Когда вы слышите слово «стиль», какой человек всплывает в памяти первым? Коко Шанель, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро? Я вот неожиданно поймала себя на мысли, что это Сальвадор Дали.
Противоречивая фигура гения при жизни, который со знанием дела шокировал публику и делал на этом немалые деньги — имя Дали до сих пор на слуху у всех, даже тех, кто не интересуется живописью в целом и сюрреализмом в частности. Его творчество словно щупальцами дотягивалось до самых разных областей, от кинематографа до дизайна мебели. И как же мог мастер стиля и эпатажа обойтись без ювелирных украшений?
«Ювелирно оформленные вещи – украшения, медали, кресты, предметы искусства были задуманы не для того, чтобы храниться мертвым грузом в бронированной камере. Они были созданы, чтобы радовать глаз, поднимать дух, будить воображение и выражать убеждения», — одна из цитат Дали, которые сопровождают коллекцию украшений его авторства в его театре-музее в Фигерасе. Без публики, без контакта с живыми зрителями вся красота этих изделий потеряла бы смысл. Значит, сам зритель превращается, в конечном счете, в художника. Его взгляд, сердце, ум, улавливая, в большей или меньшей степени понимая намерение создателя и сливаясь с ним, вдыхают жизнь в эти ювелирные изделия.
Всего существует только тридцать девять украшений, созданных Дали — конечно, он не делал их сам, этим преимущественно занимался нью-йоркский ювелир Карлос Алемани, но и назвать Сальвадора просто дизайнером язык не поворачивается: он не только рисовал эскизы, он создавал концепции, транслировал свои идеи через украшения, а ещё лично выбирал материалы, камни и металлы, продумывал механизмы движения.
Одно из самых знаменитых украшений — «Королевское Сердце», выполненное с бьющейся сердцевиной. Дали посвятил механическое сердце коронации Елизаветы II, где рубины в центре символизируют сердце королевы, которое бьётся за весь её народ, а золото вокруг символизирует народ, который поддерживает свою королеву. На идею натолкнула его вечная муза Гала — когда он спросил: «Что ты хочешь, сердце моё? Чего ты желаешь, сердце моё? ─ Бьющееся сердце из рубина!» — ответила она.
История сотрудничества Дали и уроженца Буэнос-Айреса ювелира Карлоса Алемани началась в 1950-е, хотя создавать эскизы для ювелирной коллекции художник начал ещё в 1941, когда они только познакомились. Они творили вместе и тесно дружили до 1971 года, и это тонкое взаимопонимание между художником и мастером дало миру совершенно неожиданные шедевры. Тридцать семь из тридцати девяти украшений были созданы по эскизам Дали при его жизни, и два — после смерти. Все они притягивают взгляд не блеском камней, а концептуальностью, идеями, которые хотел выразить художник, и мастерством ювелира. Статичные или механические, они удивляют неожиданностью и парадоксальностью форм и образов: бриллиантовые лепестки тянут вверх свои пальцы в творении «Живой цветок», аметистовые виноградины чередуются с золотыми черепами в «Гроздьях бессмертия», а антропоморфные листья с прожилками блестят ногтями-рубинами. «Я вижу человеческие формы в деревьях, листьях, животных; животное и растительное – в человеческом», — говорил мастер.
«Живой цветок»
«Гроздья бессмертия»
В эпоху, когда ставка делалась на всё материальное и утилитарное, Дали хотел создавать вещи, которые демонстрируют мастерство автора, а не ценность самого материала: «Я стремлюсь к тому, чтобы искусство мастера оценили таким, какое оно есть: дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху возрождения». Его создание «Кровоточащий мир» пронизано скорбью мира, раздробленного на войну и хаос. Жемчужная стрела в медальоне, который художник посвятил войне, является символом любви Христа и ожиданием мира.
«Кровоточащий мир»
Губы и глаза — бессменная тема Дали, также присутствовала в его украшениях. «Глаза времени» говорят о том, что человек не способен убежать от своей судьбы. Складывается впечатление, что изображенные глаза пристально следят за настоящим и будущим человека. Для его создания швейцарская фирма создала суперточный механизм, такой же уникальный, как само украшение, чтобы он не сбивался.
«Глаза времени»
«Рубиновые губы с зубами, как жемчуг»
Анализируя произведения Сальвадора Дали, известные художники приходили к выводу, что из его образов невозможно исключить никакую деталь. Продолжение его самого и его идей, эти украшения стали воплощением ювелирного сюрреализма.
На фото: серьги "Флюид" с кубическим цирконием
Алёна Минакова для Оринго
Lina2018
Чт, 22/10/2020 - 18:41
Nifli
Чт, 22/10/2020 - 19:43
Cvetochnayafeya
Пт, 23/10/2020 - 08:40
Cleona
Пт, 23/10/2020 - 10:05
Minakova
Пт, 23/10/2020 - 12:57
Minakova
Пт, 23/10/2020 - 12:59
Minakova
Пт, 23/10/2020 - 13:01
Minakova
Пт, 23/10/2020 - 13:05