Богатая фантазия сказочников готовит их героям нелегкие, но интересные приключения, а читателей погружает в невидимый и неизведанный мир сказки. Но испытания ждут не только добрых молодцев и заколдованных принцесс, а и тех, кто следит за перипетиями сюжета по ту сторону книги.
Ведь авторы будто нарочно путают нас странными описаниями, заставляя работать воображение во всю силу. Героев периодически отправляют «туда, не знаю куда», чтобы найти «то, не знаю что». А девицы в сказках настолько красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Вот и думайте сами, что к чему.
Сказочный мир хрупок как воздушные замки. Если его не подпитывать силой фантазии, буквы перестанут литься рекой, увлекая за собой на новую страничку. Но как удержать интерес читателя, не предоставив ненароком деталей в разы больше, чем действительно необходимо пытливому разуму для складывания яркой картинки? Чтобы мы ярко представили и даже поверили в мир выдуманный, мне кажется, его нужно обогатить настолько же диковинными предметами, но из мира реального. Драгоценные камни? Почему бы и нет!
Редкая сказка обходится без упоминания секретных сокровищниц, царских сундуков, наполненных монетами, кубками и жемчужными нитями, корон, роскошных нарядов и даже оружия, инкрустированных редкими каменьями. Несметные богатства выступают одновременно и в роли испытания, соблазна, показывающего истинный нрав героев, и в качестве вознаграждения за добрые дела. Блеск золота, серебра и камней вы встретите всюду, где автор стремился подчеркнуть фантастичность и нереальность, придав сказочному миру понятные читателю свойства.
Если бы Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о царе Салтане» не описал так красочно рыжую красавицу белочку, грызущую золотые орешки, отпечатались бы в памяти эти строки?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд...
А Павел Петрович Бажов? Для многих ювелиров именно прочитанные в детстве сказки Бажова стали проводниками в загадочный и яркий мир минералов. В течение многих лет он странствовал по Уралу, беседовал с горняками и мастерами, местными старожилами и сказателями, записывал подробности, изучая работу гранильщиков, камнерезов, сталеваров, оружейников и других мастеровых. Оттого сказки Бажова кажутся такими настоящими – в них реальные судьбы, природа Урала и, конечно, россыпи прекрасных самоцветов. Вот же они, только руку протяни! Найденные ли мастером Данилой в подземных угодьях Хозяйки Медной горы или рассыпанные озорным козленком Серебряное копытце, эти волшебные дары предназначались для простых людей с добрым сердцем и чистыми помыслами.
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие. К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются».
Красочное описание Павла Петровича стало для многих минералов своеобразным рекомендательным письмом в мир драгоценных камней. Например, малахит рекомендуют носить добрым людям для восполнения внутренней энергии.
Знали толк в красивых декорациях и французы. Одна из самых известных сказок Графини Д’Ольнуа (1650-1705) называлась «Белая Кошка» и по сути является родственницей нашей «Царевны-лягушки». Из-за определенных гастрономических предпочтений французы не могли выбрать на роль главной героини зеленую квакуху, а вот пушистая белоснежная кошечка идеально подошла для образа заколдованной королевы, в которую влюбится прекрасный принц.
Сказочница использовала драгоценные камни в огромных количествах, чтобы живописно рассказать о кошачьем дворце: «Ворота были из чистого золота и украшены карбункулами, которые освещали все вокруг своим ярким и чистым светом. Этот-то свет и увидел издали принц. Стены были из прозрачного фарфора, и на них разноцветными красками изображена история фей от сотворения мира до новейших времен… Он вошел в гостиную, выложенную перламутром, а потом и в другие покои, украшенные каждый по-своему таким множеством картин и драгоценностей, что принц был просто ослеплен. Тысячи огней, горевших в гостиной от пола до потолка, заливали своим светом и часть других комнат, хотя в тех тоже не было недостатка в люстрах, жирандолях и полочках, на которых стояли свечи, – словом, великолепие было такое, что трудно было поверить собственным глазам».
Драгоценное убранство в этой сказке символизируют королевское происхождение и богатство. Развязка истории в целом вас не удивит, но в деталях сказка разительно отличается от привычного нам варианта. Так, королева, принявшая в конце облик прекрасной девушки, решительно попросила у престарелого короля руку и сердце его наследника, предложив обогатить королевские владения принадлежавшими ей землями.
Магическую привлекательность драгоценных камней авторы охотно вплетают в сюжетную канву и сегодня, когда придуманы все мыслимые и немыслимые литературные приемы для удержания внимания читателя. Как и раньше, они мгновенно зажигают фантазию своими разноцветными огоньками, увлекая в мир приключений. Современная сказочница Антонина Дельвиг придумала подземный город дивной красоты: «Стены всех без исключения домиков сложены из серебряных кирпичиков. В окнах вместо стекол - затейливые витражи из прозрачных драгоценных камней. Когда в домах зажигают свет, город начинает светиться разноцветными огнями. Блики света ложатся тогда на серебряные стены причудливых домов, деревья и кустарники, которые здесь, в пещере, не живые, а вырезаны из ценнейшего изумруда, и кроны их на просвет мерцают разнообразнейшими оттенками зеленого. Отблески витражей расцвечивают хрустальные булыжники мостовой, которая сияющей змеей извивается по холмам меж домов и, вытянувшись затем вдоль озера, поднимается на горку к королевскому замку. Островерхие его башни покрыты вместо черепицы ограненными алмазами. Когда свет падает на его крыши, сияние драгоценных камней освещает всю пещеру».
Вам уже хочется узнать продолжение? Ищите историю про королевство юрких ящериц в сказке «Колдовской сапфир».
И, конечно, я не могла не вспомнить о человеке, который открыл мир фэнтези даже для тех, кто считал себя безнадежно взрослым и утомительно серьезным человеком. Толкин, создавая свою литературную мифологию, уделил большое внимание наряду с географией, ботаникой, хронологией, историей, лингвистикой и теме минералов. В его текстах можно встретить алмаз, изумруд, сапфир, рубин, горный хрусталь, опал, берилл, топаз, гранат, аметист, халцедон и его разновидности, нефрит, малахит, лунный камень, жемчуг, янтарь, коралл и гагат.
Что удивительно, в самых ранних текстах Толкина практически все самоцветы, за исключением жемчуга, это не природные образования, а творение эльфов. Причем материалами для изготовления самоцветов оказываются самые неожиданные вещи: от лепестков роз для рубинов и гранатов до воды и воздуха для изумрудов и сапфиров. Поистине лингвистический гений и безнадежный романтик!
Драгоценные камни и минералы издревле привлекали людей красотой, игрой цвета и света, редкостью, твердостью. Они упоминаются практически во всех древнейших священных и поэтических текстах народов мира в качестве вожделенных сокровищ, редких артефактов и магических амулетов. Воплощая в себе тайну и силу природы, они стали волшебным мостиком между миром придуманным и реальным.
Наталья Оринго