Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Вышивка на счастье

День вышиванки — праздник, призванный сохранить исконные народные традиции создания и ношения этнической вышитой украинской одежды. Ежегодно, в третий четверг мая, улицы Украины превращаются в цветущий сад.

fd06dfa1985db30fd14ebf952e9b66ef.md.jpg

Сейчас это яркий и модный элемент образа. Раньше считалось, что орнамент вышиванки защищает от недобрых взглядов, неудач и болезней. Новорожденным детям первую вышиванку шили матери или бабушки, читая молитвы за здоровье малыша. Девушки шили вышиванки и к своей свадьбе – в качестве приданого.  Небогатые невесты имели по 30-40 рубашек, а зажиточные девушки на выданье хранили 100 и больше сорочек.  Известно, что украинские чумаки, проводившие жизнь в долгих странствиях, доверяли шитье своей вышиванки лишь одной выбранной девушке. Рисунок на вышиванке - код, причем в каждом регионе Украины - он свой, уникальный. 

f5f9d79ae6b556343c9ba93b5ad112b1.md.jpg

Кольцо "Кудесница"

Представляем вам мнение специалистов: интересные факты о старинных вышиванках от этнографов и исследователей из каждого региона Украины.  

По мнению Маргариты Подосиновой, старшего научного сотрудника Днепропетровского национального исторического музея им. Д. Яворницкого, многие древние техники сейчас утеряны и современные красавицы-вышиванки не похожи на своих «прабабушек».  Наример, эта из поселка Звонницкое, Бахмутского района (Екатеринославская губерния, 18 век). Вставки между рукавом и полотном – удивительное произведение мастерства. Это не мережка, это необычное для нас выкалывание, в результате которого идеально присоединяется рукав, образуется оригинальный узор, очень мелкий и с множеством элементов.

11a19369877c8f5a25f1f846251de010.md.jpg

Скромность и лаконичность узора говорит о том, что наши предки изготавливали одежду не для хвастовства, а закладывали в нее сокровенный смысл. На этом экземпляре можно наблюдать вышивку и на спине. Такие вышиванки носили без керсеток, потому это было оправданно. Хотя позже вышивка плотно укоренилась лишь на рукавах и впереди.

Интересное сочетание цветов – красный и индиго – также характерная черта того времени. Сперва черного цвета в вышиванках практически не было, так как нити красили натуральными красителями – свеклой, орехом, дубом. Дорогой краситель индиго покупали на рынках, позже этот цвет заменили более дешевым черным.

Если в костюмах Западной Украины отсутствуют ластовицы под мышками, что в определенной мере сковывало движения рук, то жительницы Слобожанщины в своих вышиванках были более свободны.

Утонченная, даже капельку аристократичная вышивка «белым по белому» происходит из очень древних славянских традиций, так как имеет очень много солярных знаков. Узор не кажется нагромождением фигур, а представляет собой гармоничное и филигранное сочетание ромбов, квадратов, углов, овалов.

357cf5aa452257061f84e69cba2ed8c0.md.jpg

d6e9871e33a8f57fd03ea05717861b7b.jpg

Кольцо " Вышивка"

А вот вышивка крестиком роз и лилий, которую приписывают Приднепровью, явление более современное и заимствованное. В 20 веке француз Генрих Брокар представил в империи французскую парфюмерию и очень популярным было «Крестьянское» мыло за 1 копейку. На его обертке печатались модные французские узоры, лилии и розы. Очень быстро они нашли отражение в вышитых узорах, а крестик был выбран из-за относительно простой техники.

a69be06e8eee2c28a699c37166d5f483.md.jpg

Украинская интеллигенция сетовала на то, что народная вышивка умирает, что крестик убил народную вышивку. Но за 150 лет вышивка крестиком уже стала восприниматься как украинское достояние. Тот факт, что новомодная вышивка – самозванка на украинских просторах, подтверждается отсутствием в стенах музея им. Д. Яворницкого предметов, вышитых в этой технике.  

 

Директор Закарпатского музея народной архитектуры и быта Василий Коцан, показывает традиционную рубашку Закарпатья – довгань. Это единственный случай среди многообразия традиционных вышиванок украинцев, когда основная вышивка размещается сзади, по продольному крою рукава.

d30e68885f14658f5da994aa7442bc8d.md.jpg0eb359581a0f14401dc533903a7537c3.md.jpg

Рубашки-довгани – это цельные рубашки из белого домотканного полотна с длинными широкими рукавами.  Уникальный крой и отделка с множеством элементов делают довгани непохожими ни на один другой вид одежды.  Например, в верхней части рубашки делали продольный разрез длиной 10-15 см, который завязывался на плетеные шнурочки с кисточками-бойтами на концах.  Традиционные для этого региона орнаменты - «на столбики», «лягушки» -  не изменились даже с засильем техники «крестик». На то, чтобы вышить один рукав довгани, нужно было потратить две недели кропотливой работы.

Для вышивки чаще использовали красный или синий цвета. С появлением анилиновых красителей вышивка стала полихромной, но с преобладанием одного цвета: красного, синего, бордового, фиолетового.

 

В Восточном Подолье в отделке вышиванок ХІХ – начала ХХ века также была популярна низь, или низинка. Особенность подольской вышивки в том, что черный цвет в ней был всегда доминирующим и узор был имитацией ткачества, рельефно выделялся на фоне белого полотна.

fe628a3e228b01e8fded39b3e59da486.md.jpg3381012bdad456878bf3972be838e16d.md.jpg

Зажиточные хозяйки вышивали шерстяными нитками, те, что беднее – конопляными невыбеленными нитками. В середине прошлого века вышивальщицы начали «разбавлять» черные орнаменты вкраплениями элементов неоновых цветов, используя нити, окрашенные анилиновыми красителями. Но черная низь по белому – это уникальная подольская классика, присущая в основном юго-западным районам Винницкой области.  По словам сотрудницы научно-исследовательского отдела древней истории Винницкого областного краеведческого музея Лилии Гальчевской, раньше вышитая рубашка считалась вещью сакральной, магической. Женщина должна была вышивать ее только для себя или членов своей семьи. Их не советовали покупать и продавать.

Выбор доминирующего черного цвета связывают с уважением к земле-кормилице и стремлением защитить себя от всего лихого: черное все плохое в себя впитывает, а белое – защищает от него.

 

На Прикарпатье вышиванки, прежде всего, различаются по четырем этническим регионам. Если на Ополье предпочитали растительные орнаменты, то в селах Гуцульщины до сих пор любят геометрические узоры и многочисленные оттенки. Разнообразие геометрических орнаментов и красно-черную гамму цветов имеет Бойковщина, тогда как на Покутье вышиванку могли украсить четырьмя и даже пятью узорами, чтобы подчеркнуть мастерство вышивальщицы и богатство вышивки.

c92f802a63e0991bd0943a72fc5638e8.md.jpg

Кольцо "Матиола"

Именно на Прикарпатье можно встретить интересную «кудрявую» технику вышивания и наибольшее разнообразие цветов на рубашках.

784117976832555558e61a534212cd4b.md.jpg

e6e04d8660f2ee550467e190aedb4783.md.jpg

b2e15ce3889b4ab4fc7ee6852206273d.md.jpg

883d1a90b4e01fd7fed257fcd42dfa3f.md.jpg

На Покутье и Гуцульщине был очень неудобный покрой рубашек. Рукава собирали в уставок сзади, оставляя небольшое расстояние между ними. Из-за этого рубашка как бы тянула назад. Традиционные техники - яворовка и стебновка.

 

Тернопольщина известна легендой о том, как черный цвет стал преобладающим в вышивках. В XV-XVII вв. борщевский край был постоянным объектом нападений турок. После одного из таких нападений в нескольких селах над Днестром погибли все мужчины. Тогда девушки и женщины поклялись в течение нескольких поколений носить траур по погибшим любимым и венчаться в рубашках, вышитых преимущественно черными нитками.

1a3eff781ed328740c73919ce6a90eb1.md.jpg

a7d122ea0d835369be6bf1fa9ec80230.md.jpg

031a5f57d6b8520e9ef5817e58a45a64.md.jpg

Кольцо "Вышивка 2"

Мастерицы использовали традиционные для этого края техники – «узелок», «колодки». Для узора брали шерстяную нитку-"бовну", которую красили натуральными красителями. Также, как раньше, так и сегодня часто для отделки рубашек использовали разноцветные бусины – "пацьорки".

 

Для севера Житомирщины в вышивке и ткачестве был более характерен геометризованный цветочно-растительный орнамент, а для южных районов – цветочно-растительный. Перед вами свадебная рубашка конца XIX – начала ХХ века из Овручского района. Она сшита из фабричной льняной ткани и украшена обильной гладью. Рубашка декорирована солярными знаками, которым поклонялись, и стилизованным древом жизни, которое можно трактовать как изображение богини с головой и руками. На ней присутствуют еще и так называемые зубы, которые тоже выполняли функцию оберега.

bc3ae085ba36e659d9047f2c62ce9d56.md.jpg214e61fc911d6641c59a5f47c185d380.md.jpg

be783148c884d717ae9138b8a6f94ca2.md.jpg

Серьги "Калина"

Традиционно к свадебным вышиванкам украинские невесты надевали коралловое ожерелье. Считалось, чем большее количество этого украшения на шее, тем богаче невеста. Но это уже совсем другая история...поцелуи

fe9ee3d3fdd2275f6ceb3e5e993ebfc3.md.jpg

Колье "Хворост"

Наталья Оринго

 

Majorel
Чт, 16/05/2019 - 09:56

Вишиванки і прикраси Орінго- неймовірна краса!
Goldy_di
Чт, 16/05/2019 - 14:33

И все-таки для меня самое ассоциирующееся с вышиванкой украшение в каталоге - Сашико!
marisabel
Пт, 17/05/2019 - 18:02

Ой, дякую! Дуже цікаво!