Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Вечное стремление к небу

Готические соборы - пожалуй, самые "небесные" архитектурные сооружения, стремящиеся коснуться шпилями пушистых облаков... Раз старт Небесной неделе дал день рождения Антуана де Сент-Экзюпери, так и поговорим сегодня о французской готике.

L'homme a voulu monter vers les étoiles

Écrire son histoire

Dans le verre ou dans la pierre.

Ария Гренгуара из мюзикла Notre-Dame de Paris.


 

Не зря, ох не зря в знаменитой вступительной арии к мюзиклу Notre-Dame de Paris Бруно Пеллетье поёт о том, что человек хотел подняться к звёздам с помощью стекла и камня — это прямая отсылка к шедеврам готической архитектуры, когда приблизиться к небу люди хотели любым доступным способом. И выбрали — великолепие резных шпилей!

Чтобы подойти к пониманию того, почему же всё-таки готическая архитектура такая завораживающе-кружевная и стремящаяся к небу каждой башенкой-пинаклем, представим себе исторические декорации, в которых это всё создавалось. Итак, сцена, затемнение, открывается занавес…

58fefedf0e0f8f9380409774bfefbacb.md.jpg

Руанский собор, Франция

 

С конца XII века Европа переживает свой расцвет: заканчиваются крестовые походы, в Скандинавию приходит христианство, начинают развиваться наука и культура. Превозносится всё духовное и возвышенное, развивается куртуазная литература — как пример чистых и непорочных отношений, воплощающий в себе систему ценностей рыцарского сословия. Церковь среди всей неприглядности повседневной жизни становится символом близости к небу, островом истинно райского богатства среди городской бедности. Говоря «церковь», мы конечно же имеем в виду потрясающие, уходящие шпилями в небо, соборы. Развитие и расцвет готической архитектуры приходится на конец XII - начало XVI века.

f925fd9d94aadfe1cb3d24eebe72a96b.jpg

Собор святого Стефана в Вене, Австрия

 

При всё этом любопытно узнать, что на самом деле термин «готика» изначально возник в Новое время и был ругательным — имелось в виду, что черты этой архитектуры были привнесены варварами, готами, и они резко отличаются от царившей до нее романской архитектуры. Считается, что зародился этот стиль в Северной Франции, а затем стремительно распространился по Европе. И сейчас, если вы попадёте в город, где есть готический собор, вас непременно притянет к нему — настолько выделяются эти монументальные строения, поражающие сердце своим величием и великолепием. Сама конструкция, резьба по камню, скульптура, живопись, витраж — всё это сливается в единый ансамбль, в потрясающее произведение искусства, к которому нельзя остаться равнодушным.

Готическая архитектура отражала стройность божественного порядка и олицетворяла божественную Вселенную. Как художественная модель мироздания, она воплощала в себе ценности того времени: обращение к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Всё готическое искусство в целом стремилось возвысить человеческую душу, показать человеку его истинное предназначение — отсюда и заострённые шпили, стремящиеся к небу и к Богу.

2e9ac3846d6a988214047ae311c98e03.md.jpg

Реймсский собор, Франция

 

Такой формат постройки стал возможен в процессе решения сразу двух архитектурных задач: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Новаторство состояло в том, что свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, и его давление передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Среди всех этих, возможно, неизвестных определений, просто вспомните, как снаружи и изнутри выглядит готический собор. Изнутри своды поделены арками, уходящими в колонны, а снаружи нередко присутствуют полуарки, опирающиеся на дополнительные столбы. Именно эта конструкция и помогает не только поддерживать свод, но и убрать его давление со стен — а значит в стенах возникают высокие окна с потрясающими витражами. Кстати о витражах: роза, большое круглое окно над входом в собор, было характерной чертой готической архитектуры, и чем позднее во времени, тем затейливее оно оформлялось.

20f82e738e80ffed5127cb8e39483b68.md.jpg

Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция

 

98918faab8d6ae4ac2c5add3c7a60469.md.jpg

Витраж-роза Собора Парижской Богоматери

 

87eb20899fe8b49d377c2369b361c1a0.md.jpg

Украшения из коллекции "Роуз"

 

Украшение соборов и обогащение фактур шло практически одновременно с новыми технологическими решениями, можно сказать, неотделимо от них. Контрфорсы завершались острыми башенками-пинаклями, которые тоже имели свои зубцы. Водосбросы превращались в причудливых химер. Отливы порталов украшались удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура  над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Каждый вид искусства служил для демонстрации опасностей греховной жизни и демонстрации блаженств жизни святой.

d88763cec926ebaa9ebae7c78ce3e392.md.jpg

Собор Парижской Богоматери, фото начала ХХ века

 

5a7c9523080fcdea7d6410cf8eb2f193.md.jpg

Собор Парижской Богоматери, фрагмент фасада

 

2d25cab92dba416ec895819e2c235846.jpg

Подвес "Нотр-Дам" с отблеском небесной синевы. Фото natalyaavto

 

В каждой стране готическая архитектура имеет свои тонкости: в Италии было заметно влияние романского стиля, в Англии готика хранила прямоугольные, удлинённые объёмы; в Германии не так тщательно разрабатывался изукрашенный фасад, в Нидерландах на фасадах меньше присутствовала скульптура. Тем не менее. Общая стройность и возвышенность присутствовала по всей Европе, к XV веку превратившаяся во Франции, Испании и Португалии в «пламенеющую готику» — богато украшенные соборы были так заострены и фактуры, что напоминали поднимающиеся в небо каменные языки пламени.

50e136f43ddb4d8c34a688f325c9e9b9.md.jpg

Собор Дуомо в Милане, Италия

 

Говорить о готических соборах можно бесконечно — но лучше хотя бы один раз в жизни войти в сводчатый портал и увидеть это великолепие, от которого захватывает дух, своими глазами. В величие этих соборов действительно вложена не одна душа, и это ощущается каждым фибром своей собственной. Удивительно, но именно под стрельчатыми сводами небо кажется таким близким.

 

Алёна Минакова для Оринго оринго 2