Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Создаем с любовью: пространство города вокруг нас

Урбанизм… звучит монументально и глобально. Воображение рисует сложные схемы дорог, дома, мозаикой уложенные в причудливые фигуры. И кажется, что это большое и сложное зависит от кого-то смотрящего сверху и планирующего, как город будет разрастаться дальше. Будто всё уже за нас решили, только заходи и живи.

Но ведь хочется и самому внести свою лепту в пространство для жизни — и это вполне естественное желание отвечает идеям нового урбанизма.

Новый урбанизм — идеология, которая сформировалась в последние десятилетия двадцатого века. Ее последователи выступают за создание компактных и разнородных жилых районов с уникальными общественными пространствами. В противовес грандиозным градостроительным проектам они предлагают прагматично оценивать планировку города с точки зрения функциональности и реалистичности. И одновременно требуют рассматривать каждый элемент в контексте единой городской инфраструктуры.

380fc8782e22f6810d98670dd82e7cc7.md.jpg

Проект Coal Drops Yard в Лондоне, чтобы создать оживленные общественные пространства в постпромзоне рядом с King’s Cross

 

Важной концепцией в новом урбанизме является placemaking (англ.) — «создание общественного места». Один из его авторов, Уильям Холлингсуорт «Холли» Уайт, более шестнадцати лет наблюдал за уличной жизнью Нью-Йорка, чтобы на основании этих исследований сформулировать рекомендации по планированию городов.

Однако принципы placemaking предполагают не только наблюдение за людьми, но и их активное участие: те, кому предстоит пользоваться местом, и будут формировать его облик. Проектирование должно осуществляться в результате в том числе и общей работы местных жителей, а не насаждаться административным решением, а используемые формы определяют выполняемые местом функции.

ad7faa52d6419ef182761a38234d881f.md.jpg

Маркет сквер, Питтсбург

 

Создание места требует общей идеи о том, чем будут заняты находящиеся в нем люди. При этом практическая работа выполняется отдельными последовательными этапами и никогда не прекращается: ведь общество развивается, и его потребности не остаются неизменными. Основной функцией общественного места Холли Уайт считал социальную: оно должно служить посредником между незнакомцами, побуждая их общаться друг с другом. А «социальность» означает, в том числе, инклюзивность, поэтому хорошее место одинаково привлекательно для людей любого возраста и пола.

Постепенно были сформулированы основные характеристики идеального общественного места: в первую очередь, это открытость (большое количество женщин, детей и пожилых людей, социальные связи, добровольческие инициативы, вечернее использование, оживленная уличная жизнь). А также разнообразие видов использования: местный бизнес, землепользование, розничные продажи, сдача в аренду. Кроме того, важен комфорт: гигиеничность, сохранность застройки, хорошая экология, низкая преступность. И последнее — доступность (наличие парковки, общественного транспорта, пешеходных и велодорожек).

4ffe21d04b57b4ec16361b2426cd05fa.md.jpg

На фото: колье "Образ дома"

 

Холли Уайт вместе со своим учеником Фредом Кентом основали в США неправительственную организацию Project for Public Spaces (PPS), которая сформулировала 11 принципов плэйсмейкинга. На них должен будет опираться тот, собирается облагораживать место: при этом плэйсмейкинг — это не обязательно что-то грандиозное, требующее многомиллионных вложений.

Многое для развития этого направления сделал Ян Гейл — датский архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена, который был сосредоточен на улучшении качества жизни в городах путём переориентации городского дизайна на пешеходов и велосипедистов. Работы Яна Гейла позволили сформулировать критерии качества общественного места, основанные на трех принципах:

Во-первых, хорошее место должно быть защищенным от транспорта, злоумышленников и неблагоприятных условий окружающей среды. Во-вторых, оно должно быть удобным: легко доступным и не создающим дискомфорта при длительном пребывании. Удобство предполагает места для сидения, хороший обзор, возможность разговаривать и делать все, чем могут захотеть заниматься люди в общественном месте, как в одиночку, так и компаниями. И в-третьих, посетители такого места должны получать удовольствие от красивой архитектуры и приятных особенностей климата. При этом важно, чтобы люди не ощущали себя потерянными, оторванными друг от друга — общественное место должно быть спроектировано «в масштабе человека».

0356d08a9376a814b7bfc60a71de242a.md.jpg

Парк Суперкилен в Копенгагене, Дания

 

Ян Гейл утверждает, что нельзя создать хорошее общественное место раз и навсегда: оно неизбежно меняется, и эти изменения должны быть изменениями к лучшему. Он приводит пример площадь Таймс-сквер в центре Манхэттена, часть которой в 2009 году освободили от дорожного движения. Вскоре пешеходную зону заполонили уличные артисты, просившие денег у прохожих: их стало так много, что некоторые представители власти предлагали вернуть на площадь автомобили, создающие, по их мнению, меньше неудобств. Задачу удалось решить, выделив специальные зоны, в которых запрещено мешать свободному проходу.

Послушать о placemaking хорошо, а посмотреть своими глазами куда лучше: например, в Лондоне часть Трафальгарской площади отделили для пешеходов, и она стала более популярным местом для посещения и развития вечерней жизни.

2c5141e1399fa5b7bf2a48a0ec9910e8.md.jpg

Трафальгарская площадь

 

В Нью-Йорке Брайант-парк, расположенный рядом с библиотекой, оборудовали стульями, чтобы в солнечную погоду люди могли выходить из здания и читать книги на свежем воздухе, разговаривать и общаться.

de8d5071c0d92533f9474f1332664d34.jpg

Брайант-парк

 

Примеры могут быть и совсем маленькими: небольшие стильно оборудованные места для отдыха посреди города.

233327846336d0d400a0878a012d30f4.jpg

Одна из улиц в Чикаго

 

Плэйсмейкинг не всегда означает создание чего-то нового, но иногда — возрождение старого. Так был восстановлен Восточный рынок в Детройте, при этом администрация рынка специально регулирует соотношение фруктов/овощей и других товарных предложений, оказывая поддержку более чем 200 продавцам обычных продуктов и около 50 торговцам деликатесами, чтобы привлечь как можно более широкий круг клиентов.

e9974465ad7f32d2e5083aac5109d189.md.jpg

Восточный рынок в Детройте

 

А что вам хотелось бы облагородить в нашем городе? Начать можно с малого: с райончика, где вы живёте, работаете, или даже с неприметной остановки, мимо которой ходите каждый день. Давайте помечтаем! Ведь мечты имеют свойство превращаться в реальность улыбка

Алёна Минакова для Оринго оринго 2