Каким был самый первый лоскут ткани мы уже не узнаем. Зато историкам известны пути славы и забвения многих узорчатых материй – такие повороты судьбы не снились даже Болливуду. Клетка и полоска – как разлученные сестры. Одна – любима, почитаема и обречена на успех, вторая прошла долгий путь к признанию.
У вечно модной клетки может быть бесконечное количество интерпретаций. Стилисты уверяют, что никакой другой рисунок на одежде (при правильном подходе) не позволяет настолько искусно подчеркнуть достоинства фигуры или скрыть её недостатки.
Подвес "Тартан"
Клетка всегда считалась символом высокого статуса и была одной из самых дорогих тканей. Ее прообразом принято считать шотландскую шерстяную клетчатую ткань — так называемый тартан. Хотя теперь известно, что до шотландцев клетчатые расцветки в одежде были распространены в разных уголках мира, например, римские аристократы также носили тоги из тканей в клетку. Моду на тартан ввела королева Британии Виктория, которая обожала «всё шотландское».
Также среди самых популярных можно выделить следующие виды клеточек.
«Куриная лапка», «Гусиная лапка», «Собачий зуб». В современном виде «гусиная лапка» оформилась только в XIX веке. Орнамент действительно похож на передние клыки собаки или же на отпечатки гусиных лап. Если узор помельче, то это «куриная лапка». Покрупнее — «гусиная» или «собачий зуб». Этот принт ввела в мир моды Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия.
И, наконец, одна из самых узнаваемых и распространенных клеточек – француженка «Виши». А в англоязычных странах такую клеточку принято называть «гингем» (gingham).
Серьги "Дебют"
В 1850 г., во французском городке Виши, местными ткачами была изобретена особая разновидность клетки из двух цветов (один из которых чаще всего, белый). Изначально клетки «Виши» использовали для постельного белья, но постепенно орнамент приобретал все большую популярность и со временем перешел на салфетки, скатерти, обивку мебели, шторы и пологи кроватей. Думаю, вы узнали этот часто используемый в стиле кантри принт.
Но престиж клетки «виши» не мог подняться на fashion-уровень. Мало кому хотелось носить на себе «большую салфетку». Уделом этой «провинциалки» оставались предметы интерьера. Так продолжалось до тех пор, пока клетка не попала в США. Здесь этот принт был положен в основу текстильно- национальной идеи об «американской мечте».
В пятидесятых годах прошлого столетия «виши» вошла в моду и сейчас считается классикой.
Вертикальная, горизонтальная, многоцветная, асимметричная полоска будто символизирует нашу динамичную и эмоционально насыщенную жизнь. Но популярность полоски росла волнообразно, то спадая, то захватывая целиком умы и воображение модниц, уже независимо от положения и образа жизни. Выражение «полосатая жизнь» наиболее удачно описывает перипетии полоски на пути к славе. Этот незамысловатый принт успел побывать признаком отверженности, свободы и авангардности, чтобы затем стать классикой.
Первоначально полоски на одежде человека образовывались в результате определенного сплетения нитей и обработки краев одежды. Такие полосатые узоры встречаются и в Азии, и в Африке, и в Европе, и в Америке. Наши предки называли многоцветную полосатую ткань «пестрядь». Изначально создание такой ткани было вынужденным – когда в крестьянском хозяйстве заканчивалась пряжа, остатки сплетали вместе. Затем такой узор стали делать намеренно.
Подвесы "Тропинка"
Совсем по-другому обстояло дело у европейских народов. Во времена Средневековья полоску обязаны были носить шуты, палачи, куртизанки, еретики, каторжники, незаконнорожденные дети. Например, куртизанкам предписывалось носить шарф, платье или шнурки в полоску, палачам – полосатые штаны и шляпы, а шутам и жонглерам – колпаки и камзолы. Полоска в данном случае была сигналом для окружающих, чтобы было невозможно даже случайно принять их за порядочных граждан.
Реабилитировали милую полоску только в эпоху Возрождения. Начиная с одежды слуг, постепенно полоска стала украшать и наряды господ. Но положение ее все также шатко и неопределенно. Полоску то щедро одаривают вниманием, то переводят в разряд акцентов. В начале XIX века полоска сначала скромно украшает лишь отдельные детали туалета. Например, модно было носить полосатые туфли. Зато к середине века мода на полоску расцветает с новой силой.
Удача улыбнулась принту снова в XIX веке, когда во Франции, появилась тельняшка. В прессе часто появлялись заметки с фотографиями о героических сражениях моряков и, волей-неволей, полосатая одежда военных привлекает внимание модниц. В конце XIX - начале XX века из полосатой ткани стали шить детские костюмчики, платья для прогулок, затем полосатый узор распространяется на моду пляжную - зонтики, купальные костюмы. А потом эта тенденция распространилась, благодаря легендарной Коко Шанель. Она превратила тельняшку в базовый элемент женского гардероба.
С тех пор полоска укрепила свои позиции на подиуме. Она смиренно принимала идеи дизайнеров – полнела и худела, возносилась вверх и устремлялась вниз, сновала из стороны в сторону и томно наклонялась в бок, будто танцуя танго. За некоторыми полосатыми ритмами закрепились определенные названия. «Маркиза» - сочетание двух одинаковых по ширине полос разного цвета, «молоко и сахар» - сочетание гладкой и чуть присобранной полосок, «баядера» - узор в котором широкие полосы переходят в группу более узких разноцветных полосок, «бурнус» - асимметрично расположенные тонкие полоски разных цветов.
Вертикальная, горизонтальная, многоцветная, ассиметричная - во всем многообразии своих вариантов, полоска символизирует динамичную и эмоционально насыщенную жизнь. Возможно, именно поэтому она, не оставляя равнодушными, остается актуальной в любое время.
Кольцо "Млечный путь"
Единственная трудность, с которой можно сейчас столкнуться, как найти баланс между разнообразием геометрических принтов и стилей украшений. С какими украшениями вы предпочитаете сочетать клетку и полоску в наряде?
Наталья Оринго
ВОЛНУШКА
Пт, 26/07/2019 - 11:02
Apolinaria
Пт, 26/07/2019 - 11:27
Анастасия Оринго
Пт, 26/07/2019 - 12:31
Nifli
Пт, 26/07/2019 - 12:59
Mikurianka
Пт, 26/07/2019 - 15:27