В жизни знаменитых людей случаются как взлеты, так и падения, и очень важно сохранить лицо и доброе имя. Для поддержания репутации еще не придумали ничего лучше добрых дел, а вот в качестве визуального воплощения имени, происхождения, статуса, рода деятельности и многого другого давно используют монограммы.
Хотя первые монограммы появились еще до нашей эры, я бы не спешила отводить им участь старомодного символа. Эти красивые переплетения букв не утратили своей популярности со временем и даже стали неотъемлемым атрибутом успеха.
Что же представляет собой монограмма? Это сложный и красивый рисунок, который состоит из переплетенных между собой в причудливом танце букв. Искусно оформленные, они становятся настоящим произведением искусства. И главное – подчеркивают уникальность своего владельца.
Одни из самых первых монограмм — древнегреческие — представляли собой отличительный знак города или региона.
Христограмма, вплоть до V века была самым распространённым символом христианства.
Чуть позднее правители Рима оценили практичность монограммы и стали использовать ее в качестве собственной подписи и личного символа. В Средневековье иметь собственную монограмму было также естественно, как и крышу над головой. Их использовали королевские дома и аристократы, художники и поэты, церковные иерархи и известные промышленники. В этот период монограмма окончательно закрепилась в качестве личного символа, который свидетельствует об известности и высоком положении своего владельца, а также о силе его дома и семьи.
Монограммой украшали монеты и драгоценности, личные вещи и одежду, она красовалась над воротами имений и в лепнине над дверьми особняков. Отмеченные личной символикой вещи быстро становились фамильными реликвиями, бережно хранимыми в семье. Форма и сложность монограммы выступала предметом гордости для семьи. Среди дворян было принято использовать вышивку с монограммой на скатертях, постельных принадлежностях, платках и даже белье.
Согласитесь, белье с такой изысканной вышивкой выглядит роскошнее современного брендового.
Тогда же ремесленники начали использовать свои инициалы, чтобы подписать собственную работу. Немецкий живописец Альбрехт Дюрер использовал свои инициалы монограммой «AD» для обозначения готовых изделий, вышедших из-под руки мастера.
Хотя не все было так однозначно в мире монограмм. Например, монограмма короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи (НСС) – та еще головоломка. В замысловатом переплетении букв кто-то видит скрытый смысл, а именно посвящение красавице Диане де Пуатье. Действительно, если присмотреться, можно увидеть, как HCC превращается в HDD – Генрих и Диана. Что и говорить, легкомысленный король дал весомый повод для сплетен.
Наиболее широкое применение нашли королевские монограммы. Их использовали в качестве подписи, на печатях, чеканили на монетах. Также этим символом украшали разнообразные предметы интерьера и личные вещи.
Монограммы рода Романовых можно встретить даже на экслибрисах в их личных книжных собраниях.
У каждого члена семьи Романовых была монограмма и часто не одна.
Дочери Николая II и их монограммы
Монограмма Александра III и Марии Федоровны.
Личный знак Екатерины Великой — элегантная «Е» с двумя вертикальными чертами.
Безусловно, самое восхитительное воплощение монограммы получили в руках ювелиров. Сложный узор приобретал монументальность в драгоценном металле, а блеск камней олицетворял вечную славу монаршего рода. Ювелирный дом Фаберже в течение длительного времени поставлял ко двору изящные изделия с именными монограммами членов царской семьи.
Императорское пасхальное яйцо «Двенадцать монограмм» (портреты Александра III) было посвящено 30-й годовщине со дня свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Поверхность золотого яйца (79 х 56 мм) разделена на шесть панелей, покрытых тёмно-синей эмалью и украшенных орнаментами. Каждую панель украшает монограммы Мария Фёдоровны и Александра III, а также императорская корона, выложенные алмазами.
Розово-лиловое императорское пасхальное яйцо с рамкой в форме сердца с тремя миниатюрами было утеряно, сохранился лишь сюрприз. Это рамка в форме сердца, покрытая красной эмалью. При нажатии на жемчужину в основании сердце превращается в трилистник клевера с портретами Николая II, Александры Федоровны и их дочери, великой княжны Ольги Николаевны.
Рядом с этими шедеврами две траурные подвески с монограммой Александра III выглядят просто и аскетично. Но выбор материалов неслучаен. Сплав меди, олова и цинка, а также бронза ценятся за способность выдерживать большие нагрузки и устойчивость к коррозии. Эти качества соответствуют характеру и силе тела Александра III.
Как видите, монограммы – очень индивидуальный символ и еще пару веков назад вряд ли кто-либо мог украсить свои вещи инициалами чужого, пусть и весьма знаменитого человека. Но у каждого правила бывают исключения. В современном мире мы куда чаще сталкиваемся с монограммами модных дизайнеров, нежели монарших особ.
На фото монограмма на шпильке Екатерины Медичи, такая же как и у модного дома Chanel. Говорят, Коко Шанель заимствовала чужой популярный символ. Подобная монограмма также использовалась и румынским королем Каролэм Вторым. Об «авторских правах» на двойную «С» можно долго спорить, но это определенно счастливый знак, чье имя он бы не отражал.
Сочетание заглавных букв имени и фамилии в качестве товарного знака выбрали ведущие модные дома: Chanel, Fendi, Louis Vuitton, Roberto Cavalli, Yves Saint Laurent. Эти символы стали олицетворением моды и приверженности к стильным мира сего. Никогда еще монограммы не находили столь широкого применения, как в наше время быстрой моды.
Сегодня популярные монограммы мелькают на одежде, обуви, сумочках, платках и, конечно, украшениях. Так имена звучат еще громче, вот только об индивидуальности поклонники брендов уже не вспоминают.
Наталья Оринго