Коллекционирование драгоценных камней или ювелирных украшений – исключительное увлечение. Хотя для венценосных правителей – это привычный атрибут власти.Но сегодня не о тех, кому по статусу положено обладать сокровищницей. Поговорим о людях, чьи ювелирные коллекции формировались по зову сердца. Какие украшения выбирают известные коллекционеры мира? Как складывается дальнейшая судьба драгоценностей?
Безусловно, представить в одной статье всех собирателей предметов ювелирного искусства невозможно. Я расскажу лишь о трех – каждый из героев прошел свой путь к миру драгоценностей, выстроил методологию формирования коллекции и решает конкретные цели.
Начнем с леди, вдовы бразильского филантропа и вдовы банкира-миллиардера Эдмонда Сафра - Лили Сафра. Эффектная блондинка с обаятельной улыбкой успела четыре раза сходить под венец и каждый брак приумножал ее состояние. После смерти четвертого супруга в 1999 году Лили возглавила обширную благотворительную деятельность банкира. Фонд покойного Сафра поддерживает многочисленные программы в области образования, культуры, науки, медицины, религии, гуманитарной помощи более чем в сорока странах.
В своем кругу Лили не менее известна любовью к драгоценностям и серьезным подходом к их поиску. Она особенно неравнодушна к творениям ювелирного Дома JAR и работам его основателя, американского ювелира Джоэля Артура Розенталя.
Лили покупает украшения, как и любая из нас, руководствуясь настроением. В коллекции много миниатюр с нежными розовыми сапфирами, красными рубинами, классическими бриллиантами. Сияющие цветы, витиеватые узоры, лаконичные линии, подыгрывающие роскошным камням весом в десятки карат – все предельно нежно, изысканно и восторженно.
Но в 2012 году Лили Сафра выставила на продажу украшения из личной коллекции в рамках аукциона «Драгоценности для надежды» (Jewels for Hope auction). Прибыль от продажи приблизительно 70 драгоценностей достигла почти 38,2 миллионов долларов и была разделена между 32 различными благотворительными организациями от имени Фонда Лили Сафра. По признанию самой Лили, продажа драгоценностей во имя милосердия — лучшее, что она сделала в жизни.
Коллекционер Ли Сигельсон живет в Нью-Йорке и принадлежит династии ювелиров. Ли собирает уникальные украшения и построил на этом свою карьеру.
Экспонаты в коллекции Ли задерживаются ровно настолько, пока не найдется человек, готовый заплатить за них немалую цену. Но это не значит, что в основе собрания лежит лишь предпринимательский подход. Ли работает по принципу: «Отличные камни, хороший дизайн и безупречный провенанс».
Слева колье и пара браслетов, сделанных по эскизу Сюзанн Бельперрон в Париже в 1935 году. Халцедон, сапфиры, немного бриллиантов, платина. «Да, здесь почти нет бриллиантов, - говорит Ли Сигельсон, - но зато есть то, чего не купишь ни за какие деньги: вкус».
Справа колье с аквамаринами и рубинами в виде ремня с пряжкой. Одно из самых выдающихся произведений американского ювелирного дизайна ХХ века.
Драгоценные манжеты Мишель Онг
В отличие от многих дилеров, он приобретает изделия за их неоспоримую красоту, а ценность изделий играет для него второстепенную роль.
«Мы ищем тонко продуманные с точки зрения дизайна, завораживающие своей красотой изделия. Название бренда не играет для нас решающей роли, поэтому в коллекции есть и изделия неизвестных авторов, которые также превосходны в своем исполнении…Каждая находка приносит мне радость. Мне никогда не надоест искать их, приобретать или просто держать в руках.»
Роман Казуми Арикава с камнями начался не сразу. Его понимание сути искусства зародилось еще в молодости, во время двухлетнего пребывании в сане монаха в храме дзэн. Затем Казуми работал торговцем японского антиквариата в Лондоне. Именно во время посещения музея Виктории и Альберта украшения раскрылись перед Казуми во всей красоте. Японца восхищает до сих пор, как в предельно малой ювелирной форме наиболее емко соединено все: культура, искусство, красота, эмоции, история, мастерство. С точки зрения буддиста это, пожалуй, идеальная картина мира.
Постепенно Арикава увидел цель: собрать все лучшее, что было создано цивилизацией в области ювелирного искусства. Его коллекция охватывает период с третьего тысячелетия до нашей эры до средины прошлого века.
Рене Лалик - Ожерелье из золота, стекла и эмали - 1900 г.
Как и его американский коллега, Казуми Арикава не смотрит на цену и документы украшения, доверяя лишь собственному чутью. Именно благодаря интуиции, японец однажды спонтанно приобрел тиару Фаберже, хотя ее цена была соразмерна стоимости половины всей коллекции. Но сам факт, что подобных в мире всего четыре, делает украшение бесценным. С этого украшения началась любовь Казуми к тиарам и его спрос даже вызвал небывалое повышение цен на «старомодные» венцы.
Казуми охотно продает некоторые экземпляры в музеи мира, но сам мечтает создать собственный, своего рода «Лувр для драгоценностей» в храме в Киото. Попутно популяризирует ювелирное искусство и верит, что его красота может спасти мир от потребительства.
Наталья Оринго
Кармелита2008
Ср, 05/08/2020 - 19:10
Cleona
Ср, 05/08/2020 - 20:19
Наталья Оринго
Ср, 05/08/2020 - 21:21
Cvetochnayafeya
Чт, 06/08/2020 - 07:05
Cvetochnayafeya
Чт, 06/08/2020 - 07:05
tysen6ka
Чт, 06/08/2020 - 08:21
SEMENOVNA89
Чт, 06/08/2020 - 10:11
Наталья Оринго
Чт, 06/08/2020 - 10:32