Сияй также ярко, как бриллиант – отличное пожелание счастья и успеха, учитывая действительно безукоризненное сияние бриллиантовой огранки. Но таким оно стало лишь в начале 20 века, с изобретением знаменитой, а теперь уже ставшей классической, огранкой Марселя Толковского.
Значит ли, что камни, используемые в ювелирном искусстве до 20 века, не отличались ни красотой, ни блеском? Разновидности огранки Old Cut позволят взглянуть на бриллианты не только под другим углом, но и, возможно, в самое сердце камня. Тем более что в этой истории бриллиантового совершенства было сразу несколько Пигмалионов.
Практически у каждого знаменитого бриллианта вы увидите старинную форму огранки old mine, появившуюся примерно в 1700 году.
Бриллиант Санси
Дрезденский зеленый бриллиант и желтый бриллиант Tiffany
Алмаз "Орлов"
Это можно объяснить тем, что до начала 20 века алмазы гранили только вручную и не соблюдали жестких правил, касающихся количества граней или угла их наклона по отношению друг к другу. Принято считать, что до XIV столетия бриллианты вообще не гранили. Задачей ювелира являлось сохранить природную форму камня, сошлифовав самые неприглядные неровности и включения. Во-первых, такой подход максимально сохранял вес самоцвета. Во-вторых, мастера работали на пределе своих технических возможностей – осуществить более сложную обработку настолько твердого минерала в средневековье не представлялось возможным. К тому же бытовало мнение, что только в своей природной форме камень сохраняет энергетику и оказывает влияние на человека и его судьбу.
Европейские огранщики того времени не могли и не хотели «изобретать велосипед» и активно использовали естественные очертания кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Параллельно существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы.
Отшлифованные этим способом камни носили название: "алмазные наконечники" или "остроконечные". Встретить такие камешки сейчас можно разве что в музее. Как видите, грани у таких камешков можно сосчитать на пальцах двух рук, блеск «острых» бриллиантов также был весьма посредственный, но любителям драгоценностей еще не с чем было его сравнить.
Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать "камни с площадкой". После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Этот элемент геометрии камня используется и поныне, правда с тех пор стал ровным и симметричным.
Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.
В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Людвиг ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Подобную огранку вы сможете видеть на знаменитом бриллианте Санси. В результате работы с камнем, алмаз потерял в весе сорок восемь каратов, но получил новаторскую двойную огранку с тридцатью двумя гранями. В дальнейшем возник целый ряд огранок «роза», когда драгоценные камни имели красивый верх в виде купола и плоский низ.
Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661), сибарит и известный ценитель роскоши. Кардиналу приписывают собственную гранильную мастерскую, где по легенде и гранили новомодные бриллианты, сияющие 34 гранями. Кроме тщеславного кардинала в истории огранки нередко упоминают венецианского ювелира второй половины XVII века, Виченцо Перуцци. Ему приписывают изобретение огранки, наиболее близкой с математической точки зрения современной – с 24 гранями на нижней стороне и 33 на верхней.
Обе эти личности так и не удостоились официального признания в истории. Но тот факт, что, начиная с 17 столетия, форма бриллиантов претерпела значительные изменения – неоспорим. А разгадка, как обычно, кроется в …моде. В XVII-XVIII веках появилось новое представление о том, как должен выглядеть идеальный бриллиант. В огромных бальных залах дворцов, освещенных сотнями и тысячами свечей, бриллианты должны были своим блеском соответствовать эпохе роскоши, вычурной архитектуре, избыточно красивым нарядам. Даже если для этого им приходилось изрядно терять в весе и объеме.
В XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Если посмотреть на старинный самоцвет сверху, то в центре можно увидеть довольно широкую площадку, которая в современной технологии приобрела изящные очертания шипа. Не обладая достаточными знаниями, чтобы выявить «золотое сечение» в огранке драгоценных камней, ювелиры тем не менее, видели явную связь между характером нанесения граней и степенью отражения света. Поиск идеала иногда приводил к появлению на поверхности камешков фантазийных мозаик из фасетов самых разнообразных форм и размеров.
Малый "круг" в центре - просвечивающаяся калетта
Не неизменным оставалось одно – наличие широкой калетты. Делалось это специально для того, чтобы световые пучки, проходящие через бриллиант сверху вниз, отражались от калетты, увеличивая тем самым блеск камня. В том числе и по этому признаку сейчас можно отличить старинный самоцвет от современного.
Если сравнить современный бриллиант в классической огранке и камешек, обработанный старинным методом, мы увидим у последнего более глубокий павильон и высокую корону. Благодаря мягким очертаниям камней ювелирам из прошлого удавалось создавать плавные переходы и текучие формы. А сами украшения выглядели полновесными.
Фацетирование «на глаз» снижало интенсивность отражения света внутри камня, и блеск у старинных бриллиантов был скромнее, чем у современных. Зато каждый драгоценный экземпляр был уникальным и наделенным своим собственным «характером». Свечение у минералов old mine cut более «мягкое», волшебное. Да, эти бриллианты не так радушно откликаются на прикосновение света, но внутренние отблески у них манящие и «тягучие». Вот бы очутиться на балу в королевском дворце!
Все это очарование длилось до нового витка развития науки и техники. Мода на old mine cut прошла, как только был «закончен бал, погасли свечи»… И зажглась лампочка!
Камни огранки Old mine cut в современном дизайне
Возможно, с появлением в 1870 году электрического освещения, возникла необходимость в дополнительной яркости и блеске бриллиантов. К тому же времени кустарное производство было вытеснено мастерскими с использованием паровой тяги, которую в 1902г. успешно заменила электрическая. Закономерным подолжением этой истории стало блестяще решенная математиком Марселем Толковским задача по нахождению идеала в бриллиантовой огранке. Того самого, что теперь используется при обработке полудрагоценных камешков и циркониев.
Наталья Оринго
gillyflower
Ср, 09/09/2020 - 15:53
Mikurianka
Ср, 09/09/2020 - 16:04
Cleona
Ср, 09/09/2020 - 18:45
Наталья Оринго
Ср, 09/09/2020 - 19:17
Cleona
Ср, 09/09/2020 - 19:30
Cvetochnayafeya
Пт, 11/09/2020 - 07:44