Надежда американской музыки. С такими словами провожали в последний путь Джорджа Гершвина. Его яркая, талантливая жизнь оборвалась внезапно, как часто бывает с теми, кто спешит жить и творить, все время посвящая работе.
Сначала эпоха сделала музыкально одаренного юношу проводником джаза в мировой культуре. Затем Джордж сам писал историю музыки, искусно жонглируя жанрами. Но именно джаз был для Гершвина музыкой народа, в которой он слышал пульс нации и чувствовал жизнь страны. Критики говорили, что композитор взял за руку Золушку (джазовую музыку) и на весь мир заявил, что теперь она настоящая принцесса.
Подвес "Золушка"
Будущий американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин. Его родители были еврейскими эмигрантами - отец и Санкт-Петербурга, мать из Одессы. В семье из четырех детей лишь Яков (Джордж) не оправдывал ожиданий родителей – плохо учился и слыл хулиганом.
Все изменилось, когда в возрасте 8 лет Джордж попал на школьный концерт и услышал музыканта Марка Розенцвейга. Джордж был так впечатлен, что решил непременно познакомиться с Марком. Не дождавшись его после окончания концерта, мальчишка потопал к Розенцвейгу домой. Знакомство состоялось, Марк давал мальчику первые уроки. Уже тогда Джордж превосходил по уровню мастерства своего брата Айра, который исправно посещал музыкальную школу. А вот у Джорджа с музыкальной школой дела не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску.
Частные уроки привели к тому, что к 17 годам Гершвин прекрасно владел инструментом и мог наигрывать услышанные мелодии, а также писал свои первые произведения. Он усердно изучал классические мотивы, но особенно ему нравился популярный стиль в музыке.
Следующим шагом на пути к успеху стала работа для Бродвея. Джордж писал композиции для сценических выступлений и работал автором в джазовой группе Пола Уайтмена. В 1924 году Джорджа Гершвина просят написать произведение, которое сочетало бы в себе черты джаза и классической симфонической музыки. Так и родился его первый шедевр, названный «Рапсодия в стиле блюз». На премьеру «Рапсодия в блюзовых тонах» в 1924 году пришло большое количество именитых гостей – в первом ряду сидели гениальные музыканты Рахманинов, Годовский и Стравинский. Мюзикл стал очень успешным, а Джордж получил настоящее признание публики. Она была самой любимой мелодией Аль Капоне. Говорят, когда Капоне заходил в свой любимый бар "Green Mill Gardens" в Чикаго, музыканты мгновенно переставали играть и начинали "Rhapsody in Blue".
Купаясь в достатке и славе, композитор приобрел пятиэтажный дом и уехал путешествовать по Европе на целых три года. Мужчина лично составил маршрут, который начинался с Англии и Франции, а закончился в Австрии. Но даже колоссальный доход и известность не могли избавить Гершвина от чувства несостоятельности из-за неоконченного музыкального образования.
Он решил поучиться у кого-нибудь из современных мастеров композиции. В Париже он обратился к прославленному французскому композитору Морису Равелю. Тот удивленно посмотрел на уважаемого гостя:
- Я мог бы вам дать несколько уроков, но скажите откровенно, зачем вам учиться?
- Не могу объяснить, - настаивал Гершвин.
- А позвольте спросить, сколько вы зарабатываете?
- Сто тысяч долларов в год, - смущенно ответил Гершвин.
- Потрясающе! - воскликнул Равель, - тогда я хотел бы брать у вас уроки! Сколько вы по знакомству возьмете за один урок композиции?
Оба композитора рассмеялись. Равель добавила:
- Право, зачем вам становиться второстепенным Равелем, будучи уже и так первостепенным Гершвином?
Серьги "Идеал"
Вернувшись в Америку, он представил симфоническую поэму «Американец в Париже». Успех произведения был ошеломительный, после чего его стали исполнять многие коллективы. Теперь Гершвин начинает работать с братом Айре. В те времена это был по-настоящему востребованный дуэт.
Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Мучаясь бессонницей Джордж за одну ночь «проглотил» роман Дюбоза Хейуорда «Порги». На рассвете Джордж уже отправлял писателю письмо с намерениями написать оперу по его произведению. В целом музыкант потратил на создание оперы почти 2 года. Долгий труд оправдал себя и произведение «Порги и Бесс» стало по-настоящему значимой и известной работой маэстро. Джордж смог создать потрясающий шедевр, в котором безупречно сошлись джазовые фантазии, фольклорные мотивы и оркестровые партии.
Опера шла 4 часа, Гершвину пришлось её сокращать. К тому же изначально была убыточной, уменьшив счета Джорджа на 10 000 долларов. «Ничего страшного, - сказал с улыбкой Джордж Гершвин своему расстроенному продюсеру. - Я думаю, что лет через пятьдесят Порги и Бесс обязательно принесут доход». Собственно, так и оно и случилось.
«Порги и Бесс» вошла в историю Америки, как первое представление, на которое могли прийти люди разной расовой принадлежности. В начале 1963 года опера отправилась с гастролями по США, а в Европе появилась только после 1945 года. Опера стала популярной в 1950-х годах, спустя почти два десятка лет после выхода. До её успеха Гершвин не дожил.
Ария «Summertime» из этой оперы побила все рекорды популярности. На сегодняшний день известно до 20000 вариантов исполнения этого произведения, по количеству кавер-версий данная композиция обогнала даже «Yesterday. Говорят, за основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню «Ой ходить сон коло вікон», которую он услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора под управлением Александра Кошица.
Серьги "Калина"
В музыке и либретто используются афроамериканские народные мотивы.
Подвес "До завтра"
Колоссальное нервное напряжение во время работы над «Порги и Бесс» истощила силы Джорджа. В начале 1937 года врачи нашли у него симптомы опухоли головного мозга, спасти композитора не удалось. Он умер 11 июля 1937, не дожив до тридцати девяти лет, в расцвете, полный творческих планов.
Наталья Оринго