Урбанизм… звучит монументально и глобально. Воображение рисует сложные схемы дорог, дома, мозаикой уложенные в причудливые фигуры. И кажется, что это большое и сложное зависит от кого-то смотрящего сверху и планирующего, как город будет разрастаться дальше. Будто всё уже за нас решили, только заходи и живи.
Но ведь хочется и самому внести свою лепту в пространство для жизни — и это вполне естественное желание отвечает идеям нового урбанизма.
Новый урбанизм — идеология, которая сформировалась в последние десятилетия двадцатого века. Ее последователи выступают за создание компактных и разнородных жилых районов с уникальными общественными пространствами. В противовес грандиозным градостроительным проектам они предлагают прагматично оценивать планировку города с точки зрения функциональности и реалистичности. И одновременно требуют рассматривать каждый элемент в контексте единой городской инфраструктуры.
Проект Coal Drops Yard в Лондоне, чтобы создать оживленные общественные пространства в постпромзоне рядом с King’s Cross
Важной концепцией в новом урбанизме является placemaking (англ.) — «создание общественного места». Один из его авторов, Уильям Холлингсуорт «Холли» Уайт, более шестнадцати лет наблюдал за уличной жизнью Нью-Йорка, чтобы на основании этих исследований сформулировать рекомендации по планированию городов.
Однако принципы placemaking предполагают не только наблюдение за людьми, но и их активное участие: те, кому предстоит пользоваться местом, и будут формировать его облик. Проектирование должно осуществляться в результате в том числе и общей работы местных жителей, а не насаждаться административным решением, а используемые формы определяют выполняемые местом функции.
Маркет сквер, Питтсбург
Создание места требует общей идеи о том, чем будут заняты находящиеся в нем люди. При этом практическая работа выполняется отдельными последовательными этапами и никогда не прекращается: ведь общество развивается, и его потребности не остаются неизменными. Основной функцией общественного места Холли Уайт считал социальную: оно должно служить посредником между незнакомцами, побуждая их общаться друг с другом. А «социальность» означает, в том числе, инклюзивность, поэтому хорошее место одинаково привлекательно для людей любого возраста и пола.
Постепенно были сформулированы основные характеристики идеального общественного места: в первую очередь, это открытость (большое количество женщин, детей и пожилых людей, социальные связи, добровольческие инициативы, вечернее использование, оживленная уличная жизнь). А также разнообразие видов использования: местный бизнес, землепользование, розничные продажи, сдача в аренду. Кроме того, важен комфорт: гигиеничность, сохранность застройки, хорошая экология, низкая преступность. И последнее — доступность (наличие парковки, общественного транспорта, пешеходных и велодорожек).
На фото: колье "Образ дома"
Холли Уайт вместе со своим учеником Фредом Кентом основали в США неправительственную организацию Project for Public Spaces (PPS), которая сформулировала 11 принципов плэйсмейкинга. На них должен будет опираться тот, собирается облагораживать место: при этом плэйсмейкинг — это не обязательно что-то грандиозное, требующее многомиллионных вложений.
Многое для развития этого направления сделал Ян Гейл — датский архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена, который был сосредоточен на улучшении качества жизни в городах путём переориентации городского дизайна на пешеходов и велосипедистов. Работы Яна Гейла позволили сформулировать критерии качества общественного места, основанные на трех принципах:
Во-первых, хорошее место должно быть защищенным от транспорта, злоумышленников и неблагоприятных условий окружающей среды. Во-вторых, оно должно быть удобным: легко доступным и не создающим дискомфорта при длительном пребывании. Удобство предполагает места для сидения, хороший обзор, возможность разговаривать и делать все, чем могут захотеть заниматься люди в общественном месте, как в одиночку, так и компаниями. И в-третьих, посетители такого места должны получать удовольствие от красивой архитектуры и приятных особенностей климата. При этом важно, чтобы люди не ощущали себя потерянными, оторванными друг от друга — общественное место должно быть спроектировано «в масштабе человека».
Парк Суперкилен в Копенгагене, Дания
Ян Гейл утверждает, что нельзя создать хорошее общественное место раз и навсегда: оно неизбежно меняется, и эти изменения должны быть изменениями к лучшему. Он приводит пример площадь Таймс-сквер в центре Манхэттена, часть которой в 2009 году освободили от дорожного движения. Вскоре пешеходную зону заполонили уличные артисты, просившие денег у прохожих: их стало так много, что некоторые представители власти предлагали вернуть на площадь автомобили, создающие, по их мнению, меньше неудобств. Задачу удалось решить, выделив специальные зоны, в которых запрещено мешать свободному проходу.
Послушать о placemaking хорошо, а посмотреть своими глазами куда лучше: например, в Лондоне часть Трафальгарской площади отделили для пешеходов, и она стала более популярным местом для посещения и развития вечерней жизни.
Трафальгарская площадь
В Нью-Йорке Брайант-парк, расположенный рядом с библиотекой, оборудовали стульями, чтобы в солнечную погоду люди могли выходить из здания и читать книги на свежем воздухе, разговаривать и общаться.
Брайант-парк
Примеры могут быть и совсем маленькими: небольшие стильно оборудованные места для отдыха посреди города.
Одна из улиц в Чикаго
Плэйсмейкинг не всегда означает создание чего-то нового, но иногда — возрождение старого. Так был восстановлен Восточный рынок в Детройте, при этом администрация рынка специально регулирует соотношение фруктов/овощей и других товарных предложений, оказывая поддержку более чем 200 продавцам обычных продуктов и около 50 торговцам деликатесами, чтобы привлечь как можно более широкий круг клиентов.
Восточный рынок в Детройте
А что вам хотелось бы облагородить в нашем городе? Начать можно с малого: с райончика, где вы живёте, работаете, или даже с неприметной остановки, мимо которой ходите каждый день. Давайте помечтаем! Ведь мечты имеют свойство превращаться в реальность
Алёна Минакова для Оринго