Всегда особенно приятно рассказывать о новых украшениях из клубной коллекции "Экслибрис". Поднимая сейчас занавес перед премьерным показом кольца, испытываю не только волнение, но и оптимизм, ведь в мире многие тысячи хороших книг и это значит, что у нашего Клуба ювелирно-литературного творчества нет границ. Пройдёмте же скорее к нашим окнам и посмотрим, кто сегодня гостит в "Экслибрисе"!
Ричард Бринсли Шеридан, англо-ирландский драматург и общественный деятель, прожил такую жизнь, что о нём самом хорошо бы романы писать и пьесы создавать... Правда, будут они не всегда комическими.
Родился он в Дублине, в семье актёра и писательницы, поэтому можно сказать, что склонность к драматургии была в крови. Его отец Томас Шеридан был не только актёром и театральным импрессарио, но и преподавателем риторики. И Ричард усердно постигал основы риторики, помимо изучения права и математических дисциплин. Наверняка, набор разноплановых знаний и предопределил его дальнейшую судьбу.
Но не только постижением наук была занята юность Шеридана. Когда ему было всего двадцать, семья Шериданов переехала в курортный город Бат, где Ричард начал играть на сцене и писать стихи. В Бате он познакомился с юной певицей Элизабет Анной Линли, девушкой талантливой и прекрасной во всех отношениях. Увы, не сразу всё сложилось в этой любовной истории, страсти бурлили, были дуэли, драмы и расставания.
Томас Линли, отец Элизабет, намерен был выдать дочь только за богатого дворянина, но юную певицу, в придачу к подобной установке, ещё и преследовал давний друг семьи, женатый повеса, капитан Томас Мэтьюс. Весной 1772 года Ричард Шеридан предлагает Элизабет сбежать и добравшись до Франции, они тайно обвенчались. И снова увы... Томас Линли нашел их во Франции и вскоре Элизабет пришлось вернуться под отцовский кров, так как он не признал их брак, а она была несовершеннолетней.
А летом 1772 года состоялась дуэль между Ричардом Шериданом и капитаном Томасом Мэтьюсом, написавшем газетную статью, порочащую Элизабет. Дуэли было даже две. Даже здесь драматизм судьбы Шеридана поражает. Первая дуэль должна была состояться в лондонском Гайд-парке, но из-за многолюдности выбранного места её пришлось перенести в таверну в Ковент-Гардене. Поединок был коротким и без кровопролития, Мэтьюс потерял свою шпагу и был вынужден попросить о пощаде и пообещать написать опровержение статьи. Но когда опровержение опубликовали и над Мэтьюсом начали смеяться, он отказался смириться с поражением и вызвал Шеридана на повторную дуэль. Ричард Шеридан, человек вспыльчивый и страстный, отказаться от повторной дуэли мог, конечно же, но не захотел, за что чуть не поплатился жизнью. Вторая дуэль была намного решительнее, оба дуэлянта сломали свои шпаги, но продолжали сражаться за честь и за жизнь. Они получили серьёзные ранения и Шеридан только чудом выжил, а Мэтьюс сбежал на почтовой карете...
Правда, напоминает же театральную историю?
Но уже в 1773 году влюбленный Шеридан вернул себе Элизабет и добился, чтобы их венчание было официально признано в Англии. Череда страданий была не напрасной. Семейная жизнь его состоялась, любимая жена родила двух детей и они прожили вместе почти двадцать лет.
В начале 1775 года Ричард Шеридан на сцене театра Ковент-Гарден поставил свою первую комедию "Соперники", которая имела бурный успех и принесла ему не только популярность, но и первую существенную сумму денег. Уже не злобный тесть Томас Линли даже стал соавтором Шеридана, написав к либретто "Дуэньи" музыку для оперы. Премьера "Дуэньи" с огромным успехом прошла в Ковент-Гардене в ноябре 1775 года и в течение сезона её ставили семьдесят пять раз. Деньги лились рекой...
И в 1776 году, всего в 25 лет, Шеридан стал совладельцем театра Друри-Лейн, старейшего театра Лондона. Написанная им "Школа злословия", одна из самых известных английских комедий нравов, острая сатира на общество интриганов и сплетников, впервые увидела свет на подмостках этот театра! Директором театра он оставался почти до самого конца жизни.
В общем, это был фурор, вершина успеха!
Кстати, сейчас Друри-Лейн активно реставрируют, чтобы вновь открыть весной 2021 года с диснеевским мюзиклом.
Есть литературный анекдот, что "Школа злословия" потребовала от Шеридана такой долгой и напряженной работы, что на последнем листе рукописи он вместо традиционного "конец" написал: "Кончил, слава богу!". И на что суфлер театра Друри-Лейн, долго ждавший окончательный вариант новой комедии, приписал внизу с не меньшим облегчением: "Аминь".
Как позже сказал Байрон, описывая заслуги Шеридана перед Англией: он смог создать лучшую комедию («Школа злословия»), лучшую оперу («Дуэнья»), лучший фарс («Критик»), лучшее похвальное слово («На смерть Гаррика»).
Ах, как бы могла сложиться в дальнейшем литературная судьба талантливейшего драматурга, но снова увы: в 1780 году политик победил писателя и Шеридан был избран в Палату общин. С этого момента и до самой смерти Шеридан был занят политической деятельностью и написал всего лишь одну трагедию "Пизарро". Ричард Бринсли Шеридан был Членом партии вигов и одним из лидеров своей партии, занимал разные высокие посты до 1812 года.
В 1792 году от туберкулёза умерла Элизабет и из жизни Шеридана ушел свет. Хотя он был ещё раз женат и вторая жена подарила ему сына, повторный брак не сложился и был откровенно несчастливым.
Чтобы сохранить театр, как источник доходов, в 1794 году Шеридан полностью его перестраивает, но и здесь судьба отвернулась от него - в 1809 году отреставрированный театр Друри-Лейн сгорает и вместе с театром сгорают остатки капиталов. Начинается новый спектакль на сцене жизни, с долгами и сползанием в нищету. Вынужденный уйти с поста директора Друри-Лейн, Шеридан разорился окончательно, ему пришлось распродать всё ценное из своего имущества. Когда в 1812 году его партия на выборах потерпела поражение, окончательно завершилась и политическая жизнь.
Однажды знакомые Шеридана встретили его, плачущего, когда тот нёс продавать прекрасный портрет своей покойной жены Элизабет, написанный знаменитым Гейнсборо. А молодой Байрон видел Шеридана, нерешительно топтавшегося у дверей Друри-лейн, восстановленного в 1812 году, куда он не решился войти.
В декабре 1815 года Шеридан заболел и уже почти не вставал с постели. Никто не навещал его, а незадолго до его смерти в пустую квартиру вошли судебные приставы и хотели отправить умирающего писателя в долговую тюрьму.
В июле 1816 года Шеридан умер. Умер в нищете, униженный, всеми оставленный и забытый. Бывшие парламентские соратники, спохватившись, успели пышно похоронить его с почестями в Вестминстерском аббатстве, в знаменитом Уголке поэтов. Гроб писателя несли мэр Лондона и пэры, а на следующий день Шеридан вновь был забыт.
Спустя многие годы памятник ему поставил поэт Томас Мур, тоже ирландец. Он же написал в адрес современников язвительные строки:
Умирал в одиночестве он, а у гроба
Будет очередь сильных и знатных стоять.
Вот их дружбы мерило, вот чести их проба,
О пустых этих душах мне больно писать…
Где вы были, когда он, голодный, зачах?
Свора знатных в несчастье его избегала.
Нынче пристав с поэта стащил одеяло –
Завтра лорд его гроб понесет на плечах!
*******
Как измерить жизнь творца? Существует ли шкала для подобной оценки? Годы любви, счастья и успеха компенсируют ли годы забвения и нищеты? Жалел ли о своих решениях писатель?
Подаренные миру яркие образы персонажей, искромётные фразы и тонкие, вневременные мысли не дают сомневаться в правдивости голоса автора:
"Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами..."
(Ричард Бринсли Шеридан)
Свет в окне его истории не гаснет, ведь этому человеку было что нам сказать. И его комедии не кажутся легкомысленными. Они ясно показывают, что люди двести лет назад и люди сейчас не особо отличаются. Прически, одежда, бытовые привычки - да, изменились. А вот внутри люди меняются так несущественно, что пьесы смело можно продолжать читать и смотреть.
"Пройдемте в сад, я покажу Вас розам.“
(Ричард Бринсли Шеридан)
Так мог ли угадать юный Ричард, ожидающий свою возлюбленную Элизабет под балконом и мысленно поющий ей серенаду, как сложится его судьба? Прочесть на страницах жизни взлёты, падения и признание заслуг, пусть и опоздавшее, но безоговорочное? Нет, конечно.
Влюблённые живут мгновением и вечностью одновременно, растворяясь во времени и друг в друге, летя всей душой на тот единственный огонёк в окне, ради которого и стоит рождаться на свет в любом веке.
*******
Простите меня за многословность, очень хотелось рассказать о столь мне симпатичном писателе, что чуть не позабыла о поводе для статьи, а ведь он такой замечательный! Премьера тройного кольца - ключевое событие недели, а то и всего читательского года. Скорее всего, премьеры в "Экслибрисе" на нём завершаются и дальше начнётся коллекция года.
За радость встречи с сегодняшним тройным кольцом "Свет в окне" мы должны поблагодарить Ольгу Александровну (Лелеока), в рамках тринадцатой драматургической сессии "Экслибриса" напомнившей нам о дивной комедии ситуаций, а также о чудесных старых фильмах с любимыми серенадами.
Слово автору эскиза:
"...Итак, «Дуэнья» Шеридана.
Юную красавицу отец хочет выдать за богатого, но не любимого. Любимый же благороден, но беден. Вечная тема! Брат девушки влюблён в её подругу, которую мачеха хочет сбыть с рук. И такие истории не раз и не два встречались в литературе. В детстве фильм был одним из моих любимых. Ах, как он мне нравился. Сейчас с удовольствием прочла оригинал, даже начинала слушать оперу (либретто Шеридана, музыка Прокофьева), но всё-таки Прокофьев – не мой любимый композитор. Естественно, что в фильме есть моменты приукрашенные. Антонио в первоисточнике, например, выдаёт некоторые «интересные» фразы, которых в фильме нет, так что симпатии мои со времён детства поугасли. Например,
Как присяга, но не боле,
Дружба связывает нас.
А веленья милых глаз
Равносильны божьей воле.
Гораздо понятнее ревность Фернандо к нему, ведь по сюжету Антонио – бывший поклонник возлюбленной Фернандо. Ну, и не забываем про горячую кровь не только в силу возраста, но и места событий.
А вот образ, который мне навеяло прочтение сродни обобщающему, навеян не только «Дуэньей», но и «Собакой на сене» и, наверное, большую роль всё-таки сыграла экранизация. Очень уж мне нравились серенады, прозвучавшие в этих картинах, пусть текст и отличается от оригинала, но на мой вкус сама песня от этого выиграла. А в детстве смеялась, что главное – не перепутать окно))) Да и рискованное это дело, оказывается. Так и из ночной вазы полить могут)
Вот и размышляла я о кольце 3 в 1, состоящем из балкона, окон и «света в окне»...
Мы с ювелиром-модельером Сергеем Дорошенко тоже поразмышляли над кольцом и пришли к выводу, что небольших деталей добавить стоит, а вот менять здесь ничего не надо. И получилось замечательно, на мой взгляд.
Кольцо связывает тройным узлом вчера, сегодня и завтра. Соединяет стены и воздух. Сплетает любовь, веру и надежду. Милое, нежное, изменчивое и при этом - совершенно честное и бескомпромиссное, как чувства открытых к миру сердец.
Пусть в окнах будет свет!
С любовью, Елена Маслова
Оринго
Втр, 24/11/2020 - 21:41
brenda
Втр, 24/11/2020 - 21:52
Lina2018
Втр, 24/11/2020 - 22:06
primula
Втр, 24/11/2020 - 22:12
Наталья Оринго
Втр, 24/11/2020 - 22:16
Olga-Helga
Втр, 24/11/2020 - 22:16
Snegius
Втр, 24/11/2020 - 22:20
Лелеока
Втр, 24/11/2020 - 22:24
Sunshine
Втр, 24/11/2020 - 22:28
КоТэ
Втр, 24/11/2020 - 22:29