Шекспир, великий Бард, известен нам, прежде всего, в качестве драматурга — гениального автора и фактически создателя современного театра. Пьесы его, без сомнения, великолепны — однако не следует забывать и о другой грани его таланта: стихтворчестве. Сонеты Шекспира — воплощение подлинной красоты и одна из величайших литературных загадок…
Сколько бы не бились шекспироведы всех мастей, как профессионалы, так и любители, сколько бы ни изучали, ни исследовали — сонеты всё ещё остаются тайной. Кому Шекспир посвящал их? Кто загадочный адресат (или адресаты?) этих прекрасных стихов? Насколько они автобиографичны — или же это просто литературная игра с модной формой?.. Увы, стихи Барда не спешат раскрывать свои тайны. Однако можно сказать совершенно точно — мало что сравнится с ними по силе, страсти и мастерству.
Как движется к земле морской прибой,
Так и ряды бессчетные минут,
Сменяя предыдущие собой,
Поочередно к вечности бегут.
Младенчества новорожденный серп
Стремится к зрелости и, наконец,
Кривых затмений испытав ущерб,
Сдает в борьбе свой золотой венец.
Резец годов у жизни на челе
За полосой проводит полосу.
Все лучшее, что дышит на земле,
Ложится под разящую косу.
Но время не сметет моей строки,
Где ты пребудешь смерти вопреки!
К слову сказать, сонеты обрели свою славу далеко не сразу. Удивительно, но долгое время на них вообще не обращали внимания! Первый изданный в 1609 году сборник — кстати, пиратский — не оправдал надежд издателя нажиться на модных стихах. Публика его почти не заметила! Второе издание состоялось лишь в 1640 году, целых тридцать лет спустя. Но и второе издание не имело успеха. Более того — через какое-то время о сонетах попросту забыли и не вспоминали о них полторы сотни лет!
Однако в начале XIX века всё изменилось. Уильям Водсворт, выдающийся английский поэт, вдохновенный романтик из знаменитой «озёрной школы», буквально открыл сонеты заново. Более того — он первым высказал мысль о том, что это не просто стихи, а своего рода автобиография души Шекспира: «этим ключом отпирается сердце поэта» — утверждал он. Водсворт был искренне восхищён сонетами и сумел передать это восхищение другим: всё больше и больше писателей, исследователей и просто ценителей поэзии начали интересоваться заново обретённым шекспировским наследием. Сонеты начали читать, изучать, они становились всё известней, популярней… а теории вокруг них — всё странней и спекулятивней, впрочем это, увы, частый недостаток большой славы.
Особенно всех занимал, разумеется, вопрос, кому же Шекспир посвящал столь прекрасные стихи. Кто же эта таинственная Смуглая Леди, вызывавшая у Барда столь сильные и противоречивые чувства?.. Каких только кандидатур на эту роль не предлагали: и Эмилия Ланье, придворная дама и, кстати, тоже поэтесса; и Мэри Фиттон, первая красавица Лондона, за внимание которой сражался весь королевский двор; и Джейн Давенант, владелица таверны в предместье Лондона; и даже сама королева Елизавета I!
Трудами изнурен, хочу уснуть,
Блаженный отдых обрести в постели.
Но только лягу, вновь пускаюсь в путь-
В своих мечтах - к одной и той те цели.
Мои мечты и чувства в сотый раз
Идут к тебе дорогой пилигрима,
И, не смыкая утомленных глаз,
Я вижу тьму, что и слепому зрима.
Усердным взором сердца и ума
Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.
И кажется великолепной тьма,
Когда в нее ты входишь светлой тенью.
Мне от любви покоя не найти.
И днем и ночью - я всегда в пути.
Красота сонетов Шекспира согревает наши сердца и по сей день. Они звучат в фильмах, берутся эпиграфами к книгам, романтики знают их наизусть и читают своим любимым… Неудивительно, что и во время сессии «Экслибриса», посвященной Уильяму Шекспиру, сонет не остался незамеченным.
Изящество шекспировских сонетов вдохновило Лилию Валентиновну (Саюри) на создание чудесного эскиза, а мастеров Оринго — на его воплощение в серебре. Как пишет сама создательница идеи, на 14 строк сонета приходится 14 завитков узора, переплетения и ветки соответствуют количеству катренов (плюс конечное двустишие), а камни, вплетённые в узор — ни что иное, как зёрна смысла. Столь тщательно продуманная композиция просто не могла не получить заслуженного воплощения! Так родилось кольцо «Сонет Шекспира», в самой форме которого зашифрованы суть и смысл сонета как такового. К слову сказать, возможно, не так уж и случайно кольцо внешне схоже со стилизованным сердцем; чему, как не сердечным делам, посвящал Бард свои стихи?..
Оплетённое причудливыми узорами в тюдоровском духе, серебряное сердце поддерживается изящной и удобной раздвоенной шинкой, позволяющей комфортно устроить кольцо на любом пальце. Ветви узора прорастают по фактурной поверхности, напоминающей волны на морской глади. Любопытно, что фактура лучше видна в родии — покрытие словно подчёркивает каждую «волну», в то время как оксидирование затемняет общий фон, как будто прячет «волны» в тени.
Впрочем, в обоих вариантах покрытий кольцо выглядит удивительно благородно и волшебно. Стоит только примерить его (к слову, кольцо не маломерит), и вот уже сама собой гордо выпрямляется спина, глаза начинают светиться ярче, а губы складываются в загадочную полуулыбку. Рукой, украшенной таким кольцом, хорошо листать старинные книги или писать любовные записки - думаю, капелька романтики нам всем не помешает, особенно с учетом приближающейся весны
Что до вставок — оба они могут быть абсолютно любых цветов, как схожих, так и контрастных, в зависимости от того, какое настроение хочется придать кольцу. Добавление алых и розовых камней делает "Сонет Шекспира" невероятно романтичным - такое украшение вполне можно дарить и надевать по особым поводам. Белый родий и нежные голубые камни - и вот кольцо уже становится мерцающе-таинственным, напоминающим про неясное чувство первой любви.
А отдельно хочется отметить вариант в оксидировании с чёрными камнями, одновременно строгий и загадочный: нет никаких сомнений, что сама Смуглая Леди почла бы за честь носить такое кольцо!
Люблю твои глаза. Они меня,
Забытого, жалеют непритворно.
Отвергнутого друга хороня,
Они, как траур, носят цвет свой черный.
Поверь, что солнца блеск не так идет
Лицу седого раннего востока,
И та звезда, что вечер к нам ведет, —
Небес прозрачных западное око —
Не так лучиста и не так светла,
Как этот взор, прекрасный и прощальный.
Ах, если б ты и сердце облекла
В такой же траур, мягкий и печальный, —
Я думал бы, что красота сама
Черна, как ночь, и ярче света — тьма!
"Сонет Шекспира" выходит в свет в особенный день. Сегодня, 14 февраля, празднуется не только День святого Валентина, но и Международный день дарения книг. Этот день родился из вопроса одного ребенка, почему в году нет специального дня, когда люди дарят друг другу книги просто так. И вот этот день появился - 14-го февраля вы можете признаться в любви не только к людям, но и к книгам - и разделить эту любовь с близкими. Ведь что может быть лучше взаимопонимания не только с полуслова, но и с полу-цитаты?
Символично, что в этот двойной праздник в каталоге Оринго появится новое кольцо, вдохновленное творчеством великого писателя и напоминающее нам о великом чувстве любви...
Ольга Оринго
Kell
Пнд, 14/02/2022 - 12:30
LeTim
Пнд, 14/02/2022 - 12:38
Kitty04
Пнд, 14/02/2022 - 12:49
Татьяна Викторовна
Пнд, 14/02/2022 - 14:26
samia
Пнд, 14/02/2022 - 14:35
Янка Лекич
Пнд, 14/02/2022 - 16:26
Vaso
Пнд, 14/02/2022 - 16:38
0672955737
Пнд, 14/02/2022 - 16:41
SEMENOVNA89
Пнд, 14/02/2022 - 16:53
Tais
Пнд, 14/02/2022 - 18:18