«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека».
«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
Цифры – показатель нашего успеха, состоятельности, и с этим сложно спорить. Точки отсчета могут быть разными – количество зубов, прорезавшихся к первому году ребенка, табель с оценками выпускника, сантиметры в окружности талии, число нулей в месячном доходе и многое другое. Что уж говорить, если даже любовь мы измеряем в днях и годах.
Оноре де Бальзак заставил весь мир говорить о возрасте женщины. Великолепный знаток женской души и покоритель сердец не мог ни жить, ни писать без любви. В день рождения писателя попробуем лучше понять образ «женщины бальзаковского возраста». А для этого стоит упомянуть первую сильную любовь молодого Бальзака.
Подвес "Ева"
Когда Бальзак встретил Луизу-Антуанетту-Лору де Берни, ему было 22, ей - 45. Она была соседкой семейства Бальзак — Салламбье в Вильпаризи. Бальзак давал уроки ее младшим дочерям. Постепенно молодой человек привык к ее обществу, привязался к ней, она же не упускала случая, чтобы похвалить его способности. Незаметно Бальзаку стало все больше и больше хотеться ей понравиться, завоевать ее благосклонность.
«Мужчина находит в недостатках любимой женщины лишь основания ещё больше её любить».
Мадам не скрывала, что ей сорок пять лет, что она уже бабушка. Бальзак, не знавший материнской любви, забытый и ненужный, рассказывал ей о своем детстве. Юноша не видел никаких изъянов в ее внешности или характере. Бальзак понял, что эта женщина — и только она — может дать то, чего ему так недоставало: уверенность в себе, вкус и знание света.
Колье "Сказка"
«Женщина – это лира, дарящая свои тайны тому, кто может играть».
Честолюбивым планам будущего гения не суждено было сбыться без участия женщины, которая вселила бы в него мужество и указала бы ему на его ошибки, участливо проникнув в его душу и сердце: «Мадам де Берни стала для меня настоящим Божеством. Она была одновременно матерью, подругой, семьей, другом, советчицей. Она создала писателя; она утешала молодого человека; она плакала, как сестра; она смеялась, она являлась каждый день, точно благодатная дремота, и усыпляла все горести».
«Абсурдно считать, будто мужчина не способен всегда быть счастлив с одной и той же женщиной. Это равнозначно утверждению, что хорошему музыканту требуется несколько скрипок, чтобы сыграть пьесу».
Кольцо "Романс о любви"
В мадам де Берни уживались обожание опытной женщины и материнская любовь. Их любовный союз длился 15 лет. Последние годы ее жизни они встречались нечасто, но переписка продолжалась.
Подвес и кольцо "Фабула"
Проницательная, насмешливая и страстная, Лора де Берни оказалась способной на глубокую преданность и всегда верила в счастливую звезду писателя. В 1835 году Бальзак спешил завершить дорогое ему произведение «Лилию долины». Написанное в форме исповеди, оно вобрало в себя жизненный опыт и некоторые эпизоды биографии автора. В образе целомудренной госпожи де Морсоф запечатлелась прекрасная душа Лоры де Берни. Эти волнующие воспоминания согревали ее последние дни.
«Женщина, которую я потерял, была для меня больше, чем матерью, больше, чем подругой... Во время сильных бурь она поддерживала меня словом и делом, и своей преданностью. Она была моим нравственным светочем. Образ госпожи де Морсоф в «Лилии долины» - лишь бледное отражение самых малых достоинств этой женщины».
Серьги "Love"
«Никто не любит женщину за юность или зрелость, за красоту или уродство, за глупость или ум; любят ее не за что-нибудь, а просто потому, что любят».
Возвращаясь к теме статьи, стоит сказать, что «бальзаковский возраст» — это идиома, не существующая в других языках. За основу был взят роман Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Одна из новелл называлась «В тридцать лет» («À trente ans»). В 1836 г. писатель и критик Жюль Жанен заявил об открытии Бальзаком «женщины от тридцати до сорока лет, и даже старше!», вытеснившей из литературы той эпохи шестнадцатилетних барышень.
Бальзака называли не иначе как «литературным Христофором Колумбом». «Дайте Бальзаку сорокалетнюю женщину, бледную, желтую, хилую, болезненную, пусть даже она будет с горбом или хромает, – ничего! она вмиг явится очаровательным созданием: романист-парадоксист оденет ее с изящным вкусом <…>; вы ослеплены, очарованы, пред вами не женщина зрелого возраста, желтая и безобразная, – перед вами ангел, волшебница, сама Венера».
С критиками можно соглашаться или нет, но все сходятся во мнении, что «бальзаковский возраст» - пора любви.
Наталья Оринго
Натаники
Пнд, 20/05/2019 - 15:47
brenda
Пнд, 20/05/2019 - 17:37