Архитектура Средневековья подарила нам немало величественных сооружений. Своды соборов, витражные окна, острые шпили — у подножия готических зданий чувствуешь себя крошечной песчинкой перед лицом Создателя. Человеческий век так скоротечен, в отличие от стен храмов и крепостей, что помнят не одно столетие.
Безмятежно и долго любоваться творения древних зодчих мешают разве что сотни бдительных каменных глаз. Под тяжестью взгляда химер и горгулий, безмолвных хранителей готических сооружений, робеют самые уверенные туристы. Что уж говорить о людях времен средневековья, в котором диковинным образом сплелись вера и суеверия, а за научные изыскания можно было сгореть заживо на костре.
Каменные фигуры, возвышающиеся под кровлей соборов, ясно давали понять — мир полон зла и опасностей и только в стенах церкви грешники могут найти спасение. А сомневающимся рассказывали поучительную легенду о злобном драконе. Согласно ей неподалёку от Реана, в логове на берегу Сены жил то ли змей, то ли дракон по имени Gargouille, промышляющий террором местных жителей. Одолеть его было непросто, так как дракон был хитр и коварен — мог поджарить непрошенного гостя столпом огня, а мог затопить целую деревню потоком бушующей воды. Вот и разбери теперь, как одолеть такого хамелеона.
Даже регулярные жертвы не усмиряли воинствующего змея. Не в силах боле терпеть такого соседа, побороть злодея решил епископ Роман. Оказалось, что гигантский зверь полностью теряет самообладание от святого креста и молитвы. Таким нехитрым способом Роман буквально загипнотизировал нечисть и привел ее к воротам города. Там дракона недолго думая зажарили, оставив по какой-то причине голову. Возможно в назидание и устрашение будущим драконам, решившимся бесчинствовать в окрестностях Сены. Голову прикрепили к стенам Руанского собора и, если верить легенде, с тех пор ни один дракон не посеял смуту во французских деревнях.
Но голова была одна, а церквей во Франции много. Вот и принялись люди защищать свои владения копиями Gargouille. Кто-то вырезал морду из дерева, кто-то высекал из камня. Так с течением времени уже ни один приличный дом в Европе не возводился без устрашающей морды, подпирающей кровлю.
А главное, у этого защитно-декоративного элемента остались драконьи повадки — после сильных дождей из пасти рукотворных горгулий лились потоки воды. Только теперь они несли не разрушительную силу стихии. Таким образом зодчие замаскировали водосток: поток воды, отведенный от стен здания через фигуру горгульи, не вредил постройке. В этом и состоит отличие горгулий от химер, у которых нет прикладного применения в архитектуре. По мере развития зодчества менялся и облик горгулий: от устрашающих драконов до вполне привычных человеческих образов, хотя и малосимпатичных. Зато теперь очевидно, где черпают вдохновение расиянские скульпторы, когда нужно наваять очередной памятник Аленушке.
Если зададитесь целью отыскать старинный водосток, стоит набраться терпения и уметь нестандартно мыслить. Иногда древние зодчие могли похулиганить и замаскировать трубу совсем не в голове фигуры.
Некоторые горгульи не прочь подразниться.
Хотя с наступлением эпохи Возрождения горгульи ушли в прошлое, старинные образцы, как и прежде, украшают памятники архитектуры. А если им вдруг потребуются услуги реставраторов, современные дизайнеры не прочь вдохнуть новую жизнь в старые очертания. И вот уже вместо пугающего чудища на вас глядит с фасада... Дарт Вейдер!
Наталья Оринго
celenitty
Втр, 19/07/2022 - 15:47