Как передать словами тишину? Как рассказать о молчании? Это непростая задача – и мы сейчас попытаемся в каком-то смысле побыть переводчиками и переложить на слова историю великого мастера молчания – Марселя Марсо.
Марсель Марсо – мастер очень редкого и необычного искусства – пантомимы. Единственное выразительное средство в пантомиме – пластика: никаких слов и даже никакого реквизита – у мима есть только собственное тело. Тем выразительнее и сильнее мимические постановки и спектакли.
Марсо считается одним из негласных символов французской культуры, однако мало кто знает, что знаменитый мим был евреем, причём с украинскими корнями – его мать была родом из Яблунева Ивано-Франковской области. Семейство Менгель (именно такова настоящая фамилия артиста) перебралось в Страсбург, спасаясь от погромов.
Марсель Марсо в молодости
Юный Марсель с самого детства демонстрировал тягу к искусству и уже в девять лет давал любительские представления, изображая своего кумира – Чарли Чаплина. Десятью годам позже, во время войны, его удивительный талант перевоплощения нашёл другое применение. Марсель сумел вывести в нейтральную Швейцарию несколько десятков еврейских детей, изображая на границе то тренера группы скаутов, то родственника кого-то из детей, то доброго прохожего, помогающего потерявшемуся мальчику… Он так убедительно перевоплощался, что всякий раз пограничники принимали его за разных людей!
После войны Марсель, взявший фамилию Марсо – в честь героя наполеоновских войн – смог полностью посвятить себя искусству. Он устроился в театр и в 1947 году придумал персонажа, принесшего ему мировую известность – «белого клоуна» Бипа. Наивный, задумчивый, слегка печальный, Бип был своего рода «эволюцией» образа Пьеро: Марсо придал характеру известного комедийного героя глубины и человечности. Бип стал невероятно известен, и очень быстро пантомимы с его участием стали «визитной карточкой» Марсо.
Несмотря на то, что большинство его пантомим были комическими, у Марселя Марсо было немало драматических сцен – стоит вспомнить хотя бы его знаменитое «Против ветра». Упорное движение вперёд вопреки буре лишь поначалу кажется забавным – герой нелепо размахивает руками, изгибается и едва не падает; но в конце своего нелегкого пути несгибаемая воля маленького человечка вызывает не смех, а восхищение.
Кстати, именно эта пантомима Марсо послужила основой для знаменитой «лунной походки» Майкла Джексона. «Мне очень нравится, что он делает с тишиной», - говорил Джексон.
Марсель Марсо – удивительный мастер, единственный в своем роде. Про него говорят, что он открыл двери в пантомиму – и сам же закрыл их; равных ему не появилось до сих пор.
Предлагаем немного посмотреть на пантомимы Марсо и поделиться в комментариях впечатлениями.
Ольга Оринго
LaVanda
Сб, 04/04/2020 - 12:08
LaVanda
Сб, 04/04/2020 - 12:10