Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Shine bright like a diamond

Сияй также ярко, как бриллиант – отличное пожелание счастья и успеха, учитывая действительно безукоризненное сияние бриллиантовой огранки. Но таким оно стало лишь в начале 20 века, с изобретением знаменитой, а теперь уже ставшей классической, огранкой Марселя Толковского.

Значит ли, что камни, используемые в ювелирном искусстве до 20 века, не отличались ни красотой, ни блеском? Разновидности огранки Old Cut позволят взглянуть на бриллианты не только под другим углом, но и, возможно, в самое сердце камня. Тем более что в этой истории бриллиантового совершенства было сразу несколько Пигмалионов.

Практически у каждого знаменитого бриллианта вы увидите старинную форму огранки old mine, появившуюся примерно в 1700 году.

 

5d21368278d88777c12c13ca483b23fd.md.jpg

Бриллиант Санси

 

ad97bac547f60e7752e222748356be78.md.jpg

Дрезденский зеленый бриллиант и желтый бриллиант Tiffany

 

e65b2b48e6cee6e0541349cdf077de64.jpg

Алмаз "Орлов"

 

Это можно объяснить тем, что до начала 20 века алмазы гранили только вручную и не соблюдали жестких правил, касающихся количества граней или угла их наклона по отношению друг к другу. Принято считать, что до XIV столетия бриллианты вообще не гранили. Задачей ювелира являлось сохранить природную форму камня, сошлифовав самые неприглядные неровности и включения. Во-первых, такой подход максимально сохранял вес самоцвета. Во-вторых, мастера работали на пределе своих технических возможностей – осуществить более сложную обработку настолько твердого минерала в средневековье не представлялось возможным. К тому же бытовало мнение, что только в своей природной форме камень сохраняет энергетику и оказывает влияние на человека и его судьбу.

 

2fd0912fa6064a094e9f0940c7dc1ce0.md.png

 

Европейские огранщики того времени не могли и не хотели «изобретать велосипед» и активно использовали естественные очертания кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Параллельно существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы.

Отшлифованные этим способом камни носили название: "алмазные наконечники" или "остроконечные". Встретить такие камешки сейчас можно разве что в музее. Как видите, грани у таких камешков можно сосчитать на пальцах двух рук, блеск «острых» бриллиантов также был весьма посредственный, но любителям драгоценностей еще не с чем было его сравнить.

 

Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать "камни с площадкой". После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Этот элемент геометрии камня используется и поныне, правда с тех пор стал ровным и симметричным.

Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.

 

2cd832d06caa2ecda4f22d88f1ca1b21.md.jpg

 

В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Людвиг ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Подобную огранку вы сможете видеть на знаменитом бриллианте Санси. В результате работы с камнем, алмаз потерял в весе сорок восемь каратов, но получил новаторскую двойную огранку с тридцатью двумя гранями.  В дальнейшем возник целый ряд огранок «роза», когда драгоценные камни имели красивый верх в виде купола и плоский низ.

Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661), сибарит и известный ценитель роскоши. Кардиналу приписывают собственную гранильную мастерскую, где по легенде и гранили новомодные бриллианты, сияющие 34 гранями. Кроме тщеславного кардинала в истории огранки нередко упоминают венецианского ювелира второй половины XVII века, Виченцо Перуцци. Ему приписывают изобретение огранки, наиболее близкой с математической точки зрения современной – с 24 гранями на нижней стороне и 33 на верхней.

Обе эти личности так и не удостоились официального признания в истории. Но тот факт, что, начиная с 17 столетия, форма бриллиантов претерпела значительные изменения – неоспорим. А разгадка, как обычно, кроется в …моде.  В XVII-XVIII веках появилось новое представление о том, как должен выглядеть идеальный бриллиант. В огромных бальных залах дворцов, освещенных сотнями и тысячами свечей, бриллианты должны были своим блеском соответствовать эпохе роскоши, вычурной архитектуре, избыточно красивым нарядам. Даже если для этого им приходилось изрядно терять в весе и объеме.

9e2cafa2c3c60370d13bcdf6883290eb.png

 

В XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Если посмотреть на старинный самоцвет сверху, то в центре можно увидеть довольно широкую площадку, которая в современной технологии приобрела изящные очертания шипа. Не обладая достаточными знаниями, чтобы выявить «золотое сечение» в огранке драгоценных камней, ювелиры тем не менее, видели явную связь между характером нанесения граней и степенью отражения света. Поиск идеала иногда приводил к появлению на поверхности камешков фантазийных мозаик из фасетов самых разнообразных форм и размеров.

 

38c848ffeda27d26c182a9e3c4d81030.md.jpg

Малый "круг" в центре - просвечивающаяся калетта

 

Не неизменным оставалось одно – наличие широкой калетты. Делалось это специально для того, чтобы световые пучки, проходящие через бриллиант сверху вниз, отражались от калетты, увеличивая тем самым блеск камня. В том числе и по этому признаку сейчас можно отличить старинный самоцвет от современного.

 

2414f7469aa3c2373d9129f8d76e1368.jpg

 

Если сравнить современный бриллиант в классической огранке и камешек, обработанный старинным методом, мы увидим у последнего более глубокий павильон и высокую корону. Благодаря мягким очертаниям камней ювелирам из прошлого удавалось создавать плавные переходы и текучие формы. А сами украшения выглядели полновесными.

 

8465141bfe6e0f4417e8b4ec5d9a579e.md.jpg

fb575f171b3259539eb1f30978fcca73.jpg

2af7bb41ac73b1c621ada4ebe9e32d40.md.jpg

 

Фацетирование «на глаз» снижало интенсивность отражения света внутри камня, и блеск у старинных бриллиантов был скромнее, чем у современных. Зато каждый драгоценный экземпляр был уникальным и наделенным своим собственным «характером». Свечение у минералов old mine cut более «мягкое», волшебное. Да, эти бриллианты не так радушно откликаются на прикосновение света, но внутренние отблески у них манящие и «тягучие». Вот бы очутиться на балу в королевском дворце!

Все это очарование длилось до нового витка развития науки и техники. Мода на old mine cut прошла, как только был «закончен бал, погасли свечи»… И зажглась лампочка!

 

b0843535c77843e1b7cb00f82585f6b8.md.jpg

Камни огранки Old mine cut в современном дизайне

 

Возможно, с появлением в 1870 году электрического освещения, возникла необходимость в дополнительной яркости и блеске бриллиантов. К тому же времени кустарное производство было вытеснено мастерскими с использованием паровой тяги, которую в 1902г. успешно заменила электрическая. Закономерным подолжением этой истории стало блестяще решенная математиком Марселем Толковским задача по нахождению идеала в бриллиантовой огранке. Того самого, что теперь используется при обработке полудрагоценных камешков и циркониев.

Наталья Оринго

 

gillyflower
Ср, 09/09/2020 - 15:53

Очень интересно, спасибо, Наталья! Как замечательно, когда информация из разных источников собрана и целосно представлена для читателя так, что все встаёт не просто на свои места, но ещё и под интересным углом (мода, а точнее - прогресс в освещении), направляя на новые темы (вот теперь же ж надо почитать обо всех действующих лицах, понять причины отсутствия признания... В общем, домашка может подождать;))
Mikurianka
Ср, 09/09/2020 - 16:04

Большое спасибо за ликбез.
Cleona
Ср, 09/09/2020 - 18:45

Спасибо, очень интересно. А где Rihanna с Diamonds?
Наталья Оринго
Ср, 09/09/2020 - 19:17

Марина Павловна, Rihanna  подпевала из динамиков во время написания статьи.
Cleona
Ср, 09/09/2020 - 19:30

А я случайно уловила :)
Cvetochnayafeya
Пт, 11/09/2020 - 07:44

Спасибо.