Имя Сент-Экзюпери, писателя-авиатора, знакомо, пожалуй, каждому. Но небо вдохновляло далеко не только его: многие писатели так или иначе были связаны с полётами и отразили это в своём творчестве. Отражения эти получились очень разными: философские притчи, военные истории, городские легенды и даже стихи! Объединяет их одно: все эти книги зовут за собой, в небо...
Вся жизнь Антуана де Сент-Экзюпери - замечательного писателя, удивительного и самоотверженного человека – была связана с полётами. Впервые поднявшись ввысь на самолёте в 12 лет, он уже не расставался с небом. Авиация и литература – две его главные страсти – удивительным образом переплетались друг с другом, образуя единое целое: в небе Сент-Экзюпери размышлял над новыми повестями и рассказами, на земле – описывал свои полёты.
На фото: кольцо "Это шляпа?"
Однако Сент-Экзюпери – отнюдь не единственный литератор, на чье творчество повлияло небо. Какие же ещё писатели сочетали в себе любовь к слову и полётам? Удивительно, но их было не так уж мало.
И первым в нашем списке станет, конечно же, Ричард Бах. Нам он известен, прежде всего, по философской повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», в основе которой лежит полёт как сложная аллегория пути к духовной свободе. Эта повесть обрела невероятную популярность и не раз переиздавалась – как на родине автора, так и за её пределами. Однако это далеко не единственное произведение Баха, вдохновлённое небом: тема полёта пронизывает буквально всё его творчество.
На фото: серьги "До завтра..." с желтым халцедоном
Однако если кто-то, прочтя «Чайку…», решит ознакомиться с другими произведениями автора, он рискует оказаться в положении королевы Виктории: той в своё время так понравилась «Алиса в стране чудес», что она решила немедленно прочесть все книги этого замечательного писателя по фамилии Кэролл, однако была немало удивлена и обескуражена, когда ей принесли несколько увесистых томов по математической логике… Немалая часть произведений Баха – отнюдь не фантастические притчи в духе «Чайки…», а вполне реалистические рассказы о буднях лётчика и тонкостях управления самолётом. Впрочем, они настолько захватывающи и красивы, что их взахлёб читают даже люди, далёкие от авиации. И одновременно они настолько точны и натуралистичны, что их используют как пособие для начинающих пилотов!
Следующим в нашем списке станет классик американской литературы, лауреат Нобелевской премии Уильям Фолкнер. Авиация наложила немалый отпечаток на его жизнь и творчество, несмотря на то, что профессиональным лётчиком он не был, да и в авиацию попал чуть ли не случайно.
А дело было так: Фолкнер был давно влюблён в красавицу Эстелл Олдем. Однако в 1918 году Эстелл вышла замуж. Фолкнер был разбит и с горя решил податься на фронт Первой мировой. Однако и там его ждала неудача: врачи решили, что для солдата он не вышел ростом – всего 166 см. Разочарованный Фолкнер решил всё же не сдаваться и записался добровольцем в Королевские военно-воздушные силы Канады. С авиацией он до того дела не имел, поэтому сначала поступил в лётное училище. Однако и в этом начинании Фолкнер не преуспел: пока он учился, война закончилась! На фронт он так и не попал. Впрочем, пожалуй, к лучшему: после своей недолгой военной карьеры Фолкнер вернулся в университет и обратился к литературной деятельности.
Авиационный опыт, пусть и непродолжительный, немало повлиял на творчество Фолкнера: так, лётчиками были некоторые его герои – например, Байярд Сарторис в романе «Сарторис», после возвращения с войны отчаянно жаждущий саморазрушения и гибели. В этом романе, написанном спустя почти десять лет после Первой мировой, небо показывает совсем другую свою сторону…
Любопытно, что Эстелл Олдем, любовь к которой отправила Фолкнера в летчики, после развода с первым мужем все же стала его женой.
Следующий герой нашей истории – Роальд Даль, британский детский писатель, знаменитый своими отнюдь не детскими сказками – странными, причудливыми, циничными, щедро сдобренными чёрным юмором. Нам он известен, прежде всего, по сказке «Чарли и шоколадная фабрика» (которую великолепно экранизировал Тим Бёртон, точно такой же любитель жутковатых чёрноюморных историй). Истории Даля вызывали – и по сей день вызывают – неизменный восторг у детей и, скажем так, неоднозначную реакцию у их родителей. Впрочем, вполне возможно, что на его истории повлияло военное прошлое их автора…
Начало Второй мировой войны застало двадцатитрёхлетнего Даля вдали от родной Британии. Когда объявили мобилизацию, он находился в Танзании, в городе Дар-эс-Салам, где работал клерком в нефтяной компании. Даль решил, что не станет отсиживаться вдали от фронта, и на стареньком «Форде» проделал 600 миль для того, чтобы попасть в город Найроби и записаться добровольцем в Военно-воздушные силы Великобритании. Он прошёл восьмимесячный курс обучения и в 1940 году отправился в свой первый полёт, который закончился… крушением в пустыне. Даль едва выбрался из горящего самолёта, получил травму черепа и на какое-то время ослеп.
После этого происшествия он много месяцев кочевал по разным госпиталям, однако после выписки решил вернуться в строй. Почти год он, несмотря на сильнейшие головные боли, совершал многочисленные вылеты и подбил немало немецких самолётов. Однако в конце концов его признали непригодным к лётной службе и отправили в Англию.
Недолгая летная карьера серьёзно повлияла на творчество Даля: свою писательскую карьеру он начал с непростых и реалистичных книг о войне и лётной службе. Одновременно с этим, буквально сразу же после возвращения с фронта, он написал странную полусказочную историю о гремлинах – зловредных мифических существах, портящих британские самолёты. История очень быстро стала такой популярной, что превратилась в своего рода городскую легенду, зажив собственной, независимой от автора жизнью. Наверняка и вы слышали о злобных гремлинах, которых хлебом не корми, дай испортить какую-нибудь технику…
Всмотритесь повнимательнее: именно так, по мнению Даля, выглядят гремлины. Теперь вы знаете, кто виноват в том, что не работает телефон или зависает любимый сайт!
Образовательный буклет для пилотов, в котором гремлины объясняют опасность обледенения самолетов
А завершим мы нашу историю рассказом о человеке, для которого авиация была настоящей страстью – о лётчике, конструкторе, поэте, художнике, революционере и невероятно яркой личности. Имя этого человека – Василий Каменский.
Сам себя Каменский называл «поэтом и лётчиком». Именно так. Две этих сферы были для него нераздельны. Он был футуристом – во всех смыслах: не только писал яркие провокационные картины и не менее провокационные стихи, не только смело сочетал стихи и графику в своих «железобетонных поэмах», но и вёл громкую, яркую, экспрессивную жизнь под стать творчеству. И вполне в духе этой жизни было его страстное увлечение авиацией – в начале прошлого века воплощавшей собой всё новое и прогрессивное.
Какая вы публика — злая да каменная
Не согретая огнем футуризма
Ведь пророк — один пламенный я
Обожгу до идей Анархизма.
Какая вы публика — странная да шершавая
Знаю что Высотой вам наскучу —
На аероплане взнесенный в Варшаве я
Часто видел внизу муравьиную кучу.
И никому не было дела
До футуриста-летчика
Толпа на базарах — в аллее
Галдела
Или на юбилее
Заводчика.
Разве нужна гениальность наживам -
Бакалейно-коммерческим клубам.
Вот почему перед вами Живым
Я стою одиноким Колумбом.
В. Каменский "Живой памятник"
В 1911 году Каменский специально отправился в Европу учиться лётному делу. Он побывал в Берлине, Париже, Лондоне, Вене, но, в конце концов, избрал варшавскую лётную школу «Авиаты». Там он освоил управление монопланом и официально получил статус авиатора. Восторг от неба, от причастности к невероятному техническому прорыву человечества, Каменский выразил в многочисленных стихах, например, в стихотворении с неожиданным названием «Танго с коровами»: «С оловянным веселием смотрим мы на судьбу. Мы — Открыватели Стран — Завоеватели Воздуха…». Кстати, именно Каменский ввёл в обиход слово «самолёт», в качестве замены тогдашнему «аэроплану».
Каменский не только летал на самолётах, но и проектировал их, а также занимался усовершенствованием уже имеющихся моделей и разработкой аэросаней. А после революции даже подружился с Чкаловым! При этом увлечение авиацией отнюдь не мешало его литературным трудам, и даже наоборот – Каменский всю жизнь писал на удивление много и активно.
История знает и других писателей-лётчиков – например, Дика Фрэнсиса, британского автора детективных романов, или Ромена Гари, французского прозаика и литературного мистификатора. Небо оставило отпечаток в творчестве многих талантливых людей.
А каких писателей, связанных с небом, знаете вы?
___
Для написания статьи были использованы материалы сайта eksmo.ru.
Ольга Оринго
irisnatusia
Пнд, 29/06/2020 - 20:45
Оля-Оринго
Пнд, 29/06/2020 - 22:33