Говорят, в Америке существует негласное правило с более чем вековой историей — согласно ему населённый пункт официально перестаёт числиться таковым, когда в нем закрывается библиотека. То есть город в США может смириться с потерей школы или полицейского участка, но без книг, увы, обойтись не может.
Возможно благодаря такому вниманию со стороны общества, библиотек в штатах и сейчас больше, чем всех филиалов McDonald's вместе взятых, и они невероятно популярны. Сегодняшняя история об изобретении, благодаря которому даже самые отдаленные городки и пригороды еще долго будут светиться на географических картах.
Передвижные библиотеки стали логичной придумкой своего времени. В XIX веке в результате научных открытий и систематизации знаний изменилась картина мира, наука и культура начали идти бок-о-бок, стимулируя свободу научного, технического и культурного творчества. Значительно выросла роль ученых, как проводников собственных идей. Но, излагая тему сложным научным языком, авторы неизбежно сталкивались с отсутствием понимания у аудитории. Так появился новый жанр — «научно-популярная литература», массовому распространению которого мешала низкая грамотность населения. Следует уточнить, что история библиотек к тому времени исчислялась тысячелетиями, но публичные книгохранилища к концу XIX достигли определенной черты своего развития. Система пропаганды знаний требовала новых форм и ею стала передвижная библиотека.
Это способ снабжения печатными изданиями читателей при помощи различных передвижных средств. Вначале были тележки с животными, сейчас это современные автобусы и трейлеры, располагающие всеми удобствами для отдыха с интересным томиком в руках. Услуги передвижных библиотек были и остаются востребованными в отдаленных населенных пунктах, домах престарелых, поселениях этнических групп.
Считается, что первый книгомобиль, а точнее запряженная лошадьми повозка, появился в английском Уоррингтоне в конце 1850-х годов. В Соединенных Штатах первую передвижную библиотеку заметили на дорогах в 1904-м году, в штате Мэриленд. По инициативе директора Общедоступной библиотеки округа Вашингтон (штат Мэриленд) был изготовлен фургон на конной тяге, в середине которого располагались ящики с книгами, а по бокам крепились книжные полки.
Первый в Америке книжный автомобиль («книжный вагон», букмобиль — грузовик «Ford» модели Т) появился в 1912 году и принадлежал библиотеке Эверетта. Автомобилю дали прозвище «Пегас» в честь лошади из популярного романа «Парнас на колесах» о странствующем продавце книг. Дальнейшее развитие автомобилестроения подарило миру множество разнообразных моделей букмобилей. Это были специально разработанные автомобили, а не переоборудованная для нужд библиотек техника. Интерес к книжным машинам помимо Ford имели такие крупные компании как Renault, Citroen, Mercedes.
Презентация букмобиля на парижской выставке
Каждый букмобиль мог похвастать современным и высокотехнологичным оборудованием. Например, канадские букмобили 1930-х годов перевозили около трехсот книг в ящиках, расположенных в багажнике, которые после установки в течение двух минут становились книжными полками. Пользоваться услугами букмобилей было легко и удобно, потому они бысто завоевали любовь читателей. Вот вы, например, когда в последний раз видели очередь у библиотеки?
Современные передвижные библиотеки оснащаются практически всеми средствами связи и используют самые передовые компьютерные технологии. В салоне букмобиля 21 века может быть кондиционер, небольшой холодильник, микроволновая печка, кофеварка и туалет.
Самые технологичные участвуют в смотр-конкурсе библиобусов стран-участниц Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений.
Страны Азии не столь быстро развивались в техническом плане, но тягу к знаниям у людей это не останавливало. В Индии в начале 20 века книги развозили на повозках, запряженных волами. В странах Африки и Латинской Америки привычным транспортным средством были ослы, мулы и ламы. В качестве передвижных библиотек для жителей труднодоступных уголков Кении до сих пор используют верблюдов. В Венесуэле книги доставляют в горные районы на ослах и мулах.
В Таиланде для транспортировки книг в отдаленные районы использовали слонов. Книжный маршрут одного такого перевозчика мог занимать до двадцати суток, зато с какой радостью «книжных» слонов встречала ребятня в каждой деревне! А вот австралийские библиотекари пригласили в помощники кенгуру. Быстрые, сильные ноги и вместительная сумка – что еще нужно библиотечному почтальону?
Так выглядят современные букмобили, а также их младшие «братья».
Встретить в детстве такое чудо на колесах сродни путешествию в сказку.
Учитывая тот факт, что в настоящее время к числу более или менее регулярно читающих книги людей относят себя лишь 43% украинцев, передвижные библиотеки могли бы стать важным шагом на пути к популяризации чтения. О субвенциях для развития передвижных библиотек говорить, увы, пока не приходится. В масштабах страны эту роль берут на себя издательства, организовывая встречи читателей с авторами книг даже в отдаленных уголках Украины. Но я верю, что когда-нибудь яркий букмобиль с качественными, интересными книгами притормозит и у наших дверей.
Наталья Оринго
slivka178
Втр, 30/03/2021 - 20:53
Loana
Втр, 30/03/2021 - 23:28