В XIX веке в мире моды произошла настоящая революция, ключевыми достижениями которой стало введение понятия «вечернее платье» и разделение ювелирных украшений на дневные, вечерние и визитные. Ведь до середины 19 века украшения были лишь повседневными и праздничными.
Появление вечернего платья стало заслугой королевы Виктории. Тогда под ним подразумевали платье, лишенное рукавов, длиной от щиколотки до пола. В Викторианской Англии их надевали на званые ужины, приемы и в театр. Одно время они уступали по пышности придворным или бальным платьям, но к концу XIX века заслуженно завоевали статус самой роскошной вещи в гардеробе.
Разнообразный гардероб требовал соответствующих аксессуаров. Даже находясь дома, дамы меняли украшения в зависимости от времени суток. Кроме украшений как таковых, классификация коснулась и используемых вставок.
Так, к дневным камням относили малахит, агат, оникс, сердолик, коралл. Особенно популярными были гагат и оникс в составе траурных украшений (пример модницам подала все та же королева Виктория после смерти супруга - принца Альберта).
В моду вошли гранаты и бирюза, именно их широко использовали для «восточных украшений», мелкой бирюзой «осыпали» ветки и листья драгоценностей.
Вечерними камнями считались яркие изумруды, сапфиры, рубины, бразильские топазы, аквамарины, аметисты и алмазы. Самым распространенным видом огранки стала огранка розой.
Чуть позже в моду вошли австралийские опалы из Юго-Восточной Азии.
И практически в каждом ювелирном украшении встречался жемчуг. Крупные жемчужины собирали в ожерелья и серьги, более мелкими обрамляли цветные драгоценные камни, камеи и миниатюры.
Скромные утонченные колье и практически незаметные серьги были частью «утреннего» образа. Днем надевали элегантные повседневные аксессуары с полудрагоценными камнями.
А вечер поражал блестящей роскошью. Носить вечерние украшения с сияющими ограненными алмазами предписывалось замужним дамам и только в гарнитурах.
Закат империи Наполеона повлиял на искусство Европы, в том числе и ювелирное. Нужен был новый источник вдохновения, поиски которого привели мастеров к новому течению – романтизму. Ювелирная мода менялась в эпоху романтизма довольно стремительно, буквально в разные десятилетия могли преобладать разные по виду и дизайну украшения. В 1830-е годы дамы предпочитали носить много украшений, а уже в 50-е годы модным стал минимализм. В одно время ценили броши, кольца и браслеты, а в следующие годы носили диадемы и колье.
Романтизм дал толчок развитию неостилей: неорококко, неоампир, неоренессанс, неоклассицизм и необарокко. Не ограничивая себя рамками, ювелиры легко смешивали все эти стили, создавая красочные, разнообразные и живописные украшения.
В Англии в это время увлекались готикой и темой Древнего Рима. Во главу угла ставили художественную составляющую украшений, а не материальную. На пике популярности были кольца, броши, медальоны и браслеты, у которых под крышками скрывались маленькие тайнички.
Неорококо выразилось в увлечении усыпанными красивыми камнями брошами-букетами на высоких стеблях и брошами в виде бантов.
Стиль неоренессанс - это украшения с объёмными деталями в виде сфинксов на концах браслетов, миниатюрные фигурки-статуи на булавках для галстуков и другие изделия с рельефными деталями, фероньерки.
Неогреческий стиль (конец 1860-х годов) популяризирует камеи, мозаики, гравированный меандр, акант, пальметты. Золотые змеи в камнях, жемчугах и эмалях стали излюбленным образом в украшениях этого стиля.
В целом XIX век открыл новые возможности в ювелирном искусстве: новые сплавы металлов и новые способы огранки камней, гальванические покрытия, механизация производства. Все это в сочетании с переменчивой модой создало платформу для последующего расцвета мира драгоценных металлов и камней.
Наталья Оринго
Лиловый Цвет
Пт, 14/12/2018 - 13:54
dinagus81
Пт, 14/12/2018 - 20:11