Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

В авангарде театрального движения

Хотела бы начать рассказ с небольшого воспоминания. А как иначе донести, насколько обширна тема жизни и творчества В. Э. Мейерхольда для тех, кто связан с театром? Устраивайтесь поудобнее.

Третий курс театрального факультета, зимняя сессия, начинается экзамен по истории русского театра. Мы шумно разбираем билеты, кто с ужасом, кто со смехом обсуждает темы, кто-то радостно восклицает «Есссс!». У кого-то биомеханика Мейерхольда, у кого-то его сценография, у кого-то его режиссёрская методология. Сажусь и переворачиваю свой билет, второй вопрос: «Всеволод Эмильевич Мейерхольд». Всё. Уточняю у преподавателя упавшим голосом:

— А что мне рассказывать?

Отвечает:

— Всё.

— Совсем всё?

— Совсем всё.

Мы проговорили с ней сорок минут только о нём и я рассказала меньше половины заготовленного! Решили закругляться, иначе аудитория решила бы, что экзамен только для меня. Вот и сейчас: рассказывать о режиссёрских идеях и исканиях Мейерхольда — всё равно, что объять необъятное, но сегодня я снова попробую, хоть у меня на этот раз и меньше сорока минут.

1fb56217dcafb0d18239f8b636459384.md.jpg

 

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (при рождении Карл Казимир Теодор Мейергольд) был русским театральным режиссёром из немецкой семьи, актёром, педагогом, теоретиком и практиком театра. Успевший поработать как актёр и режиссёр с Константином Сергеевичем Станиславским и не сойтись с ним идеями, и отринуть понимание сценического оформления объединения «Мира искусства», в двадцатых годов двадцатого века Мейерхольд стал одним из ведущих режиссёров, работающих в жанре конструктивизма. Авангардный, а значит передовой, театр требовал проявления на сцене той реальности, в которой теперь жили люди. В театральных концепциях двадцатых годов художники-конструктивисты создавали образ города будущего, нового быта, урбанизированной и механизированной среды. 

В сущности, про авангард принято говорить как про стиль. Но это не совсем верно: авангард, авангардизм стал скорее обобщающим названием для нескольких стилей, которые возникли на рубеже XIX-XX веков прежде всего в европейском искусстве, к которому мы географически тоже относимся. Сам термин не был для группировок творцов самоназванием, он появился для того, чтобы объединить существующие тогда стили. Его основными направлениями были: фовизм, кубизм, абстрактное искусство, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство.

На рубеже XIX-XX веков утвердился режиссёрский театр и это повлекло за собой проблему сценических решений. В этом смысле многое театру подарил Мейерхольд через конструктивизм. Открытия Мейерхольда ещё при его жизни изменили представления о театральном искусстве, раздвинули его границы. «Пространству жизни» Станиславского Мейерхольд противопоставил «пространство игры», когда вся сценическая коробка была функциональна, и играла с актёром или даже без него. После, хоть и неудачного, сотрудничества с Александром Таировым, Мейерхольд воспринял и частично реализовывал в своих работах идею оформления спектакля с помощью единой установки. Как правило это была система декораций с кубистическими и геометрическими элементами, которые обыгрывались или не обыгрывались актёрами. Конструктивизм на сцене характеризовался строгостью, геометричностью, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика — чему и отвечала сама концепция конструкции.

Главном было сделать видимой ведущую конструкцию постановки, то, что обычно скрывается. Именно у Мейерхольда отчетливо выявлена эта доминирующая конструкция, на которой, или вокруг которой, выстраиваются мизансцены. Чаще всего это лестница, уходящая вверх или по диагонали в сторону вбок, либо дугой охватывающая всю сцену. Это было намерение избавить спектакль от декораций, устранить любую декоративность на сцене. Фигура художника-декоратора исчезает, его заменяет конструктор-дизайнер. В результате идеальный спектакль отделяется и от быта, и от природы, он происходит внутри конструкции.

ffd6639ff6a57a07286d48dc38defe7b.md.jpg

Спектакль «Великодушный рогоносец», художник Л. С. Попова

 

На примере одного из самых успешных спектаклей Мейерхольда, «Великодушный рогоносец», можно увидеть, как воплощалась такая идея. Станок — неподвижная конструкция, установленная вдоль сцены. Сделанная из строганного, но не покрашенного дерева, состоящая из ломаной горизонтальной плиты наверху и ряда диагональных лесенок, скатов, переходов и площадок по сторонам, слева и справа. Сначала кажется, что конструкция ничего не означает, это абстракция. Но потом, по ходу спектакля, зритель замечает, как это действует: станок не отделен от театральной игры, цветок в руках героини Стеллы превращает его в утреннюю террасу; сценическая площадка перед станком становится то двором, то столовой. Динамику вносили молодые актеры, все как один одетые в синюю прозодежду, выполняя гимнастические приемы и акробатические прыжки, сталкиваясь в коротких схватках, работая очень точно и очень свободно. На профессиональном языке то, что они делали, называлось биомеханикой — системой актерской игры, разработанной Мейерхольдом.

Koнcтpyктивиcтcкaя фopмa eдинoй ycтaнoвки выpaжaлacь в тoм, чтo оформлявшая спектакль Л. Попова построила ee исключительно из oпopныx и paбoтaющиx apхитeктypнo-cтpoитeльныx чacтeй мeльницы (являвшeйcя мecтoм дeйcтвия пьecы). Конструкцию сocтaвили двepи, oкнa, aжypнaя фaxвepxoвaя пepeгopoдкa, жeлoб, лестницы, плoщaдки, вeтpяк, кoлeca, и она в конечном cчeтe являлa coбoй, хотя и кapкacный, cкeлeтooбpaзный, cxeмaтичecкий, нo тeм нe мeнee тeaтpaльный oбpaз мельницы.

f79ea19284b58910494f2109ea62764a.jpg

Л. Попова. Первоначальный набросок для спектакля «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. 1922

fc2240f49838788a692a15b874906732.jpg

Сцена из спектакля «Зори» в постановке Всеволода Мейерхольда и Валерия Бебутова на сцене Первого театра РСФСР, позднее переименованного в Театр им. Мейерхольда, 1920 год

 

Сейчас нам, повидавшим и не такое на театральной сцене, это кажется не таким уж впечатляющим. Но в то время, когда на короткий срок в десяток лет конструктивизм подчинил себе театр, это было необычно и часто непонятно для зрителя. После двадцатых годов пыл конструктивизма начал затухать, но труды Мейерхольда на долгие годы изменили понимание о театре. Кроме того, сотрудничество театра с художниками авангарда привело к рождению художника нового типа, соавтора режиссёра, конструктора. Приёмы и методы, выработанные тогда, не теряют своей актуальности и по сей день.

928dc8eb777af9c5a0462090bab16538.md.jpg

На фото: серьги и кольцо "Авангард"

 

Алёна Минакова для Оринго оринго 2

Cleona
Пт, 23/10/2020 - 18:44

Спасибо. Вопрос - а какие новые форматы и течения возникли на рубеже 2000? И почему нет всплеска и Новой волны, нет, цунами новых течений?
Minakova
Пт, 23/10/2020 - 23:37

Марина Павловна, ох, какой вопрос... Изучая историю театра (театра кукол - более узконаправленно, это моя специализация), я столкнулась с тем, что на рубеже столетий мы наблюдаем появление не новых стилей, а с переработкой старых и поиск в них новых смыслов — это постмодернизм и постпостмодернизм. Это не стили и узконаправленные понятия, а скорее такие себе рельсы, по которым катится культура, искусство, медиапространство. В самой концепции постмодернизма и постпостмодернизма и есть ответ на то, почему нет новых стилей: есть доступ ко всемирной истории искусства и рефлексия на её произведения. Очень точно простым и лаконичным языком о том, что такое постмодернизм и как он работает, написал Умберто Эко в небольшой книге "Заметки на полях "Имени розы". Очень рекомендую 
Cleona
Сб, 24/10/2020 - 19:22

Спасибо, Алена. Обязательно найду. Да, похоже мы живем в эпоху постпостмодернизма. Или, может, гиганты прошлого оставили столько наследия, что дай Бог бы с ним разобраться. Или, все-таки, сейчас где-то тихо созревают гениальные идеи, пока недоступные широкой публике...