:04

Да, да, конечно! Очень интересно! Столько нового узнаю из статей на сайте. Спасибо за них огромное!
tysen6ka
Чт, 02/01/2020 - 23:08

В детстве я часто рассматривала мамину "Всеобщую историю искусств", иллюстрации конечно же)) Гравюры Дюрера как оказалось оставили неизгладимое впечатление. Но как то я никогда не задумывалась каким человеком был сам мастер. Будет очень интересно узнать это от вас.
Iro4ka
Чт, 02/01/2020 - 23:51

Очень интересно! С нетерпением жду продолжение
Cvetochnayafeya
Пт, 03/01/2020 - 00:18

Поддерживаю общее желание расширения кругозора)))
larisa-shpakova
Пт, 03/01/2020 - 07:09

Заинтриговали... С нетерпением жду продолжения.
celenitty
Пт, 03/01/2020 - 08:25

Оооочень интересно,проду,пожалуйста ,проду!!
AnnEllen
Пт, 03/01/2020 - 14:31

Да, да, пожалуйста, давайте поговорим)) Очень интересно!
solncesilber
Пт, 03/01/2020 - 18:18

Пожалуйста, расскажите нам ещё о Дюрере, ждём!
tintina
Пт, 03/01/2020 - 23:14

спасибо! замечательный рассказ и выдающийся художник, с детства любила рассматривать его гравюры. а еще, если верить "поучительным сказкам", то Дюрер был не только "книжным человеком" ;) "Однажды в германии 15-го века заезжий фехтовальщик вызвал на бой молодого художника, тот не мог отказаться от поединка. Вышел на бой и пырнул заезжего фехтуна мечом, а после поймал за вооруженную руку и бросил на землю оставив руку в захвате. Рана от меча зажила, но больше он уже не с кем не фехтует. Руку то в трех местах сломали, со смещениями. А все потому что прежде чем затевать ссору узнай как звать твоего противника и над чем он работает. А то вдруг это Альбрехт Дюрер, который как раз составляет иллюстрации к учебнику фехтования и борьбы..." (с)