10 июня все португальцы – и в своей родной стране, и за ее пределами – отмечают День Португалии. Это национальный праздник, приуроченный к дате смерти великого португальского поэта 16 века Луиса де Камоэнс, которого заслуженно сравнивают с Шекспиром и Данте. Самое знаменитое его произведение – поэма «Лузиады», прославляющая героическое прошлое страны...
В этот день принято проводить торжественные церемонии и парады, а также вспоминать все, чем по праву гордится Португалия. И это далеко не только морские авантюры, завоевания и революции – разумеется, это тоже есть, однако куда больше португальцы ценят свою неповторимую культуру и искусство. Об одном из видов этого искусства – пожалуй, самом «португальском» из всех возможных – мы сегодня и поговорим.
Речь пойдет об азулежу – так называются традиционные португальские изразцы, расписная глазурованная керамическая плитка. Казалось бы, что в этом особенного – во многих странах изразцы пользовались популярностью, вспомнить хотя бы Голландию и фирменные «голландские» печи, украшенные глазурованной керамикой. Да и появилась такая плитка в Португалии сравнительно поздно – в 15 веке. Однако и в Голландии, и в других странах изразцы использовались преимущественно в прикладных целях, и лишь португальцы превратили их изготовление и роспись в настоящее искусство.
Само название «азулежу» происходит от арабского «аз-зулайдж», что в переводе означает «маленький полированный камешек». Да, изразцы на Пиринеи принесли именно арабы. Впрочем, и они не являются ни первопроходцами, ни изобретателями – искусство облицовки зданий глазурованной плиткой они позаимствовали у завоеванных персов. Появление арабов на Пиренейском полуострове сильнейшим образом повлияло не только на политическую обстановку средневековой Европы, но и на ее культуру. Воинственные мавры принесли в Испанию специфический «мавританский» архитектурный стиль, а вместе с ним – и искусство изготовления разноцветных керамических плиток, украшенных прихотливыми геометрическими и растительными орнаментами (ислам строго запрещает изображать людей, да и к изображению животных относится неодобрительно). Главным центром изготовления изразцов стала Севилья. Считается, что именно севильские мастера в 15 веке принесли это искусство в Португалию.
Однако до традиционного азулежу – грандиозных керамических панно, настоящих картин на глине – было еще далеко. Создавать масштабные керамические полотна не позволяли тогдашние технологии – при попытке изобразить что-либо сложное и многоцветное на плитке краски «плыли» и смешивались. Поэтому прообразы азулежу изначально были рельефными – многочисленные гребешки и канавки не только придавали плитке необычную и интересную фактуру, но и служили естественными границами для красок. Использовалась также и техника «сухой веревки», при которой контур будущего орнамента процарапывался по плитке, а затем обводился смесью карбоната марганца и льняного масла. Этот состав также создавал своего рода границы для пигментов, а после обжига цветной орнамент выглядел так, будто его обвели шариковой ручкой.
Все изменилось после того, как Европа открыла для себя технику майолики – росписи керамической плитки по непрозрачной оловянной глазури. После обжига роспись снова покрывалась глазурью, на этот раз прозрачной щелочной. Новая техника позволила художникам развернуться вовсю – и на плитке стали изображать животных, людей, целые сцены и сложнейшие многофигурные композиции. Роспись по керамике практически перестала отличаться от живописи. Разумеется, наибольшей популярностью пользовались библейские сюжеты. В Португалии изразцовая плитка стала настолько любима и востребована, что ею украшались даже церкви: масштабные керамические панно со сценами из Священного Писания для Португалии – обычное дело.
В 17 веке происходит настоящая революция: португальские мастера знакомятся с голландскими изразцами. Голландия, особенно город Делфт, издавна славилась тончайшей и легкой керамикой, покрытой изящными лазурными узорами на белом фоне. (Орнаменты и цветовая гамма, в свою очередь, были позаимствованы у китайцев, чей изысканный бело-синий фарфор впечатлил голландцев до глубины души). Португальцы моментально оценили голландскую плитку и начали импортировать ее в невероятных количествах. Впрочем, длилось это недолго – специфическая техника была быстро освоена, и в Португалии начали изготавливать собственные бело-синие изразцы. Так появилось современное искусство азулежу.
В 18 веке популярность изразцов только росла: из церквей они перекочевали в дома знати, став неотъемлемой частью внутреннего убранства, а среди библейских сцен все чаще стали появляться светские сюжеты. Новая манера росписи в сине-белых тонах покорила и церковь: монументальные панно из изразцов-азулежу стали появляться во многих храмах по всей стране. Уникальный случай – церковь Сан Лоренцо в городе Алмансил: она полностью, от пола и до купола, декорирована плитками азулежу. Это совершенно невероятное зрелище: зрителю кажется, будто он и сам попал внутрь картины на изразце. А капелла Алмаш украшена азулежу снаружи – от земли до самой крыши! Изначально, их, правда, там не было – художник Эдуардо Лейте украсил капеллу таким образом лишь в 1929 году. Но смотрятся они невероятно красиво и естественно.
После катастрофического землетрясения 1755 года, когда от столицы Португалии практически ничего не осталось, встал вопрос о поиске недорогого и прочного материала для восстановления разрушенных зданий. И тут традиционные португальские изразцы пришли на помощь: оказалось, что керамическая плитка – не только красивый и прочный, но еще и весьма дешевый материал, который к тому же легок в изготовлении. И по всему Лиссабону выросли дома, облицованные расписной плиткой – строгие, изящные и выглядящее удивительно современно. Мысль о восстановлении города с помощью плитки пришла в голову маркизу де Помбалу, в честь которого был назван новый архитектурный стиль – помбалино. Среди изразцов, разумеется, нашлось место и традиционным сине-белым азулежу – на многих домах появились панно с изображением различных святых, которые, как надеялись жители, защитят их, если катастрофа повторится.
Искусство азулежу живо и по сей день – множество художников, как в Португалии, так и в мире, развивают это уникальное направление. Современные азулежу необязательно монохромные и сюжетные – часто встречаются цветные изображения, абстрактные узоры, разнообразные стилевые эксперименты. Ни одно художественное направление 20-го века не осталось без внимания – встречаются даже азулежу в духе конструктивизма и кубизма! Доказательство тому – лиссабонское метро, богато декорированное керамическими панно в самых разных стилях. Да, метро в Лиссабоне буквально набито произведениями искусства, и это абсолютно нормально. Точно так же, как нормальны расписные панно на стенах жилых домов, подъездов, кафе и магазинов. Шедевры на каждом шагу – привычное дело для Португалии, особенно для его столицы.
Вот такое оно - португальское азулежу. Если оно вас заинтересовало, предлагаю почитать о музее - Museu Nacional do Azulejo - он был основан еще в 1509-м году и здесь собраны самые причудливые образцы этой плитки.
Азулежу – не просто прикладное искусство. Португальцы сумели развить его до Искусства в самом высоком смысле этого слова – однако не заперли в храмах и музеях, а впустили в свою повседневную жизнь. Обыденность и красота переплетаются в этой стране самым причудливым образом – и, думается, всем нам есть, чему тут поучиться.
На фото: кольцо "Экран" с сапфирином
Ольга Оринго
Cleona
Ср, 10/06/2020 - 15:33
SEMENOVNA89
Ср, 10/06/2020 - 17:03