Многие из нас в своей жизни вдохновляются примерами великих людей - проявляют смелость, как Александр Македонский, решительность, как Юлий Цезарь, строят грандиозные планы, как Наполеон и любят кошек, как кардинал Ришелье. Большинству из нас свойственно выбирать образец, на который хочется равняться - а то и не один.
А нескончаемым источником таких образцов может послужить серия книг "Жизнь замечательных людей" или ЖЗЛ. Про эту серию вы наверняка слышали, и, возможно, думаете, что ничего особенно интересного про неё рассказать невозможно. Как бы не так! "Биография" этой серии вполне могла бы быть в ней же и описана. Приключений и перипетий в ней было не меньше, чем в жизни типичного героя ЖЗЛ.
Для начала - что это вообще за серия такая? Если, слыша словосочетание "Жизнь замечательных людей" вы представляете себе советский книжный шкаф, плотно набитый соответствующими книгами, то это, в принципе, справедливо, но не совсем правильно. Серия ЖЗЛ началась задолго до советского периода - в 1890 году. Идея издавать популярные биографии учёных и писателей принадлежала книгоиздателю и видному просветителю Флорентию Павленкову. Первой книгой в серии была биография Игнатия Лойолы, основатели ордена иезуитов... Почему - не совсем понятно, но интересно. Хватало в серии книг и о других достаточно сомнительных в моральном плане личностей, например, инквизиторе Торквемаде. Необычный выбор персонажей объяснялся изначальным значением слова "замечательный": "стоящий замечания, внимания, примечательный, необычайный или удивительный" (словарь Даля). Да, внимания что Торквемада, что Игнатий Лойола привлекли к себе немало.
А самыми популярными, выдержавшими несколько переизданий, оказались биографии Пушкина, Лермонтова и... Будды! Книги серии были небольшими и недорогими, чтобы их могли себе позволить гимназисты и студенты, основная целевая аудитория серии. И если Пушкина с Лермонтовым можно понять, то откуда у студентов такой интерес к Будде - загадка. Любопытно, кстати, что цену на книги Павленков отказывался повышать, выпуская некоторые тома даже в убыток себе. Что ж, студенты наверняка были ему за это признательны…
Книги были очень популярны, и небольшой томик с чьей-нибудь великой биографией обязательно лежал в сумке каждого уважающего себя студента. В любви к ЖЗЛ признавались многие люди, сами впоследствии ставшие не менее замечательными - например, Иван Бунин и Алексей Толстой.
"Ни одно из павленковских дел не может сравниться с тем огромным влиянием, которое оказала на русских читателей всех слоев, классов и рангов библиотека "Жизнь замечательных людей"" Н.А. Рубакин.
"Павленковская" серия выходила вплоть до 1922 года, а после на какое-то время прервалась. Точнее, вовсе прекратилась, и вряд ли бы возродилась, если бы не Максим Горький. Он загорелся идеей сделать что-то похожее на павленковские книги, только лучше, и принялся на работу - договорился с издательством, нашёл авторов, а сам принялся курировать новый проект. Так родилась та самая серия, которую мы знаем сегодня. И первой биографией в обновлённой серии стало жизнеописание Генриха Гейне. Далее последовали Менделеев, Песталоцци, Жорж Санд, братья Райт... Слово "замечательный" к тому моменту уже немного изменило свое значение – под ним начали понимать "выдающихся", "великих" личностей. Однако это не исключало присутствия в серии таких кровожадных деятелей как, например, конкистадор Писарро. Видимо, в этом плане Горький придерживался точки зрения мистера Олливандера, говорившего о Волан-де-Морте "Тот-Чьё-Имя-Нельзя-Называть сотворил много великих дел — да, ужасных, но всё же великих". Интересно бы было почитать том ЖЗЛ об этом персонаже!
В выпуске книг Горький принимал самое деятельное участие - следил за проектом в целом, придумывал, о ком писать, оценивал готовые биографии (не всегда справедливо - так, он отверг биографию Мольера, написанную Булгаковым, за то, что автор, дескать, очень уж выпячивает личное к Мольеру отношение). Последней книгой серии, которую Горький застал при жизни, была биография Наполеона - в каком-то смысле даже символично...
Томики ЖЗЛ 1930-х годов
В 1938 году родное издательство ЖЗЛ было расформировано, и серия перешла по наследству издательству "Молодая гвардия". Новое издательство подошло к делу ответственно и в полном соответствии со своим названием - решило превратить просветительскую серию во что-то вроде учебника для молодого поколения. Понятие "замечательности" изменилось снова – теперь в словаре Ожегова мы видим следующую трактовку: "Замечательный — исключительный по своим достоинствам".
С одной стороны, это было хорошо - издательство старалось подбирать для серии самых интересных персон и самых лучших авторов. С другой стороны - не очень, потому что из биографий нещадно выкидывалось всё, что издательство находило недостаточно замечательным и нравоучительным. Так, например, биографию Гоголя, со всеми его душевными метаниями, депрессией и страхами попросту отказались печатать - не должен Гоголь таким быть, и всё! Тираж книги уничтожили… И всё же в этот период в серии вышло множество прекрасных книг - не столько биографий даже, сколько увлекательных романов, восхищающих и вдохновляющих.
После 1990 года понятие "замечательности" снова наполнилось новым смыслом, приобретя дополнительную коннотацию "звездность" - и это привело к появлению откровенно "сырых" книг, реагирующих на злобу дня. По счастью, это уравновесилось отсутствием цензуры - книги стали менее дидактическими и более научными, а авторы начали писать о неоднозначных и сложных персонажах, которых трудно было ставить в пример молодому поколению (но которые не становились от этого менее замечательными). Например, о Зигмунде Фрейде, Джеймсе Джойсе и даже... царе Ироде! Серия наполнилась необычными персонами, новыми авторами, появились эксперименты с формой повествования – так, биография Фрейда написана в форме истории болезни, как если бы он сам был собственным пациентом. Стали появляться биографии тех, о ком раньше молчали, например – не могу об этом не упомянуть – воскресла из небытия уничтоженная книга А. Вронского о Гоголе.
Но самое ценное - книги серии ЖЗЛ по-прежнему воодушевляют и вдохновляют на великие дела.
Кстати, о великих делах и просвещении – предлагаю устроить небольшой флешмоб! У каждой книги серии ЖЗЛ есть номер - от 1 до 1838. В комментариях вы можете назвать любую цифру в этом промежутке (один комментарий – одна цифра). А мы случайным образом отберём пять цифр и в пятничном обзоре расскажем что-нибудь интересное о книгах с соответствующими номерами и их героях, разумеется!
Рассказ о выбранных персонажах здесь.
А еще предлагаю поделиться в комментарием вашем пониманием слова "замечательный" и тем, кого бы вы хотели видеть в этой серии?
Ольга Оринго
irisnatusia
Пнд, 22/02/2021 - 16:48
Елена Маслова
Пнд, 22/02/2021 - 16:55
Кстати, решила взять книгу из серии ЖЗЛ, которую не читала раньше и посмотреть, как сейчас пойдёт. Подвернулся у мамы в библиотеке "Томас Манн", написанный Соломоном Аптом в 1969-1971 годах. И что я могу сказать? Отличная книга. Читаю с удовольствием. Сагу о Будденброках читала лет в тринадцать, поэтому сейчас это какое-то особое чувство возвращения в то самое время знакомства с огромными книгами и странными героями.))
АЮ
Пнд, 22/02/2021 - 16:56
irisnatusia
Пнд, 22/02/2021 - 17:48
slivka178
Пнд, 22/02/2021 - 18:31
Mikurianka
Пнд, 22/02/2021 - 18:36
Sunshine
Пнд, 22/02/2021 - 18:48
Natasha Dziuba
Пнд, 22/02/2021 - 19:13
KEV84
Пнд, 22/02/2021 - 21:18
Люба70
Пнд, 22/02/2021 - 23:27