Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Свист, узелки и узоры на коврах. Ищем тайные смыслы!

Язык, основанный на звучащих словах или условных письменных знаках — буквах, слоговых значках, даже иероглифах — для нас дело привычное. Но можно ли представить себе язык, основанный на совершенно других вещах — разноцветных узелках, узорах на ткани, или свисте? Возможно, где-нибудь в повестях у фантастов… или не только?

Сегодня вы узнаете о самых необычных знаковых системах, основанных на весьма неожиданных вещах!

В лингвистике есть такое положение: любой язык представляет собой знаковую систему, а у любого знака есть две стороны, как у монеты: сторона собственно знаковая — что он обозначает, какое понятие за ним стоит, и сторона материальная — к какому материальному носителю он привязан (вибрация голосовых связок, след чернил на бумаге или что-то ещё). Так вот, привычные нам материальные носители в виде слов и бумаги, конечно, удобны — иначе не пользовались бы такой популярностью по всему миру. Однако они — отнюдь не единственные.

 

Итак, познакомимся с первым необычным носителем информации — это… верёвочки с узлами. Да-да, возможно, кто-то догадался, о чём сейчас пойдёт речь. А кто не в курсе — те сейчас узнают. Узлы на разноцветных шнурках могут рассказать немало интересных вещей — сколько человек живёт в деревне и сколько в округе таких деревень, каков в этом году урожай, успешен ли был недавний военных поход, и даже как Луна и Солнце создали мир… Узелковой системой передачи информации — кипу —  с незапамятных времён пользовались инки — жители большой и величественной империи в Андских горах. Специально обученные люди — кипукамайоки, среди которых были счетоводы, сборщики податей, юристы и даже историки, «записывали» свои знания на разноцветных шнурках из шерсти ламы или альпаки.

055e825be81129e0239c157100c34c08.md.jpg

 

И если вы думаете, что с верёвками и узлами в смысле информативности особо не разгуляешься, то вы заблуждаетесь — кипу позволяли далеко не только подсчёт по числу узлов. У предприимчивых кипукамайоков в ход шло буквально всё, к чему так или иначе можно было привязать какую-то информацию: число узлов, длина шнура, цвет нити в шнуре (да, они окрашивались в почти десяток разных цветов, и у каждого было своё значение), сочетание цветов, форма узла, расстояния между узлами… Многочисленные и разнообразные сочетания всех этих признаков давали возможность «записать» почти что угодно! Обычно это была, впрочем, разная статистическая информация. Но если кипукамайок хотел запечатлеть в узлах что-то более сложное и интересное — например, миф — он мог дополнительно подвязывать к нити какие-то предметы, например, мелкие камушки, щепки или пучки шерсти. У каждого камушка или пучка тоже было своё особое значение — таким образом «инструментарий» кипу становился ещё шире!

Кипу использовалось в Андах ещё какое-то время после прихода конкистадоров — испанские священники даже принимали исповеди, «записанные» узелками. Потом, правда, спохватились и принялись уничтожать, объявив перед тем «магическим инструментом»… По счастью, немало кипу всё же уцелело — но, увы, не осталось тех, кто умел бы его читать, так что и по сей день узелковое письмо считается не расшифрованным до конца.

4b524c289b3caf3da5c20e7c34c998ca.md.jpg

a4faa59884d74913e8b113d51121c175.md.jpg

 

Второй носитель — пёстрые плащи. Задержимся ненадолго в Андах и посмотрим на ещё одну любопытную знаковую систему… а может, не систему… а может… в общем, загадочно всё. То, о чём сейчас пойдёт речь, называется токапу, по факту является большими, красиво расшитыми полотнами ткани. Токапу использовалось для изготовления парадных туник и накидок для инкской аристократии, делилось на тонкие полоски-пояса, а также нередко висело на стенах жилищ, почти как ковёр. И не было бы в этом ничего такого, ковёр как ковёр… если бы ещё конкистадоры не обратили внимание на то, что узоры на токапу больно уж необычные — квадратные. Более того, идут эти квадраты в строго определённом порядке. Тут-то испанцы и задумались, а не является ли это дело ещё одной индейской письменностью? Правда, решать лингвистические загадки им была неохота, а испанские священники и токапу принялись уничтожать так же рьяно, как и кипу… Так что, к сожалению, на сегодняшний день мы о токапу практически ничего не знаем, кроме того, что оно, собственно, было, и читалось, судя по всему, слева направо…

aaaca269213ab313d82ad75f4b0e4787.md.jpg

 

Ну, на самом деле не всё настолько печально. Среди испанцев-иезуитов была она весьма необычная персона, святой отец по имени Блас Валера Перес. Отец его был конкистадором, мать — дочерью инкского целителя (да, и такое бывало!). Он написал немало книг об инках, языке кечуа, но самой интересной является, пожалуй, труд под названием «Невиновный изгнанник Блас Валера своему народу Тауантинсуйу». Это ни что иное, как своего рода посвящение отца Валера Переса своему народу — инкам, которым он рассказывает об их истории, королях и, разумеется, о письменности токапу, которую даже частично дешифрует. Дешифровка его, впрочем, сама по себе выглядит загадочно: «Кильа, луна = 0; Инти, солнце = 1; Противоборствующие Силы и двойное кручение нити = 2»… Так что можно сказать, что ключи к токапу-то у нас есть — вот только пользоваться ими дано не каждому…

d0e0f86e77236d990ecd9339e59effd2.md.jpg

 

Третий носитель — свист. Перенесёмся из Анд на другой конец света — на Канарские острова. Канарские острова практически все представляют собой нагромождение скал и гор, изрезанных узкими долинами. Даже сегодня проложить в иных местах нормальные дороги крайне тяжело, а уж провести телефонную связь или интернет и вовсе фантастика… Но тем не менее, испокон века тут живут люди. И живут они отнюдь не в изоляции, прекрасно друг с другом общаясь. Но как же они это делают без телефона?

1df1e234df657eb2df4957fb588d34dd.jpg

Иллюстрации техник сильбо

 

Очень просто. Жители Канарских островов используют сильбо — свистящий язык. Да-да, не систему условных кодов, типа морзянки, а самый настоящий язык! На островах издавна жили гуанчи — загадочный народ, заслуживающий отдельной истории. Но в 16 веке на Канары пришли испанцы… и повторилась история ацтеков и инков. Часть гуанчей погибла, часть ассимилировалась, и от них испанцы узнали об удивительном свистящем языке, своего рода дубликате обычного гуанчского. Испанцам остроумное изобретение аборигенов понравилось, и они адаптировали его для испанского языка. Так и появился сильбо.

Чем же он так хорош? Да тем, что эхо в горах имеет свойство искажать практически любые звуки — так что перекрикиваться с горы на гору затея бессмысленная, эхо изменит слова до неузнаваемости. А вот резкие звуки, типа свиста, искажению не подвластны, к тому же, свист слышно на куда большие расстояния, чем голос. Носители сильбо — сильбадоры (буквально «свистуны») могут общаться друг с другом на расстоянии 5-6 км. И даже это не предел — умелым сильбадорам и десяток километров не помеха! На сегодняшний день сильбо, почти забытый в прошлом веке, переживает своего рода ренессанс — его преподают в школах, а среди носителей появляется всё больше молодёжи.

e773e077bc1d65104e892be28dcd5a8c.md.jpg

Бернар Ромен. El silbo gomero

 

Признаюсь, альтернативные знаковые системы завораживали меня всю жизнь (а началось все с детской сказки улыбка). Ведь получается, самое главное – хотеть передать и считать смысл, носитель же не так важен. Да, приятно осознавать, что на свете существует миллион способов договориться друг с другом!

 

Ольга Оринго

Cvetochnayafeya
Пт, 12/11/2021 - 18:23

Вспомнился язык цветов, активно использовавшийся в Европе пару столетий назад.
Patricia
Пт, 12/11/2021 - 23:43

Дякую за таку цікаву статтю! Моя цікавість до різного роду письмен теж почалася з казки Кіплінга, а потім до рук потрапила книга Віктора Драчука "Дорогами тисячоліть" і мені взагалі дуже захотілося стати археологом і дешифрувальником :) Дуже цікавим прикладом "таємного письма" є зображення на стінах будинків африканського племені басуто - в орнаментах зашифрована вся історія роду, всі важливі події. Правда прочитати її вже ніхто з сучасників не може, просто поновлюють, як декоративний розпис...