Бывают во все времена недооцененные художники и недопонятые картины... Иногда не принимают критики, иногда не признаёт публика, самые "везучие" не признаны даже близкими людьми. Но проходит время и прекрасная истина открывается. Историю одного великолепного художника и одного замечательного стиля хочу вам сегодня рассказать.
Давным - давно, два столетия назад в Австрии и Германии, на стыке уходящего ампира и пробудившегося романтизма, появился в искусстве забавный стиль — Бидермейер (нем. Biedermeier). Закончились наполеоновские войны и люди, сильно устав от перипетий большой истории и сложной политики, начали особенно ценить уют домашнего очага и тихие радости семейной жизни. Это нашло свое непосредственное отражение в немецком и австрийском искусстве того времени: на смену бушующим стихиям и масштабным историческим полотнам с большими баталиями, пришли идиллические изображения незамысловатых жанровых сценок и милых уголков природы.
Название стилевого направления, воплотившего в себе главные ценности той эпохи, возникло благодаря псевдониму, который взяли себе немецкие поэты Людвиг Эйхродт и Адольф Куссмауль, печатавшие в журналах юмористические стихи и эпиграммы. Их вымышленный автор, предшественник Козьмы Пруткова, учитель Готлиб Бидермейер, скромный обыватель: благодушный, сентиментальный, незадачливый, любитель спокойной жизни и уюта. Слово Bieder переводится как «простодушный», а псевдоним в целом означает «простодушный господин Мейер».
Живописи в стиле бидермейер присущи небольшие форматы полотен, тщательно и тонко прорисованные детали и отсутствие каких либо действий. Основная черта бидермейера - идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки и присутствует стремление найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека, в бесконфликтной натуре простого обывателя.
Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, архитектуру, интерьер, мебель. Наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К концу века это слово стало также обозначать «старые добрые времена», а в ином контексте - мещанство.
Художник Карл Шпицвег вошел в историю как самый характерный и наиболее популярный представитель стиля бидермейер в живописи. Персонажи его картин — обычные люди, гуляющие по городу, пишущие стихи, поливающие розы на балконе и даже разговаривающие с кактусами. Это почтальоны, писари, охотники, девицы на выданье и кухарки. Во всех картинах Шпицвега есть ирония, он словно посмеивается над своими героями, но делает это беззлобно и даже с любовью.
Родился Карл Шпицвег в Мюнхене 5 февраля 1808 года. Его отец был богатым мюнхенским торговцем. Карл, средний сын в семье, по воле отца сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета - дипломированным провизором. С детства он увлеченно рисовал и мог бы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрины. Но в 25 лет Карл твердо решил оставить надёжную и доходную профессию aптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником. В Мюнхенской академии художеств Шпицвега сочли слишком взрослым для студента. Пришлось становиться самоучкой, он копировал старых голландских мастеров. Долгое время полотна художника зрители не жаловали особым вниманием.
Все кардинально изменилось, когда закончилась Парижская всемирная выставка в 1867 году. Бюро переводов опубликовало прекрасные отзывы о его картинах и Шпицвег стал широко известен. Только в 60 лет он, наконец-то, получил звание почетного члена Мюнхенской академии художеств. Посде этого слава художника быстро росла и перешагнула пределы Германии. Картины Шпицвега покупали жители Вены, Парижа, Праги, Нью-Йорка. Среди заказчиков были император Фердинанд Австрийский и императрица Елизавета. Умер он в Мюнхене 23 сентября 1885, в собственной постели от инсульта.
Творческое наследие мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков. Саму суть Германии тех времен легко представить именно по уютным картинам Шпицвега.
Шпицвег всегда избегал больших тем и большого формата картин. Он рассказывал трогательные, забавные истории и любил казаться легкомысленным. «Если мудрые мысли приходили мне в голову, они ломали остриё моего карандаша», - говорил художник.
«Мир следует романтизировать, чтобы снова найти его изначальный смысл» - слова, которым он был верен всю свою жизнь. Карл Шпицвег по детализации произведений чем-то напоминает Андерсена. Он тоже рассказывает в своих картинах сказки, но только в них ни капли андерсеновской печали и у них не бывает плохого конца.
Почтальон в Розентале, ок. 1858 г.
Во многих своих картинах Шпицвег воссоздавал атмосферу старинных европейских городов. При этом он не стремился к топографической или исторической точности и совершенно спокойно изображал на испанской или итальянской улице барочные дома родного Мюнхена.
Создавая сценку из жизни средневекового города, Карл творил уютную сказку, мечту, живущую в душах людей, а не в летописях и учебниках истории. Было в них очарование и утешение, которого всегда ждет душа человека, и неизменная уверенность в том, что жизнь и мечта не так уж далеки друг от друга.
Одна из самых известных картин Карла Шпицвена - "Бедный поэт" (прим. 1837 г). Посмотрите на неё в большом размере и вы поразитесь рисунку книг и паутины.
"Шпицвег воспроизвёл романтическую обстановку, в которой должны обитать музы. На чердаке, в комнатушке, лишённой мебели, под дырявой крышей поэт свободен, как птицы в небе. Однако он уже стар. То, что подошло бы романтическому юноше, делает смешным человека почтенного возраста. Должно быть, труды не приносят поэту ни признания, ни денег. Может быть, потому, что поэт он бездарный, чего за всю свою жизнь так и не понял. А возможно, от стихов вообще не следует ожидать материальных выгод, и за право вести поэтический образ жизни, за право творить нужно непременно заплатить - пусть даже нищетой и комичным видом."
Эта картина была похищена в 1989 году из замка Шарлоттенбург в Берлине, практически на глазах охраны и до сих пор не известно, где она находится.
Ловец бабочек (1840 г)
Друг кактуса, 1856 г.
"... Вот он замер у окна, по-птичьи склонив лысоватую голову, и любуется своими уродливыми колючими друзьями. Солнце сквозь огромное окно заливает комнату и кактусы, которые очевидно наслаждаются и теплом, и светом, и вниманием хозяина, а самый большой кактус (наверняка с пушистыми белыми волосами вместо колючек), даже наклонился вперед, навстречу человеку. Так и стоят, в зеркально симметричных позах, в приветственном поклоне,
и кто знает, о чем их задушевный разговор?
И дела им нет до того, с какой силой раскачивается ошалевший маятник. Часы летят... На полу - отработанное время, груды прошлого - кипы старых книг...Ну что ж, в конце концов, пусть летит, раз так заведено...Может, оттого жизнь и прекрасна, что преходяща!"
Алхимик, 1860 г.
Книжный червь, ок. 1850, Германия, частное собрание
"Это, пожалуй, самая популярная картина Шпицвега. Забавная и уютная, как почти все произведения Карла, она, по словам одого английского исследователя, червем вползает в сердце каждого заядлого книгочея. Кто бы не хотел оказаться на его месте? Забыться этак на месяц среди тысяч томов на стеллажах неопределенной высоты... Роскошная лепнина бездонных потолков, тусклый блеск бесконечных фолиантов в стёртой коже, особый, чуть пыльный, библиотечный дух, запах воска, чернил и вечности... Здесь можно забыть обо всем. А он и забыл! Одна книга зажата меж колен, другая прихвачена подмышкой, четвертая ждет своей очереди в руке, в третью буквально уткнулся носом - седой сутулый чудак в чулках и сюртюке, не замечающий, как в спину ему жарко светит весеннее солнце. «Книгохолику» достаточно луча, изредка протискивающегося в тесное окно, зачем ему эта обыденность там, на улице? Мечтателю довольно света, идущего из книг... "
-----------------------
Надеюсь, что чтение и просмотр не показались вам скучными. Это своеобразный поклон гениальному человеку, раскрывшему красоту обычных людей и очарование настоящей жизни, а также хорошему направлению искусства, близкого мне по духу (особенно зимой).
У меня нашлось много параллелей между стилем бидермейер, творчеством Карла Шпицвега и некоторыми украшениями "Оринго". А вы заметили совпадения?
И ещё вспомнился наш замечательный День художника. Хочется повторить, наверное. Что скажете?
С любовью, Елена Маслова.
-----------------------
По материалам dic.academic.ru, ЖЗЛ и "Языки культуры: учебное пособие по культурологии" (Александр Михайлов)
tysen6ka
Втр, 05/02/2019 - 21:54
Iro4ka
Втр, 05/02/2019 - 22:03
Mallow
Втр, 05/02/2019 - 22:12
Anna Pavlova
Втр, 05/02/2019 - 22:14
Itsoma
Втр, 05/02/2019 - 22:45
primula
Втр, 05/02/2019 - 23:20
a.menzerova
Ср, 06/02/2019 - 15:49
oleley
Ср, 06/02/2019 - 20:04