«В фужере плещут звёзды,
Вино мадам Клико…
Всё так безбожно просто
И дьявольски легко».
Андрей Белянин
Когда мы говорим о шампанском, насыщенный рекламой внутренний взор сразу рисует три популярный лейбла: вовсю растиражированный Moet et Chandon, вечно связанный историей с монахами Dom Perignon, и яркая Veuve Clicquot. О да, весёлая вдова хорошенько потрудилась над тем, чтобы её игристое уж точно запомнили! И дело в первую очередь в новаторских методах, рвении и рискованных действиях самой госпожи Николь Клико-Понсарден, которая сделала шампанское таким, каким мы знаем его сегодня. Благородный напиток в те времена был мутным из-за осадка (есть даже версия, что знаменитые креманки, выполненные по форме груди Жанны-Антуанетты Пуассон, известной больше под именем мадам де Помпадур, имели специальное углубление у ножки для скопления осадка). И именно вдове Клико удалось сделать напиток прозрачным.
Для начала представим: молодая энергичная девушка 27 лет с задатками управленца и предпринимателя после 5 лет брака остаётся вдовой с неприбыльным производством на руках. Она, как истинный скульптор-творец, отсекла лишнее от семейного бизнеса, и оставила только одно: производство шампанского.
Тогда как в её время дамы в погреба с игристыми винами не стремились, Николь Клико-Понсарден просиживала там дни, изучая технологию изготовления шампанского. Она тщательно собирала пожелания клиентов, записывала, делала пометки, а затем анализировала. Так было выяснено, что больше всего любителей шампанского раздражает мутность напитка и дрожжевой осадок. Хитроумная вдова нашла способ борьбы с ним: именно в её погребах впервые в полках стали просверливать дырки, чтобы ставить бутылки под наклоном. Постепенно их поворачивали, чтобы дрожжевой осадок скапливался у горлышка — этот процесс назывался ремюаж.
Следующим этапом после ремюажа был дегоржаж: горлышко с осадком замораживали, бутылку откупоривали, и под давлением замороженный осадок вылетал из неё. Затем бутылка доливалась тем же вином или экспедиционным ликёром, и укупоривалась снова. Технология была раскрыта другим виноделам аж после десяти лет использования: и за это время покупатели уже привыкли, что самое чистое шампанское — это Veuve Clicquot.
Было введено и другое новшество: винтажное шампанское, то есть полностью из урожая одного года. Сейчас для нас это привычное дело, но тогда такого на рынке не водилось. Первый эксперимент провели в удачный для виноделов 1810 год, и на следующий решили повторить, а сама идея указывать на этикетке год очень понравилась покупателям.
Кстати про этикетку: и здесь проницательный ум шампанской бизнес-вуман сказался — она желала, чтобы её игристое было узнаваемо и запоминалось с первого взгляда! Выбранный ею оттенок для этикетки с тех пор практически не менялся, и ведь мы с вами тоже узнаём его.
Госпожу Николь было не остановить: вложения в оборудование и новые земли с лучшими виноградниками в Шампани; поставки в другие страны и титанические усилия для того, чтобы её вино подавалось монархам. Когда в Европе гремели войны и революции, вино мадам Клико поставлялось в те страны, где остро был нужен праздник. И немалую роль в успехе сыграла императорская Россия.
На протяжении нескольких лет ее помощник Луи Бонэ разъезжал в поисках наиболее прибыльных рынков сбыта, и именно он выбрал Россию. В 1806 году он был представлен царской чете и скоро отправил сообщение хозяйке: «Грядет радостное событие. Царица беременна. Если родится наследник, в огромном государстве шампанское будет течь рекой. Но не подавайте виду перед конкурентами, иначе все они сразу рванут на север».
Он оказался прав: как только принц появился на свет, виноделы со всей Франции отправились к берегам Невы. Там они старались дипломатично предложить «ни к чему не обязывающий ящик вина для вашего дома», однако в ответ слышали: «О, благодарю! Но мой винный погреб уже заполнен годовым запасом Кликовского».
Когда начала действовать антифранцузская коалиция, госпожа Николь пошла на прямое нарушение императорского указа и ее шампанское контрабандой завозилось в Россию. К началу войны 1812 года тут его знали уже прекрасно. В истории дома Veuve Clicquot-Ponsardin есть такой эпизод: однажды во владения вторглись русские солдаты и отдых вдовы был прерван истошными криками прислуги: «Мадам! Они в нашем доме, взломали дверь и пьют наше вино!». Николь не тронулась с места, ответив: «Пускай пьют! Позже они за все заплатят».
«Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток...»
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
О нет, это не просто какое-то игристое, названное в честь пролетавшей в кометы Галлея — это было именно шампанское Veuve Cliquot. Урожай в 1811 году был выдающимся, вино получилось крепким, и давало в голову так же залихватски, как пробкой по хрустальным люстрам. И когда в 1814 году сняли запрет на ввоз шампанского в Россию, вдова Клико немедленно отправила туда вино урожая 1811 года, так называемого «вина кометы». Ярче всего произведённый эффект описывает цитата из письма к вдове её агента по продажам Луи Бонэ: «…Из всех хороших вин, уже ударивших в головы северян, ни одно не походит на розлив 1811 года… Это дивное вино действует убийственно… Ваше вино — нектар, оно по крепости как венгерское вино, жёлтое, как золото. Ни малейшего битого стекла, а пена, тем не менее, такова, что полбутылки вместе с пробкой выливается на пол». В честь победы над Наполеоном в России по иронии судьбы поднимали бокалы шампанского Veuve Clicquot, а бутылки продавались по рекордной цене в 12 рублей. Вдова оказалась права: русские заплатили за её вино сполна!
После грандиозного успеха 1814 года вино мадам Клико продолжало оставаться популярным, а сама она всё так же работала не покладая рук, и даже удостоилась звания Grande Dame. Она также представила очередное новшество: розовое шампанское, которое она создала, добавив в оригинальный купаж тихое красное вино из пино нуар.
Николь так и не вышла замуж во второй раз. В более зрелом возрасте это не интересовало её так же, как и в юности. С годами она становилась всё менее женственной, а вот её деловые качества: решительность, трезвый взгляд и проницательность никогда ей не отказывали. Всю жизнь она посвятила «дьявольскому вину» — продавая драгоценности, подписывая закладные, выискивая способы заработать больше, а когда удавалось – покупая виноградники категории Grand Cru. Дело она хотела оставить дочери, но поскольку та не проявляла должного интереса, завещала всё компаньону, которого к неудовольствию родственников выбрала сама.
Чем же отличается шампанское легендарной вдовы?
За почти два с половиной века существования винного дома было выпущено множество релизов, но мы назовём основные:
Veuve Clicquot «Brut». Сухое шампанское искрящегося золотого цвета. Аромат цветов, нежной ванили и изюма; вкус — свежий, фруктовый, в послевкусии пряности. Заканчивается богатый букет нотками булочек-бриошей.
Veuve Clicquot «Demi-Sec». Полусухое, с доминирующей частью винограда пино нуар. В аромате палитра спелых плодов, засахаренных фруктов и свежеиспеченных булочек, а вкус мягкий с нежной кислинкой.
Veuve Clicquot «Brut Rose». Сухое розовое, с медно-розовым цветом. Благоухает ягодной палитрой: малиной, земляникой, вишней и ежевикой. Вкус элегантный, с благородными фруктовыми тонами и сухофруктами, а в послевкусии — миндаль и бриоши.
Veuve Clicquot «La Grande Dame». Винтажное сухое шампанское, производится в особенно удачные годы урожая. Вкус его мягкий и сбалансированный, а аромат полон цветочных и минеральных оттенков. Тонкости вкуса зависят от каждого конкретного винтажа. Розовое шампанское этой категории производится только из сорта винограда пино нуар.
И пусть вина года кометы нам уже не пить, но попробовать легендарное шампанское стоит! Уже выбрали себе фаворита для особенного случая?
Алёна Минакова для Оринго
Vikiviki
Пт, 26/02/2021 - 12:19
Minakova
Пт, 26/02/2021 - 13:34
Наталья Оринго
Пт, 26/02/2021 - 14:09
Minakova
Пт, 26/02/2021 - 14:28
Nifli
Пт, 26/02/2021 - 14:32