Среди многообразия ювелирных техник можно встретить и то, и другое. Я не решусь утверждать, в каком случае результат получается более эмоциональным и эффектным — в таких вопросах мы все полагаемся на собственный вкус. Сегодня поговорим о невероятных техниках, призванных объединять и связывать воедино — мокумэ-ганэ, инкрустация «камень в камне» и «камень в жемчуге».
Что?
Мокумэ-ганэ в переводе с японского 木目金/杢目金 означает «текстурированный металл» и представляет собой композиционный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов. В обработанном изделии получается декоративный узор, похожий на фактуру древесины.
Исторически техника мокумэ-ганэ использовалась в средневековой Японии для украшения оружия. Появилась она в конце XVII века благодаря мастеру по изготовлению самурайских мечей Денбею Шаоми. Почему мастер решил использовать сразу несколько металлов, думаю, сейчас знают единицы. По одной из версий, из-за дефицита драгоценных металлов им старались найти достойную замену, которая не умаляла бы благородства самурайского меча. Первые изделия мокумэ-ганэ изготавливались из сплава сякудо (шакудо), состоящего на 90−96% из меди и на 4−10% из золота, однако затем начали использовать и другие металлы: платину, палладий, серебро, никель, цирконий, титан, бронзу. Несколько листов различных металлов складывают слоями в определённой очерёдности, нагревают при определённой высокой, но не приводящей к их плавлению температуре, так, что металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение. Важно, что степень нагрева должна быть ровно такой, чтобы листы начали сплавляться между собой, но не переходили в жидкую фазу, образуя единую заготовку с четко выраженными границами между слоями. Сложность заключается в том, что у каждого металла температура плавления своя, и порой мастерам удается добиться самых невероятных сочетаний.
Полученный кусок металла многократно прессуется, режется, чеканится, куется, скручивается подобно тесту, чтобы внутренние слои оказались на поверхности и плоские границы улеглись в новый замысловатый рисунок. Каждый создаваемый узор уникален и получить пару одинаковых изделий просто невозможно.
Необычную технологию оценили ювелиры и теперь экзотические украшения в технике мокумэ-ганэ завоевали весь мир. Но по-прежнему истинное мастерство открывается лишь самым целеустремленным и талантливым.
Где посмотреть?
Минималистичные и авангардные украшения в доступном по мировым меркам сегменте предлагает каталонский дизайнер Jaume Labro. Одноименное ювелирное ателье находится в Японии, так что в подлинности используемых технологий можно не сомневаться.
За более причудливыми работами с ярким авторским стилем стоит обратиться в мастерскую Стивена Джейкоба. В паре с сыном он создает невероятные аксессуары!
А настоящим чародеем мокумэ-ганэ, если говорить о современной интерпретации, для меня является канадский ювелир Pierre-Yves Paquette. Он пошел дальше и научился заключать вкрапления металла в строгие линии и формы.
Что?
Инкрустация «камень в камне» представляет собой закрепку одного драгоценного камешка в массиве второго – драгоценного или поделочного. Размеры настолько точно просчитываются, а камни отшлифовываются до доли миллиметров, что конструкция кажется цельной и поистине нерукотворной. Это довольно старинный ювелирный прием, родом из Древнего Египта. Когда-то его использовали для декорирования камнем стен известной во всем мире мавзолея-мечети Тадж-Махал. Как понимаете, многие ювелиры современности успели попробовать свои силы в этом направлении.
Где посмотреть?
В своих самых узнаваемых творениях ювелирный дом Veschetti использует и эмаль, и инкрустацию в камне.
Творения Boucheron.
Tiffany и Lorenz Baumer.
И лишь швейцарский ювелирный дом Boghossian сделал такую закрепку своей визитной карточкой.
Также бренд создает украшения в модной технике Kissing Diamonds, когда бриллианты едва касаются друг друга, будто в легком поцелуе украдкой. Благодаря этому интересному дизайнерскому решению возрос спрос на плоские бриллианты и цветные драгоценные камни. В тандеме со сверкающими ограненными «собратьями» они выглядят куда привлекательнее.
Что?
Инкрустация драгоценных камней в жемчуг — ниша, работать в которой рискуют немногие. Все-таки за несколько веков жемчуг сникал славу одного из самых роскошных материалов, что прекрасен и совершенен от природы, без вмешательства человека и не требует огранки (хотя мода и здесь заявила о себе). Потому всяческие эксперименты с жемчугом воспринимаются адептами классики и элегантности скептически. Позволить себе такую вольность отваживаются ювелиры, выходцы из Азии, где жемчуг, так уж сложилось исторически, в изобилии.
Где посмотреть?
Если образно считать украшения Mikimoto прерогативой королев, то молодой бренд Tasaki — выбор бунтующих принцесс. Здешние ювелиры жонглируют жемчужинами будто заправские акробаты – распиливают пополам, чтобы затем составить двухцветные перлы, инкрустируют бриллиантами и дополняют нежные жемчужинки металлическими шипами.
Если интересует что-то уникальное, за пределами понимания человеческих возможностей, то вам в ювелирный дом Galatea. В широких кругах они знамениты своими резными жемчужинами. Дизайнер бренда, вьетнамский ювелир-художник Chi Huynh придумал способ выращивания необычных жемчужин. В качестве затравки он использует шарики из бирюзы, коралла и опала. Когда моллюск покроет шарик достаточным слоем перламутра, жемчужину извлекают. Следующий этап – фигурная резка перламутрового слоя, открывающая взору «каменное» сердце жемчужинки. И в заключение закрепление бриллианта. Все, эффектная жемчужинка готова, теперь она вместе с сотнями таких же украсит кольцо, серьги или браслет.
Свои самые смелые дизайнерские идеи Chi Huynh реализует на всевозможных ювелирных конкурсах и без призов, как правило, не уходит.
Для этого кольца в форме лотоса Chi Huynh распилил две 16-миллиметровые таитянские жемчужины пополам, вынул затравку, вырезал из перламутровых чашечек лепестки, покрыл изнутри чистым золотом 999 пробы и поместил внутрь 10-миллиметровую жемчужину.
А эта подвеска «Капля нектара» сделана из 15-миллиметровой таитянской жемчужины, инкрустированной розовым турмалином, рубинами, цитринами и желтой бриллиантовой крошкой. В дизайне цветка использована эмаль.
Какая из ювелирных техник впечатлила вас больше остальных?
Наталья Оринго
LaVanda
Втр, 19/01/2021 - 15:32
Kell
Втр, 19/01/2021 - 15:41
galina_К
Втр, 19/01/2021 - 15:59
Вера Морозова
Втр, 19/01/2021 - 16:05
Ipapizh
Втр, 19/01/2021 - 16:54
Оринго
Втр, 19/01/2021 - 17:21
А об этом агате подробнее можно прочитать здесь (в тексте и в комментариях).
Ipapizh
Втр, 19/01/2021 - 19:04
SEMENOVNA89
Втр, 19/01/2021 - 20:21
Cleona
Втр, 19/01/2021 - 22:33
Cvetochnayafeya
Ср, 20/01/2021 - 08:40