Литературный стиль – понятие популярное. Однако точно ли мы с уверенностью можем сказать, что же это, собственно, такое, и какие литературные стили нам знакомы? Давайте разбираться!
Обычно под «стилем» подразумевается некий уникальный и оригинальный способ творчества: манера накладывания мазков у художника, подбор слов и построение фраз у писателя… В принципе, в таком значении понятие «литературный стиль» тоже существует – говорим же мы о стиле, к примеру, Шекспира или Достоевского. Но намного чаще «литературный стиль» – это синоним литературного направления. Так стоп, а что такое литературное направление? И почему его называют стилем? Ох, и сложная это задача – быть образованным человеком…
Нет, на самом деле всё не так страшно. Стиль, как мы помним – это оригинальный, отличающийся от прочих способ творчества. А литературное направление – это совокупность неких творческих приёмов и принципов, которыми пользуется множество авторов одновременно. По сути – тот же стиль, только не одного конкретного автора, а целого множества. Литературных направлений в мире огромное количество. Разумеется, обо всех мы рассказать не сможем – слишком уж их много – но про основные и самые интересные упомянем.
Итак… Литературные стили как таковые появляются достаточно поздно – куда позднее самой литературы и даже понятия авторства. В Европе это происходит примерно в 16 веке, когда привычный, понятный мир, знакомый по Средневековью, вдруг начал рушиться – Лютер перевёл Святое Писание на грубый народный язык, Коперник вышвырнул Землю из центра Мироздания и разжаловал до простого каменного шарика, а Ньютон объявил цветное белым, а белое – цветным. Видимый и осязаемый мир вдруг оказался результатом искажений несовершенных человеческих чувств, здравый смысл обернулся ложью, а абсурд – истиной… Неудивительно, что литераторы этой эпохи были единодушны в своём порыве отразить непостижимость и абсурд бытия – с печалью, отчаянием или же дерзким восхищением. Так родился удивительный, мощный стиль барокко (кстати, его название происходит от португальского слова bагосе - жемчужина причудливой формы).
Дух времени и стиля прекрасно отразил английский поэт эпохи барокко Джон Донн:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
На фото: серьги "Капитошка" с барочным жемчугом
Барокко – это напряжение чувств, крайняя страстность, жадное желание познать мир и вселенское отчаяние от невозможности это сделать. Это максимальная выразительность, необычность, яркость, даже вычурность. Чем нереалистичнее – тем красивее. Это причудливые метафоры и аллюзии, оксюмороны и каламбуры, высокие образцы поэтической речи рядом с грубейшими площадными выражениями…
Прекрасный пример барокко во всей его красе – роман немецкого писателя Ганса Якоба Кристофа Гриммельсгаузена «Симплициссимус». Невероятно фактурный, смешной, философский, а если присмотреться повнимательней, откровенно жуткий – неудивительно, ведь действие происходит во время Тридцатилетней войны. На всё происходящее непотребство автор глядит глазами незамысловатого, честного и прямолинейного героя, который, рассуждая о бытии, может произнести такую сентенцию:
«Наибольшая часть людей подпадает осуждению вечному по той причине, что не ведали они, кем были и кем могли или должны были сделаться».
А через минуту:
«Борода выросла, ума не вынесла, а не то бы козлы в превеликом у всех были решпекте».
Вот это барокко и есть!
На фото: серьги "Барокко"
С беспокойным, буйным и нестройным барокко соперничал классицизм. Он, напротив, стремился упорядочить непокорный мир, объяснить, сделать понятным, превратить дикую чащу в уютный французский парк. Именно на него похожа литература классицистов: дорожки-сюжеты всегда прямые и ровные, ведущие строго в одном направлении – не заблудишься; слова-деревья тщательно отобраны, отсортированы, подстрижены и подвязаны, а каждую прямую как стрела аллею, усаженной аккуратными деревцами, венчает прекрасная, гармоничная мраморная статуя – мораль.
Каждое стихотворение, повесть, пьеса в классицизме имеет цель – научить читателя добру и красоте, хотя бы чуть-чуть. Ни одно слово не пишется просто так – каждое тщательно взвешено, каждому знают цену. Недаром именно из произведений классицистов вышло столько прекрасных, отточенных афоризмов, где все слова – к месту, все образы и метафоры – точно в цель. Взгляните, например, на цитаты из пьес Мольера – величайшего драматурга эпохи классицизма, достигшего невероятных высот в самом непростом и спорном жанре – комедии. Пьесы Мольера очень живые, яркие и действительно смешные, безо всякой натужности и нравоучительности – и одновременно с этим они сохраняют прямолинейность, взвешенность и чеканность классицизма.
Тот, кто любит всех, тот никого не любит. («Мизантроп»)
Насилие — дурной способ заставить полюбить себя. («Мнимый больной»)
Любовь всегда склонна бывает к ослепленью, / Она любой порок за качество сочтет / И в добродетели его произведет. («Мизантроп»)
Нет ничего более необходимого человеку, чем танцы. («Мещанин во дворянстве»)
На фото: подвес "Анна" с кубическим цирконием
Однако не все желали ходить прямыми дорожками среди ровных деревьев. Строгость, чинность и предсказуемость тяготили слишком многих, а противоречие между моралью классицизма и настоящими человеческими чувствами и поступками становилось всё более явным. Наконец оно прорвалось в литературу самым буйным, бурным и ярким из возможных стилей – романтизмом.
Ни в коем случае не верьте названию этого стиля – представляя себе авторов эпохи романтизма как хрупких, бледных, сентиментальных существ «не от мира сего», вы очень сильно ошибаетесь. Писатели и поэты-романтики были бунтарями, ниспровергателями устоев, мистиками и еретиками, в высшей степени эксцентричными личностями. Так, Байрон участвовал в революции в Греции (и даже стал там национальным героем!), Мицкевич организовывал в своей альма-матер тайное общество, а Шиллер дезертировал из армии и несколько лет скрывался по всей Германии от гнева герцога Вюртембергского… Творчество романтиков было создателям под стать – яркие, экзотические образы, необычные метафоры, сильные, цельные герои, словно выписанные парой энергичных мазков, бурные конфликты и сложные моральные дилеммы…
Томас Филлипс "Портрет Лорда Байрона в албанской одежде"
В разных литературоведческих пособиях пишут, что романтизм описывает «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Страшное упрощение, конечно – но простим это учебникам, так и быть. Выдающаяся, сильная личность – для романтизма предмет восхищения, наблюдения и подражания, а для многих авторов-романтиков – единственно возможная форма бытия. Взгляните на стихотворение Шиллера «Колумб» – это настоящая квинтэссенция романтизма:
Далее, смелый пловец! И пусть невежды смеются,
Пусть, утомившися, руль выпустит кормчий из рук -
Далее, далее к западу! Должен там берег явиться:
Ясно видится он мысли твоей вдалеке.
Веруй вожатаю-разуму! бодро плыви океаном!
Если земли там и нет - выйдет она из пучин.
В тесном союзе и были и будут природа и гений:
Что обещает нам он - верно исполнит она!
На фото: кольцо "Из пены морской" с черным жемчугом
Герои, бунтари, творцы, прекрасные и сильные духом, населяют страницы поэтических сборников – но увы, в жизни их редко встретишь. Куда вероятней увидеть на улице студента, лавочника или чиновника, чем Мцыри или Карла Моора. Может быть, начать писать и о них? Разве жизнь недостойна искусства?
Так рассуждали авторы, стоявшие у истоков реализма – одного из наиболее влиятельных и долгоживущих стилей. Это сейчас мы считаем, что отражение жизни в искусстве – практика нормальная и естественная. А ведь когда-то всё было совсем иначе! Искусство было миром чистых образов, оно было иносказательно и аллегорично. Тащить в него повседневность никому просто в голову не приходило. Зачем про неё вообще писать? Она и так постоянно перед глазами!
Реалисты же совершили настоящую революцию. Они показали, что искусство может говорить о чём угодно. Вообще о чём угодно! В литературу может попасть не только благородный герой, но и дворник, извозчик, нищий студент или бедный чиновник. А конфликты и трагедии реальной жизни – бедность, неудачный брак, нелюбимое дело или «обыкновенный» экзистенциальный кризис – ничуть не менее сильны, выразительны и достойны описания.
На фото: подвес "Под другим углом"
Ещё одно радикальное новшество реалистов – наделение героя психологией. Это современному читателю герой не герой без психологического досье, а ведь ещё не так давно то, что литературный персонаж может думать и действовать как реальный человек, было настоящим открытием! Реалисты первыми решились заглянуть героям в головы и описать увиденное изумлённым читателям. Дерзкое новшество попало точно в цель – и даже умудрилось стать литературным каноном!
Реализм, опять-таки упрощённо, описывают как изображение «типического героя в типических обстоятельствах». Согласитесь, надо иметь немалую смелость и талант, чтобы отразить целый мир через кусочек скучной жизни неприметного чиновника со смешной фамилией…
«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат! … Фамилия чиновника была Башмачкин».
Разумеется, описанные стили – это далеко не всё. Стилей в литературе множество – на любой вкус, на любое мировоззрение. Однако всегда важно помнить, что литературный стиль – это не просто скучный термин из учебника, и не измышление оторванных от жизни снобов-писателей. Это настоящий живой язык творчества, прорастающий из чувств и мыслей живых людей. Без людей нет и стиля. Поэтому если хотите в полной мере насладиться литературой барокко или романтизма – представьте себя на минуту напуганным прогрессом Донном или дезертиром-Шиллером. И тогда сухие строчки оживут, а вы поймаете себя на том, что в подобных обстоятельствах наверняка сказали бы то же самое…
А какой стиль отзывается лично вам?
Ольга Оринго
Cleona
Пт, 23/10/2020 - 12:34
Minakova
Пт, 23/10/2020 - 13:07