Мемы - это не только смешные картинки в интернете. Да и не каждая такая картинка - мем. Что это вообще такое и почему весь мир сходит с ума по мем-культуре, будем разбираться сегодня вместе с вами.
Понятие мема ввёл еще в 1976 году Ричард Докинз, этнолог, эволюционный биолог. Он предложил следующую аналогию: подобно тому, как биологически значимая информация закодирована в генах, культурно значимая информация также передаётся от человека к человеку и закодирована в определённые единицы. Собственно, и называть их Докинз предложил "мемами". Аналогия довольно простая, и сам Докинз позднее объяснял, что это скорее метафора, призванная пояснить теорию мема. Вот несколько общих утверждений, чтобы лучше понять, что такое мем:
В общем, чтобы не углубляться в научную терминологию, давайте примем за определение то, что мем - это определенная общеизвестная и общепонятная культурно значимая информация, которая передаётся от человека к человеку. Популярность - пожалуй, главное свойство мема. То, что никому не известно, мемом быть не может.
Тогда идём дальше. По сути, в культурном смысле история о том, как гуси спасли Рим, или страшилка о гробе на колёсиках, или песня про Мурку, которой покупались кольца и браслеты, - это всё мемы. Но с появлением интернета, а точнее, интернет-сообществ, эти самые единицы культурной информации стали передаваться гораздо быстрее и вышли за пределы небольших культурных групп. Глобализация сделала своё дело. В этой новой среде понятие "мем" сузилось. Интернет-мем стал базироваться прежде всего на юморе, ведь это универсальный язык, понятный сразу многим, а ещё юмор - хороший способ отделить "своих" от "чужих", что особенно важно, когда вокруг тебя миллионы пользователей Сети. Цель мема - вызвать эмоциональную реакцию и сократить дистанцию между людьми.
Интернет-мемы, а в разговорной речи просто мемы, мемчики, мемасики - это ссылки, изображения, разговорные конструкции или тексты, видео, которые можно быстро распространить. Среда их существования - блогосфера и форумы, социальные сети. Дальше путями межличностной коммуникации мемы расползаются между пользователями и выходят в офлайн. Очень важно понимать, что мем не существует вне контекста, он обязательно отсылает к персоне, к событию, к опыту. Именно поэтому одной социальной группе могут быть непонятны мемы, функционирующие в другой. Например, если вы хотите процитировать советскую киноклассику в обществе современных школьников, будьте готовы, что они просто не поймут половины смысла, заложенной в цитате. Просто потому, что вы привели мем из незнакомого контекста.
Процитирую интервью Светланы Шомовой, авторки книги "Мемы как они есть": "Собственно, принципиальной новизны жанра в мемах немного – они похожи порой на карикатуру, порой на символическое сообщение… В современных интернет-мемах – особенно успешных – немало загадочного; они – смешение игры, творчества, цифровой и смеховой культуры". Да, так и есть. Похоже, мемы - это наш новый способ рассказывать анекдоты.
Помните демотиваторы (картинки с псевдофилософскими подписями на чёрном фоне)? Их эпоха длилась несколько лет, а сейчас они совсем отмерли. Постепенно формат демотиватора переродился в просто картинку с подписью и потерял признаки жанра.
Параллельно с ними развивались фэйсы - примитивные персонажи, нарисованные в Paint. Они выражали определенную эмоцию, изображали забавную, знакомую всем ситуацию.
Или может, вспомните эдвайсы (разновидность комиксов с фразами, приписываемыми одному персонажу, на цветном фоне)? У каждого персонажа эдвайса был свой характер, и они тоже развивались в течении пары-тройки лет. Началось всё с собаки-советчицы, которая давала так себе советы... Её дело продолжили технически неподкованная утка, пингвин-социофоб, смелый волк, попугай-параноик и философский раптор.
Наш мозг любит экономить энергию, поэтому если что-то можно выразить ёмко и быстро, ему это понравится. Современный человек - носитель клипового мышления: мы мыслим быстрыми образами, которые сменяют друг друга на большой скорости. Поэтому и коммуникация между нами изменилась. Так что ещё одна интересная черта современных мемов - они живут и умирают буквально в течение пары дней. Сейчас шаблоном для мема может стать любая картинка - достаточно увидеть в ней что-либо смешное и сделать соответствующую подпись. Поэтому популярные шаблоны сменяют друг друга молниеносно: ещё вчера все пели о том, какой монетой надо заплатить Ведьмаку, а сегодня в тренде коты, которые всё уронили.
Мемы как культурное явление были с нами всегда. Интернет-мемы изменили сетевой юмор, сделали нашу жизнь веселее. Мемы похожи на рекламные слоганы: они короткие, чёткие, смешные и их легко воспроизвести. Возможно, листать ленту в поисках свежей картинки считается не самым интеллектуальным занятием, но почему бы и нет? Теперь можно делать это ещё осмысленнее, ведь теперь вы знаете немного больше мемной теории
А к практическим занятиям переходите в конкурс "Смайлик 2.0" - там можно шутить в дружественном сообществе, воспроизводя понятные вашему окружению мемы в очевидном контексте Проще говоря - там дружно, уютно и смешно Всё как мы любим!
А вы используете мемы в общении?
Анастасия Оринго